Развитие общей моторики и речи ребенка

Ольга Кряж
Влияние развития общей и мелкой моторики на становление речи ребёнка

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Двигательная речевая область в нашем мозге расположена рядом с двигательной зоной, она является, собственно, её частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом? Ведь произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений, участвуют и неречевые мышцы – например, брюшной пресс. И все эти движения согласованы между собой, т. е. производятся в определённой последовательности, иначе звук не получится.

Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки, он должен не только удержать определённую позу языка, губ, но и вовремя переключиться с одной позы на другую, т. е. осуществить движение. Естественно, это будет возможно, только если мышечный тонус будет нормальным, поскольку одни группы мышц не должны препятствовать работе других групп мышц.Каждая из них должна отвечать за свою функцию: либо за удержание определённого положения, либо за движение.

Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка.

Развитие психики ребенка в значительной степени связано с его игровой деятельностью, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. Онтогенез развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера — это конструирование, лото, пазлы, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка.

Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики — зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

Моторная недостаточность у детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР, обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается, не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслужи-вания,например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т. д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Читайте также:  Школа развития умный ребенок 3 4 года

Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (М. М. Кольцова, 1973, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речинаходится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др., вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию всех сторон (компонентов) двигательной сферы (общая моторика, тонкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Целенаправленная работа по коррекции психомоторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, а также в профилактических целях для предупреждения отклонений моторики, особенностей психического и речевого развития детей группы риска, часто болеющих.

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кисти, ручной ловкости. Тренировка тонких движений пальцев не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная действительность мысли»). Руке посвящали стихи, писали оды.А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?»,в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».

Читайте также:  Ребенок в полтора года игры развитие речь

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности — руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако, даже, если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4 — 5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача, значит, и этот ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Источник

Ольга Писарева
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики

Актуальность темы:

В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных норм детского речевого развития с тенденцией к замедлению. Так, у большинства детей возникают проблемы формирования активной речи, и к трем годам их активный словарь по объему и количеству слов значительно ниже возрастных показателей (т. е. значительно меньше 1500 слов).

Причины этих отклонений различными авторами объясняются по-разному, их связывают, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, увеличениемдетских инфекционных заболеваний, увеличением психотравмирующих ситуаций в молодых семьях, приводящих к микросоциальной педагогической запущенности детей, нарушениям развития их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого развития.

Не менее важным фактором, на наш взгляд, выступает активное проникновение различных гаджетов в нашу жизнь, заменяющих молодым родителям живое общение с ребёнком. Такие родители зачастую пускают развитие речи малыша «на самотек», не учитывая того общеизвестного факта, что при отсутствии или недостаточномпримененииспециальных приемов для развития активной речи голосовые реакции детей раннего возраста отличаются крайней примитивностью (Н. М. Аксарина, Н. Ф. Ладынина, А. Р. Лурия, Г. Л. Розенгарт-Пупко и др.). Невнимание к формированию речевой активности на ранних возрастных этапах чревато серьезными проблемами в речевом развитии на последующих этапах онтогенеза.

Проблема снижения негативных тенденций речевого развития детей в наше время весьма актуальна. А учитывая, что речевые нарушения закладываются в раннем возрасте, их необходимо своевременно диагностировать и исправлять. Педагогические приёмы, формирующие речевую активность, предполагают не только стимуляцию у ребёнка желания ответить словом, но и наличие словесного образца, то есть предполагают подражание. Но,само по себе оно мало что значит, если взрослые не используют чередование различных приёмов, среди которых в раннем возрасте особое место отводится развитию мелкой (разнообразные движения пальчиками и ладонями) и общей моторики (движения всей рукой и всем телом).

Большинство детских педагогов и психологов убеждены в том, что речевое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. В работах И. П. Павлова, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьеваприводятся научные обоснования этой взаимосвязи. Опираясь на эти данные, М. М. Кольцова представила своё исследованиеи установила наличие значимой корреляции между развитием мелкой моторики рук, общей моторики и речи, что позволило ей отнести кисть руки ребёнка раннего возраста к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.

Читайте также:  Развитие ребенка найди отличий

Придя к выводу о необходимости тренировки движений пальцев рук (мелкой моторики) параллельно с развитием артикуляционного аппарата, М. М. Кольцова предлагает начинать эту работу как можно раньше, постепенно усложняя на всем этапе раннего детства. К конкретным приёмам автор относит массаж кистей рук, активнуютренировку всех трех типов движения: сжатия, растяжения, расслабления, изолированные движения пальцев. Опираясь на учение И. П. Павлова, М. М. Кольцова считает необходимымравное развитие тонких движений пальцев обеих рук, а также равное распределение выполнения различных действий ребёнка в повседневной жизни между правой и левой руками. Автор подчеркивает, что приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Предлагаемыеприёмы, в сочетании с предметной деятельностью детей раннего возраста, находят своё выражение враскатывании детьми шариков из пластилина, разрывании на мелкие кусочкилистов бумаги, перебирании крупных деревянных или пластиковых бус, складывании пирамидки или вкладышей (полых кубиков, застегиванииребёнком пуговиц, завязывании и развязывании узелков на веревочке, шнуровки, а также в организации специальных игр с пальчиками (пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики).

Для развития мелкой моторики рук в раннем возрастеэффективно использовать пальчиковую гимнастику, сопровождая её чтением стихов, детских песен, потешек или народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; народные и дидактические игры «с ладошками», с природным или бросовым материалом, спредметамидомашнего обихода, игры с песком или водой; пальчиковый театр;ниткотерапию; занятия продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).

Перечисленные виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой и общей моторики как факторов речевого развития, используются в ежедневной работе с детьми раннего возраста, поскольку эпизодическиезанятия не могут дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой и общей моторики регулярной, используя игровые упражнения в различных видах детской деятельности и режимных моментах.

Параллельно следует вести консультативную и просветительскую работу с родителями.

Развивая мелкую моторику рук и общую моторику детей раннего возраста мы развиваем, стимулируем и корригируем речевое развитие ребёнка. Безусловно, развитие мелкой и общей моторики – не единственный фактор, способствующий речевому развитию в раннем возрасте. Речь ребёнка необходимо развивать комплексно –много и активно общаться с ним в быту, стимулируя подражание, речевое общение со взрослым, активизируя ребенка посредством вопросов, просьб;читать, рассказывать об окружающем, показывать картинки, которые ребёнок с удовольствием рассматривает, а также используя специальные приёмы для развития детской моторики.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет достичь позитивной динамики не только в развитии мелкой моторики рук, но и в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звукового произношения, расширить словарный запас; сформировать у детей интерес к познанию нового и интересного в окружающем детей мире.

Возрастная группа ранний возраст (первая младшая группа)

Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.

Цель: формирование речевой деятельности и речевой активности детей раннего возраста через развитие мелкой и общей моторики.

Образовательные задачи:

стимулировать зрительное и слуховое восприятие детей раннего возраста;

обогащать активный и пассивный словарь детей;

тренировать тонкие движения пальцев рук;

способствовать развитию творческих способностей;

развивать память и связную речь;

формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

развивать навыки ручной умелости.

Основные направления деятельности педагога:

анализ и сбор информации по теме самообразования из различных источников;

разработка перспективного и тематического планирования по теме;

создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста как факторов речевого развития;

мониторинг результатов;

консультативная и просветительская работа с родителями, формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к активизации речевого развития ребёнка посредством развития его мелкой и общей моторики.

Ожидаемый результат:

развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста;

формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

интеллектуальное развитие детей;

обогащение предметно-развивающей среды группы;

обогащение родительского опыта в воспитании детей

Источник