Развитие организованности у ребенка
Привить ребенку чувство организованности и порядка… Звучит как труднореализуемая задача. И все же есть несколько простых и ненавязчивых способов сделать это. Берите их на вооружение, и совсем скоро ваш малыш или ваш подросток будет в порядке вещей заправлять по утрам постель, ничего не будет забывать в школу и даже перестанет разбрасывать вещи. Как бонус вы получите ребенка, который станет реже опаздывать, или вообще не станет. При этом мы постарались обойтись без совета: «начните с себя».
Заведите и ведите семейный календарь на каждый месяц
1|| Заведите и ведите семейный календарь. Красивый календарь с большими пустыми клетками под каждый день месяца словно сам просит, чтобы его заполняли запланированными делами и встречами. Поручите ребенку вести этот календарь для всей семьи: вписывать все дела, которые есть у мамы, у папы, у брата и у него самого. Это несложная задача, и возложенная ответственность за ведение календаря придает действиям ребенка важность в его собственных глазах. Конечно, с условием, что вы не будете ругать его за перепутанные даты или упущенные записи. Ваша задача помочь ребенку испытать удовольствие от ведения календаря и почувствовать гордость за себя, что он справляется со «взрослой» задачей. Пусть клеит наклейки, рисует сердечки, напоминает маме о записи к врачу (разумеется, мама и сама помнит, но можно лишний раз притвориться, что забыла, и похвалить ребенка, сказав что-то вроде «если бы не ты…»). Проверять списки выполненных дел и вносить обновления в календарь можно за воскресным завтраком. Можно, конечно, вести семейный календарь и всем вместе, чтобы каждый отмечал свои дела. Это уж какой вариант вам больше понравится.
2|| Составляйте контрольные перечни (чек-листы). Чек-листы можно составлять по любому поводу: «3 вещи, которые нужно сделать перед сном», «Список предметов, которые должны лежать в рюкзаке каждый день», «Что взять с собой на выходные к бабушке», «План уборки в комнате», «Список дел на неделю»… Умение ребенка составлять такие списки сначала вместе с родителями, потом самостоятельно, поможет ему выработать стратегию решения задач и привьет навык организации своего времени.
Доверьте ребенку работу по дому, которая предполагает сортировку
3|| Доверьте ребенку такую хозяйственную работу, которая предполагает сортировку и категоризацию. Например, расставлять вымытую посуду по местам, загружать в машинку белье в соответствии с вашими правилами стирки белья, складывать и разносить чистое белье по нужным полкам и ящикам, развешивать и убирать в своем шкафу одежду в соответствии с сезонами. Можно попросить ребенка рассортировать фотографии по датам, чтобы можно было продолжить семейный альбом. Упорядочить книжки в шкафу по высоте, авторам или жанрам, но корешками вперед. Попросите расставить в коридоре обувь по полкам: младшего брата — на верхнюю полку, папину — на нижнюю… Дети легко справляются с такими задачами и даже не скучают во время их выполнения, если четко понимают логику сортировки. Постепенно такая привычка прививается и в отношении порядка на своем рабочем столе, в своих письменных принадлежностях.
4|| Кстати о порядке в столе и на столе. Используйте разной величины контейнеры и органайзеры, чтобы даже у самой маленькой кнопки было свое место. Скрепки, ластики, ручки, карандаши, резинки — пусть ребенок рассортирует однотипные вещи по отдельным контейнерам или ячейкам органайзера. Так легче будет найти нужную вещь в любой момент, и порядок будет держаться в разы дольше. С платяным шкафом можно поступить так же: есть органайзеры для носков, для нижнего белья, вешалки для галстуков и поясов, если не хватает полок в шкафу, можно повешать на внутреннюю перекладину модули в виде полок. С мелкими игрушками тоже можно разобраться с помощью ящиков или органайзеров.
Контейнеры могут стать незаменимыми помощниками при организации вещей в шкафу
5|| Готовьтесь с вечера. Старайтесь найти несколько минут с вечера, чтобы вместе с ребенком подготовить все вещи к завтрашнему дню. Можно составить чек-лист, чтобы ничего не упустить: одежда выглажена, портфель собран, карандаши заточены, заколки для волос готовы, телефон заряжен. Постепенно у ребенка это войдет в привычку, и он уже без вашей помощи сможет контролировать свою готовность к предстоящему дню заранее.
6|| Купите вашему ребенку собственный планировщик. Пусть он выберет его сам, во «взрослом» отделе канцтоваров. Да, у вас уже есть семейный календарь, но свой собственный планировщик можно носить с собой, сверяться с ним, когда перед глазами нет настенного календаря, вносить в него свои планы, которые вечером можно будет согласовать с делами всей семьи, чтобы понять, насколько они осуществимы и не конфликтуют ли с запланированными ранее мероприятиями и интересами других членов семьи.
7|| Приучите ребенка держать свои школьные учебники и тетради в порядке. Раз в неделю можно проверять рюкзак на наличие исписанных ручек, сломанных карандашей, мятых тетрадей. Все обложки на учебниках и тетрадях должны быть целыми, а сами тетради можно хранить в плотной папочке, чтобы они не помялись. При домашнем обучении тетради тоже можно организовать по папочкам: либо попредметно, либо по назначению — для контрольных работ, для текущих работ, для творческих проектов… Все эти папочки можно хранить в одной большой папке на скрепках (биндерах).
8|| График и план выполнения домашних заданий. Чтобы не сидеть над домашним заданием весь остаток дня после школы, сразу установите правила: например, садиться за домашнюю работу через час/два/три (в зависимости от вашей ситуации) после школы, стараясь не тратить на нее больше часа/двух, не отвлекаться на посторонние вещи, пока не закончены все уроки, не делать слишком большие перерывы между заданиями. Порядок выполнения заданий тоже можно продумать: сначала, например, все самые трудные или все письменные.
Заведите дома органайзер с принадлежностями для выполнения уроков
9|| Чтобы меньше отвлекаться на поиск нужных принадлежностей во время домашних уроков, можно завести отдельный пенал или коробочку-контейнер со всеми нужными предметами: линейками, циркулем, резинками, карандашами, ластиком, цветными ручками… В принципе, если у вас уже и так все лежит по местам, этот контейнер можно и не заводить, и так все под рукой, но если еще нет, то лишним он не будет. Пенал, с которым ребенок ходит в школу, можно даже не доставать из портфеля, если есть отдельный набор принадлежностей для домашней работы.
10|| Готовьте с ребенком вместе. Кулинария учит измерять, следовать инструкциям, сортировать ингредиенты, контролировать время — а все это ключевые моменты в искусстве организации. Привлекайте ребенка и к планированию меню на неделю, и к составлению списка покупок на основе запланированного меню. Надо ли говорить, что эти уроки точно не пройдут даром и точно пригодятся в жизни?
Уроки кулинарного мастерства никогда не будут лишними для ребенка
11|| Поощряйте интерес ребенка к коллекционированию. Интерес, который побуждает ребенка что-то собирать, бесценен для формирования навыка организованности, ведь это естественно для коллекционера марок, открыток или фигурок — сортировать, классифицировать, держать в порядке и чистоте свои экспонаты.
12|| Вознаграждайте старания вашего ребенка в стремлении научиться быть организованным человеком. Позитивное отношение к порядку в делах и вещах невозможно без позитивного отношения к нему с вашей стороны. Хвалите ребенка, хвалитесь ребенком своим взрослым друзьям, всячески показывайте, что вы замечаете все, что он делает: все убранные после игры вещи, все сложенные после уроков тетрадки, всю расставленную чистую посуду, и, конечно же, семейный календарь, который помогает всей вашей семье все успевать и никуда не опаздывать.
- Жанна Алибулатова
Источник
Наступило утро понедельника, и мы слышим —
«Где мой портфель?»
«Где мои носки?»
«Где мои заколки?»
И ответ, почти всегда — «Там где ты его и оставил.»
Как мне кажется, хоть я и мама, я не должна быть ответственной за поиски вещей своих детей. Хотя иногда мне это только кажется.
Но, каким-то образом, кто-то, когда-то, без моего ведома, подписал меня на это, и я стала Искателем.
Это было не так сложно пока дети были маленькими. Мне даже нравилось быть Искателем, помогать моим малышам. Я была счастлива, и мы превращали это все в игру, до тех пор, пока дети не стали старше. И все изменилось.
В какой-то момент, я поняла, что больше не хочу быть счастливым обладателем титула «Искатель».
Организованность помогает не только снизить уровень стресса в школе, но и дома. Тогда как, хронические стрессы приводят к депрессиям, усталости, и снижению продуктивности.
По этому, я решила научить своих детей быть организованными. Не только для того, что бы они вовремя выходили из школы, но и для того, что бы они могли преуспевать во всем, в течение всей своей жизни.
Так как же научить своих детей организованности?
Я предлагаю 4 способа, как вырастить организованного ребенка:
1. Создайте среду.
Организованная среда, это среда, где у каждой вещи есть свое место, и ее легко увидеть.
Для этого, мы с детьми нашли место для каждой вещи в их комнате. Правда перед этим мне пришлось купить несколько контейнеров в Икеа, и по началу они использовали их не по назначению. Но мы справились.
Вещей и игрушек было так много, что мы сначала не могли определить где какая вещь должна лежать.
Но потом мы придумали приклеивать на каждый контейнер фотографию с изображением тех вещей, которые должны там лежать. И даже младший сын, который еще не умел читать, понимал куда и что надо положить.
2. Создайте распорядок дня.
Вместе, всей семьей, мы написали распорядок дня, в котором расписали все, что нам необходимо было делать каждый день.
В результате, у ребенка каждое утро школьный рюкзак заполнен тем чем нужно, и стоит на своем месте.
Конечно я стою иногда за спиной, и тихо так приговариваю:
-А альбом взял?
-Физкультура завтра есть? Форму положил?
-Вторую обувь приготовил?
Я задаю вопросы, не командую.
Так же мы написали контрольный список вещей которые надо готовить с вечера.
И однажды, я смогу спокойно попить кофе, пока он еще не остыл, когда мои дети выходят за дверь без моей подсказки.
Никто не рождается организованным. По этому мы должны учить своих детей, и вводить им это в привычку. Мы должны практиковать распорядок дня, что бы научить наших детей думать линейно и организованно.
3. Возложите ответственность.
Ответственность это — дар. Мы даруем его нашим детям после тщательного обдумывания, а затем помогаем научиться владеть им.
Позвольте им быть ответственным за домашнюю работу, за стирку, за приготовление завтрака. И пусть они сам столкнуться с последствиями не организованности.
Сколько из нас опаздывали на работу, потому что наш ребенок что-то не мог найти перед выходом в школу, и нам приходилось это искать?
Конечно такая жертва делает нас героями, но разве это учит наших детей быть ответственными?
Что-бы помочь нашим детям понять насколько ответственность важна, мы должны позволить им потерпеть неудачу.
Конечно неудача это — не хорошо. И этого не должно случаться, но неудача показывает нам, что мы делаем что-то не так. На первых порах, неудача помогает нам освоить некоторые важные уроки жизни.
Учите своих детей организованности, и тогда вы сможете допить свой кофе, пока он еще горячий.
Источник
Елена Старостенко
Как научить детей быть организованными
Как научить детей быть организованными
На заметку!
Организованность — навык весьма ценный во взрослой жизни, но воспитывать его нужно уже с детства. Как это сделать ненавязчиво и естественно, наши советы.
1. ЗАВЕДИТЕ СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ и следите за ним постоянно. Пусть это будет большой настенный календарь и в нем будут расписаны дела сразу всех членов семьи.
Можно завести каждому отдельный настенный календарь и повесить их рядом, чтобы сверять расписания. Календарь должен быть на видном месте, в досягаемости должны быть карандаши, маркеры, клейкие листочки, чтобы можно было делать пометки и приклеивать их прямо на календарь.
2. ЗАВЕДИТЕ КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ. Очень удобная и полезная вещь — контрольные списки на любой случай жизни. Приучайтесь к ним вместе с детьми.Можно начать с простых: «5 вещей, которые нужно сделать перед сном», «Что должно лежать в портфеле», «Что брать с собой в поездку к бабушке». Поощряйте ребенка и самого создавать такие списки, они будут служить своего рода опорой в нужный момент, и помогут быстро собраться и ничего не забыть.
3. ПОРУЧАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, связанную с сортировкой и категоризацией. У вас эта работа съедает массу времени, а ведь вы вполне можете ее доверить ребенку, он справится, причем испытывает гордость за то, что оказался полезен маме и умеет делать важные вещи по дому. Это может быть сортировка чистого белья, развешивание одежды по вешалкам, раскладывание чистой посуды по местам, помощь с разбором продуктов по шкафчикам, правильная расстановка книг в шкафу и т. д.
4. ГОТОВЬТЕСЬ К ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ С ВЕЧЕРА. Эта замечательная привычка сэкономит вашей семье массу времени и нервов, если она у вас приживется. Всю одежду, в которой вы завтра идете в школу, на работу, в детский сад, приготовьте сегодня, погладьте, подберите аксессуары. Для девочек, кстати, это может стать приятным ежедневным ритуалом — подбирать одежду на завтра. В сумках-рюкзаках уже тоже все, что нужно, должно лежать, все телефоны должны быть заряжены, карандаши подструганы.
5. КУПИТЕ РЕБЕНКУ ПЛАНИРОВЩИК. Объясните сначала, что такое планировщик, как он может помочь успевать все делать и следить за многими вещами одновременно. А затем купите тот, что понравится ребенку, и научите его им пользоваться. Ребенок вскоре и без подсказок начнет понимать, насколько это важная и ценная вещь — время, и что нужно с уважением относиться к времени других людей, сверять свое расписание с семейным календарем, чтобы избежать конфликтов в планировании. На практике в планировщик ребенок записывает и школьное расписание, и расписание всех секций и кружков, а в свободное время можно спланировать поход в кино всей семьей или поездку на лыжную базу.
6. ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ СВОЕГО РАБОЧЕГО МЕСТА. Чтобы все мелочи не валялись одной кучей в ящике письменного стола, заведите ребенку много контейнеров или органайзеров под мелочи. Их можно сделать и самим, заодно проведя больше времени друг с другом. Для всех школьных материалов должно быть хорошо организованное место — держатели под тетради, учебники, карты, атласы и пр.
7. ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ неплохо было бы завести свое время, свой час, в который ребенок будет настроен выполнять домашние уроки. Создайте ему подходящие условия, обеспечьте тишину, не отвлекайте. Но пусть это будет всегда примерно в одно и то же время.
9. ГОТОВЬТЕ ВМЕСТЕ. Проводить время на кухне с родителями это сказочное удовольствие для детей, особенно если мама доверяет какой-то процесс, пусть даже просто по подготовке продуктов. Кулинария дает хорошие уроки по организованности: подготовь все продукты в нужном количестве, рассчитай время приготовления, составь список закончившихся продуктов. А вот и новый контрольный список, который ребенок легко поможет вам составить.
По сути, это советы (совсем немного из множества) для всей семьи. Приучать ребенка к организационным навыкам можно только своим собственным примером. И если у вас и так с организованностью все в порядке, то эти советы вам вряд ли откроют что-то новое. Но иногда родителям тоже нужен толчок — вставать раньше, убирать на место взятые вещи, составлять списки, продумывать заранее, не забывать о встречах. Возможно, воспитание организованности в детях станет одновременно стимулом воспитать организованность в себе самих.
Источник
Практические советы по воспитанию организованности.
Совет 1. Объясните ребенку, где живут его игрушки и вещи
Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытайтесь снизойти на детский уровень. Не пытайтесь требовать порядка от ребенка на уровне взрослого. Помните, что ребенку сложно запомнить такие простые (на взгляд взрослого) вещи как правило и порядок. Для детей все необходимо преподавать в примерах и образах. Если вашему сыну или дочке уже есть 2 года, можно попробовать поиграть в игру «Царство вещей и игрушек». Представьте для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажите, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясните, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясните, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место. Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.
Совет 2. Поиграйте в порядок
Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.
Совет 3. Ведите за собой, а не подгоняйте сзади
Всегда ведите ребенка за собой, а не подгоняйте его. Если речь идет о наведении порядка, не просто провозглашайте свою волю с «башни из слоновой кости», а вместе с ребенком выполняйте то, к чему вы его подвигаете. Не заставляете его, а приглашайте принять участие. Через такой подход ребенок поймет, что порядок и организованность это:
• не тяжелая обязанность, а радостное увлечение,
• общие семейные ценности, которые вы уважаете.
Соберите вместе с ребенком игрушки, пригласите его с собой помыть посуду, скажите ему, что нуждаетесь в его помощи в приготовлении супа. Это важно для формирования отношения к повседневным делам.
Совет 4. Не уставайте напоминать о простых вещах
Если ребенок не запоминает всех правил порядка, не отчаивайтесь. Не уставайте напоминать о простых вещах день за днем. Повторяйте такие элементарные требования, как:
• Мытье рук после туалета,
• Чистка зубов после еды,
• Расправление полотенца на вешалке после вытирания рук
• Уборка обуви на полку после того, как ребенок разулся и т.п.
Пусть каждое напоминание не вызывает у вас раздражение. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Не считайте, что дети умышленно вас раздражают, игнорируя ваши требования. Скорее всего, они просто не запоминают этих мелких деталей. Многократные повторения дают свои результаты: «кирпичики» напоминаний постепенно формируются в монолит организованности.
Совет 5. Создайте естественные ритмы наведения порядка
Привяжите к пробуждению уборку постели, проветривание спальни, умывание, пусть это будет естественными моментами жизни. К приему пищи присовокупите уборку со стола и мытье посуды. Отход ко сну свяжите с такими вещами как прием душа, складывание вещей, уборка игрушек. Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.
Источник:
https://vk.com/razvitie_detei
Источник