Консультация по проблемам речевого развития ребенка

Яковенко Анастасия
Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Речевое развитие детей.

Проблемы и пути их решения«

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.

Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, мы беседуем с ними на разные темы. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.

И тем не менее, проблема речевого развития детей остается актуальной.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени — 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями.На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

— Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть

• Грамотной

• Понятной

• Выразительной

• Осмысленной

• Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка до года воз

Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Что необходимо делать дома:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам

• Расскажи мне, что с тобой.

Источник

Нарушения речевого развития ребенка

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только «мама», «папа». Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка «каша во рту». Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Почему?

Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: «Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!» В таком случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности.

Что делать?

Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

Читайте также:  Методики развития годовалого ребенка

Если Ваш ребенок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: «У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!», вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

Если ребенку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу, а уже потом к логопеду. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив Вам заниматься, все равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Следует настраивать себя на то, что к логопеду Вы будете ходить как минимум год. Логопед будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с Вашим ребенком всего два раза в неделю, а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: «Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п.»

Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

Источник

Ульянова Анастасия
Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.

В наиболее раннем возрасте развитие психических процессов и речевой деятельности является самым важным. В речевой деятельности используются игры и занятия, которые можно использовать. Это могут быть потешки, разгадывание загадок, хороводы, чтение и запоминание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, театральная деятельность, рассматривание иллюстраций и сказочных персонажей; пальчиковые игры, физкультминутка. Таким образом, в ходе игр у детей устанавливается эмоциональный контакт, взрослого с ребенком. У детей развивается фонетический слух, при заучивании стихов отрабатывается четкость произношения. Сюжетно-ролевые игры, театральные инсценировки способствуют развертыванию диалога, обогащению словарного запаса. Такие игры, как физкультминутка и пальчиковая игра, направленные на развитие мелкой моторики. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенка речью. Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи. В речи существует диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи. Инсценировки, театральная деятельность, вопросы помогают развивать диалог. Вопросы используют в любой совместной деятельности. Это режимные моменты, рассматривание картин, прогулки. Вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей, которые связаны с развитием логического мышления.

Читайте также:  Пороки развития челюсти у ребенка

Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, можно побеседовать с ним на разные темы и разговоры. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста,так как педагоги часто допускают ошибки следующего характера:

1. Очень часто педагоги требуют только «полных» ответов.

2. Дети не привыкают говорить ясно и громко, так как педагог повторяет ответы детей.

3. У детей не формируется умение слушать других. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

4. Педагоги излишне много говорят сами и не дают ребенку подумать.

Можно выделить следующие факторы успешного речевого развития детей:

Чтение литературы, стихов, отгадывание загадок; прогулки, экскурсии, посещения музеев; эмоциональное общения ребенка от момента его рождения. Создавать условия для общения с другими детьми. Речь взрослого – пример для подражания. Развивать мелкую моторику рук, которое ведет к развитию речи. Совместные игры взрослого и ребенка. Любознательность ребенка, ответы на все его «почему».

Меняются детские взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна. Поэтому детей нужно приспосабливать к разнообразным играм, т. е. они должны развиваться. В сфере изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка, и его возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещает (домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции, посещаемые ребенком).

В настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и, в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые зародыши индивидуальных особенностей личности.А именно: увеличивается сеть альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы, в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач. Таким образом, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Речь у детей должна развиваться в соответствии с физическим и умственным развитием, который служит показателем его общего развития. В своей работе я заметила, что с ребенком нужно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребенка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком. Родители должны участвовать в воспитании своего ребенка. Водить ребенка на прогулку, развивать у ребенка внимание, память, воображение, речь и мышление, моторику пальцев рук с помощью изобразительных средств. Ребенок не должен много времени проводить за компьютером или телевизором. В данном случае ребенок должен развиваться.

Источник