Развитие невербального интеллект у ребенка
Педагоги (учёные и практики) неустанно ищут
новые способы интенсификации обучения и
повышения его качества. Сегодня школьная
практика нацелена на формирование личности
мыслящей, анализирующей и поэтому многие
педагоги обратились к поиску соответствующей
педагогической технологии. Система Д.Б.
Эльконина–В.В. Давыдова оказалась наиболее
адекватной моим представлениям преподавания
математики.
Инновационные процессы существующей практики,
собственный опыт работы, уменьшение количества
часов на изучение математики убедительно
свидетельствовали, что нужно не только учить
по-другому, но и учить другому. В настоящее время
ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что
эффективность и качество обучения математике
определяется не только глубиной и прочностью
овладения школьниками системой математических
знаний, но и уровнем их математического мышления.
И это не случайно, так как развитие мышления
учащихся в процессе обучения математике как
никогда актуально в современных условиях.
Понятие “мышление человека” очень
многогранно, и процесс мышления изучается
разными науками. Математика же, как правило,
требует наиболее развитых отдельных компонентов
мышления. Общеизвестно: мышление начинается там,
где нужно что-то понять, найти ответ на вопрос.
Школьник учится, думая, и думает, учась, однако
думает и мыслит каждый ученик по-своему. Поэтому,
изучая характер мышления ученика, мы обращаем
внимание, прежде всего на то, как мыслит ученик:
понятиями или образами.
Учителя-предметники хорошо знают, что почти в
каждом классе есть несколько ребят, которые
понимают их, как говорится, с полуслова и отлично
учатся, несколько учеников, которые их
практически не понимают и учатся плохо, и
большинство остальных, понимающих и
занимающихся средне. В чём же дело? По мнению
психологов (А.Л.Венгер, Н.К.Цукерман), зачастую
причины неуспешности ребенка в обучении
математике не лежат на поверхности, они гораздо
глубже. И если ребенок плохо учится, то следует
поинтересоваться, чем он занимался в дошкольном
возрасте.
Считая речь важнейшим показателем общего
развития, родители прикладывают значительные
усилия к тому, чтобы их ребенок научился бойко,
гладко говорить, учат с ним огромное количество
стихов, это привлекает повышенное внимание
окружающих, которые высоко оценивают достижения
ребенка – дошкольника. Те же виды деятельности
детей дошкольного возраста, которые вносят
основной вклад в умственное развитие (сюжетно –
ролевые игры, конструирование и пр.) оказываются
на втором плане. Таким образом, мышление,
особенно образное, развивается недостаточно. А
для ребенка задержка развития мышления чревата
постоянным неуспехом в деятельности, которое
может стать (и становится) причиной ,,хронической
неуспешности”.
Недооценка собственно детских деятельностей
для развития ребенка иной раз проявляется в
структуре познавательных интересов, когда на
первом плане – развитое логическое, немного хуже
– речь и в провале – образное мышление (под”
образным мышлением “ мы понимаем отражение
психикой наиболее существенных сторон, свойств и
отношений действительности с помощью
оперирования образами) и, как вид образного
мышления – пространственное (основным
содержанием которого является оперирование
пространственными образами).
Поэтому в период начального обучения часто
обнаруживается несостоятельность ребенка в
плане решения задач и любой деятельности,
требующей образного мышления. Не понимая, в чем
причина трудностей ребенка, родители склонны
винить учителя. Практика же школьного обучения
констатирует снижение уровня именно этой
способности у детей, что проявляется не только
при обучении рисования, но и физике, астрономии,
географии, черчении, геометрии. Думается, что
одна из причин – в эмпиричности формируемого
мышления.
Таким образом, проблема развития невербального
интеллекта теоретического типа остается и
требует своего решения как в традиционных
классах, так и в классах развивающего обучения
(РО).
Именно развивающего обучения, так как внутри
самой системы имеются нерешённые проблемы:
концепция Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
достаточно полно разработана пока применительно
к младшему школьному возрасту; кроме того,
авторами концепции РО недостаточно учитываются
индивидуальные особенности субъектов учебной
деятельности (УД), в их трудах не уделялось
должного внимания аспекту невербального
интеллекта, являющегося генетически исходной
составляющей креативной деятельности и интуиции
человека. Учебно-методические комплекты по
математике для средних и старших классов РО пока
в стадии экспериментальной апробации; не созданы
методики формирования УД по математике, алгебре,
геометрии; не определена диагностика уровней
сформированности этой деятельности у подростков
и предметная диагностика теоретического
мышления.
Содержание РО математике (системы Д.Б.
Эльконина – В. В. Давыдова) составляет систему
теоретических понятий, что приближает характер
изложения к вузовскому. Это ставит учителя 5-9-х
классов перед выбором: чему учить и что
формировать, каковы методические возможности
повышения качества обучения, если сегодня (по
мнению практиков) в классах РО всё ещё остаётся
проблема качества знаний.
Поэтому при переходе в среднее звено учащихся
РО перед педагогом возникает необходимость:
а) поиска путей создания оптимальных условий
для детей с разным уровнем усвоения предмета;
б) поиска вариативности оснований формирования
групп учащихся;
в) поиска эффективных критериев оценки
деятельности школьников системы РО;
г) создания условий для саморазвития каждого
ученика и организации преемственности
интеллектуального развития учащихся;
д) сохранения поисково-исследовательского
характера учебной деятельности учащихся;
е) продолжения формирования теоретического
мышления в процессе обучения математике.
Вот уже несколько лет мы работаем с учениками,
которые обучались в начальных классах по
программам развивающего обучения, основной
целью которого должно быть развитие ученика.
Однако дети, приходящие к нам в гимназию в пятый
класс, по уровню математической подготовки и по
уровню развития очень разные.
Для меня, как педагога-предметника в РО, самое
главное было увидеть детей в их непохожести,
найти в них то особое, что их отличает, что делает
каждого самим собой, единственным. И, увидев это
особенное, понять каждого ребенка. Предстояло
вычленение для каждого его сольной партии с тем,
чтобы добиться качественного звучания.
Анализируя всё обозначенное выше и учитывая
больший потенциал выпускников начальных классов
системы Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова, перед
учителями гимназии встала задача повышения
эффективности учебного процесса через глубину
понимания функций мышления. Мы сосредоточили
свои усилия на развитии невербальной
составляющей интеллекта в условиях организации
УД школьников на уроках математики.
Формирование невербального интеллекта
(пространственного мышления) теоретического
типа мы, как и Каплунович И.Я. (зав. кафедрой
психологии Новгородского РЦРО, кандидат
психологических наук, доцент), определяем, как
овладение учащимися способностью отыскивать
источник происхождения; сущность, всеобщий
способ конструирования конкретных всевозможных
преобразований, осуществления реальных
трансформаций во внутреннем (умственном) и
внешнем планах двух и трёхмерных пространств.
Под учебной деятельностью в РО мы понимаем не
учение и усвоение вообще, а деятельное
восприятие теоретических знаний, то есть
усвоение, осуществляемое в процессе
преобразования учебного материала, в процессе
диалогов и дискуссий. Через усвоение
теоретических знаний в процессе учебной
деятельности у учащихся формируется три
важнейших мыслительных действия: анализ,
планирование и рефлексия, что и составляет
теоретическое мышление.
Перед нами встала проблема – выделить такое
содержание в предметной области, которое бы
обеспечивало эффективное развитие
пространственного мышления (согласно модели И.Я.
Каплуновича) через формирование на каждом
возрастном этапе определённых подструктур
мышления. При этом необходима была организация
такой деятельности, которая обеспечивала бы
выделение учащимися в математических объектах и
отношениях топологических, проективных,
порядковых, метрических и алгебраических
свойств, установление их взаимосвязей,
воспроизведение в реальных и идеальных планах
тех отношений, которые составляют сущность и
основное содержание различных структур и
свойств математических объектов.
Потому-то и важно формировать у школьников
умения по выявлению инвариантов, так как именно
они определяют наряду с математической
сущностью источник происхождения и частные
свойства усваиваемых научно – теоретических
представлений и понятий. Представления
педагогов о способах выделения нужных отношений
существенно влияют на выбор соответственных
понятий, средств их изображения и типы
упражнений.
При изучении тем школьного курса математики
такие возможности имеются. Так, учащиеся 5–8-х
классов считают, что они знают, что такое
окружность. Предложив им изобразить ее, а затем
самим сформулировать определение, мы увидели,
что все ученики при этом выделяют различные
особенности окружности и дают самые разные
словесные формулировки (аналогичную работу
можно проводить при введении любого другого
понятия). Возникающие разногласия вызывают
желание выяснить, какие из данных определений
одинаковы по смыслу и сколько ещё интересного
таит в себе окружность. Кроме того, учащиеся
убеждаются в том, как трудно дать определение,
если не научиться слышать и понимать другого.
А с психологической точки зрения, особый
интерес как раз и представляет описание тех
проблемных ситуаций, для разрешения которых
человек создаёт и усваивает определённые
способы действий, выделяя необходимые признаки и
отношения. Знание этих ситуаций и способов
действия позволяет так организовать процесс
обучения, чтобы в голове ребёнка своевременно
формировались адекватные абстракции, а не
цепочки внешних словесных обозначений,
непосредственно связанных с многочисленными
свойствами вещей.
Каковы же условия обеспечения этого на
практике? Среди условий реализации учебной
деятельности отметим сформированную
потребность в ней (желание учиться) и возможность
превратить практическую задачу в
учебно-практическую (т.е. разделить поиск способа
решения задачи и самого её решения).
Другими условиями могут быть увеличение доли
самостоятельного освоения учеником учебного
материала под руководством учителя или
сверстников (от лекции педагога до полностью
самостоятельной работы по изучению темы в классе
и дома); использование возможностей
персонального компьютера (учебные программы,
интернет проекты т. д.).
Индивидуальная работа ученика предполагает
выполнение и творческих заданий по пройденному
материалу. Содержание индивидуальной работы
составляет обучение школьников приемам
самостоятельного поиска знаний, решение
проблемных задач в “зоне ближайшего развития”.
Индивидуальная деятельность требует
критического сопоставления процесса и её
результата с методами и результатами других
учеников, следовательно, педагог должен владеть
организацией коллективного учебного диалога
(полилога). Человек, ищущий знаний, находит ответ
с помощью связей, пробуя разные варианты, он все
ошибки как бы “переваривает” заранее. Для
провокации в дискуссии педагог может дать
неправильный ответ, а ученик должен
“выпутаться” из него и доказать правильность
другой точки зрения.
Очень важно соизмерять объём предлагаемого к
восприятию материала с реальными возможностями
ребят и учитывать утомляемость в течение дня
ученика и учителя и их здоровье. Возможно
определение оптимальной длительности уроков для
различных возрастных групп учащихся и изменение
продолжительности уроков в течение учебного дня.
(Это следует из наших наблюдений о том, что
индивидуальные параметры, характеризующие
возможности человека к созданию мысленного
образа, хотя и достаточно стабильны во времени,
но претерпевают изменения к концу занятий.)
Учитывая, что “процесс обучения математике
должен не тяготить, а естественным образом
развивать и реализовывать имеющиеся у учащихся
задатки” (И.Я.Каплунович), мы стараемся понять,
что важно конкретному ученику, что доминирует у
него и опираться не на то, что есть, а на то, что
будет, следовать за индивидуальностью ребёнка,
подбирая систему упражнений в рамках его ведущей
подструктуры мышления.
В качестве показателей обучаемости мы
учитываем следующие характеристики
интеллектуальной деятельности ученика:
потребность в подсказке (содержание и способ
предъявления помощи и мера её использования),
затраты времени на нахождение принципа, виды
ошибок с анализом их источников, количество
необходимых ребенку упражнений.
Проводимая диагностика подтверждает, что у
большинства учащихся 5-7-х классов ведущей
является порядковая, реже топологическая или
метрическая подструктура мышления. После года
работы у 20,6% этой группы сформировано 2-3
подструктуры. Результатом двухлетней работы по
формированию невербального интеллекта в
условиях РО стало 71,4 — 78,9% учащихся с 3
подструктурами мышления. Показатели выше в
классах, в которых в начальной школе обучались по
данной технологии РО (3 подструктуры у 85%
семиклассников, практически у всех девяти- и
одиннадцатиклассников).
Кроме того, наблюдается степень продвижения
учащихся в учении, уровень выполнения ими
разнообразных учебных заданий, стабильность
качества знаний, высокая учебно-познавательная
мотивация. Большинство умеет разносторонне
анализировать объект по всем возможным
основаниям; школьники активны, самостоятельны,
любознательны; осознают себя в учебном процессе.
Делая акцент на формирование топологической
подструктуры, заметили, что таковая появилась
еще у 45% учащихся (на входной диагностике было 20%),
а оперирование топологическими понятиями при
анализе какого-либо объекта изменилось от 32% до
72%. Увеличилась доля учащихся по
сформированности компонентов учебной
деятельности.
Строя процесс освоения математики как
личностно-ориентированный в системе
развивающего обучения и работая в “зоне
ближайшего развития” ученика с учётом
подструктур мышления, мы достигаем устойчивых
положительных результатов, о чём
свидетельствуют динамика качества знаний по
годам обучения, данные исследования остаточных
знаний учащихся, результаты итоговых
контрольных работ, централизованного
тестирования.
Таким образом, мы видим, что ”подлинные
возможности развивающего обучения и воспитания
обнаруживаются тогда, когда их содержание как
средство организации воспроизводящей
деятельности ребёнка вполне соответствует её
психологическим особенностям, а также тем
особенностям, которые формируются на её основе”
(В.В.Давыдов).
В рамках современной системы обучения есть
возможность предоставлять учителю право выбора
систем и технологий обучения с условием
осознанной ответственности за свой выбор.
Сделать этот выбор осознанно и ответственно, под
силу тому педагогу, который видит свою задачу в
том, чтобы установить внутреннюю структуру
учебных предметов с точки зрения развития
ребенка и изменить эти структуры вместе с
методами обучения. Этот выбор за тем, кто сможет
создать условия для обеспечения возможности
нового типа понимания объективного мира,
понимания других людей и самого себя, кто ищет
свой педагогический ключ…
Источник
Речь пойдет о разных видах интеллекта ребенка и способах их развития. Не претендуя на строгую академичность, предлагаем взять за отправную точку позицию психолога и образовательного консультанта Тони Бьюзена, подробно изложенную в его книге «Умные родители — Гениальный ребенок». Модель, предложенная в этой книге, предполагает наличие у ребенка целого набора различных видов интеллекта. Мы поговорим об их особенностях и практических подходах к их развитию в русле естественного образа жизни.
Итак, согласно Тони Бьюзену, вот какие виды интеллекта есть у вашего ребенка (и у вас :)):
— вербальный (словесный)
— логический (числовой)
— конструктивный (пространственный)
— чувственный
— кинестетический (телесный)
— творческий
— личностный
— социальный
— духовный
1. Вербальный интеллект.
Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.
Способы развития вербального интеллекта:
— с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных речевых ситуациях, и формирует словарный запас — сначала пассивный, а затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.
— включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.
— эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка со смешными словами.
— ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а попросите сказать, что он хочет, проговаривая: «Скажи, я хочу пить! Мама, дай попить!»
— с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда нужно закончить последовательность «лошадь-жеребенок, курица — …».
2. Логический интеллект.
Этот вид интеллекта помогает человеку манипулировать числами, начиная от простого счета и заканчивая сложными вычислениями в уме.
Способы развития логического интеллекта:
— сделайте обучение счету частью повседневных игр с раннего возраста. Например, вместе пересчитывайте деревья на прогулке, плитки на тротуаре, вагоны проходящего поезда. В домашних играх используйте вальдорфский счетный материал, для того чтобы числа ассоциировались с объектами и одновременно развивалось тактильное восприятие.
— играйте с цифрами. Например, в дороге, подсчитывайте количество встреченных синих машин, для детей постарше — перемножайте в уме цифры номеров автомобилей.
— решайте вместе с ребенком числовые головоломки и последовательности. И избавьтесь от калькулятора!
3. Конструктивный интеллект.
Это вид интеллекта помогает нам определять взаимное положение предметов в пространстве. Навыки архитекторов, инженеров, хирургов, художников неразрывно связаны с этим видом интеллекта.
Способы развития конструктивного интеллекта:
— играйте в пазлы, выбирайте для ребенка игрушки и игры, в которых активно задействованы все три измерения (конструкторы, игра «Го», лабиринты, кубики Рубика).
— с раннего возраста, как только ребенок начнет проявлять к этому интерес, разбирайте вместе те предметы, которые можно разобрать, а потом вместе собирайте их обратно, обращая внимание ребенка на их внутреннее устройство.
— как только ребенок начнет ползать, обращайте его внимание на направления движения, проговаривая, например, что вы двигаетесь направо или налево, что тот или иной предмет остался позади, а другой — находится впереди. Поощряйте активное освоение пространства ребенком.
4. Чувственный интеллект.
Включает в себя 5 органов чувств (зрение, обоняние, вкус, слух и осязание).
Способы развития чувственного интеллекта:
— с рождения показывайте ребенку разницу между различными фактурами, например, прикасаясь к нему сначала кусочком меха, затем гладкой тканью, затем кусочком дерева. Проговаривайте их особенности, желательно, меняя тембр голоса. Например, слово «мягкий» произносите мягким протяжным голосом, а «жесткий» — громко и отчетливо.
— активно включайте ребенка в повседневную жизнь, давая ему возможность, например, потрогать ручками те продукты, которые вы готовите, ткани, из которых вы шьете, а деткам постарше и помочь вам — помесить тесто, промыть крупу. Проговаривайте сами и просите ребенка проговорить его впечатления.
— добавляйте в пищу, которую готовите для малыша, неострые специи: майоран, базилик, мяту. Играйте с вкусовыми характеристиками еды, экспериментируйте, добавляя ребенку разных вкусовых впечатлений.
— поиграйте в такую игру: предложите вместе понюхать разные продукты (кофе, молоко, лимон и т.д.) а затем нарисовать цвет каждого запаха.
— давайте ребенку послушать музыку самых разных стилей (исключение, пожалуй, составляет тяжелый рок :))
5. Кинестетический интеллект.
Включает в себя способность тела реагировать на свое положение и место в окружающем мире. Анализирует скорость движения свою и окружающих объектов, относительное местонахождение и скорость, а также соотносит эти данные с мышечной силой и интенсивностью работы сердечно-сосудистой системы.
Способы развития кинестетического интеллекта:
— полная свобода движений ребенка с рождения. При отсутствии медицинских показаний, не используйте пеленки, ходунки, прыгунки и прочие подобные приспособления. Не ограничивайте двигательную активность малыша, позвольте ему методом проб и ошибок набрать как можно больший багаж знаний о возможностях его тела.
— подвижные игры, вестибулярная гимнастика на фитболе, динамическая гимнастика — все это прекрасный источник кинестетического опыта вашего малыша.
— доверяйте своему ребенку. Не злоупотребляйте приспособлениями безопасности, позвольте малышу необходимое количество раз упасть, прищемить палец, удариться, чтобы приобрести его собственный опыт проживания этих ситуаций.
6. Творческий интеллект.
Этот вид интеллекта, в отличие от логического, базируется на непредсказуемых ассоциациях, и помогает нам вырабатывать новые идеи и нестандартным образом решать и ставить задачи. Напрямую влияет на нашу продуктивность, особенно в условиях интенсивного информационного обмена.
Способы развития творческого интеллекта:
— создайте вокруг ребенка среду, способствующую развитию творческих способностей (музыкальных, изобразительных, танцевальных). Обеспечьте ему прямой открытый доступ к принадлежностям для рисования и лепки, так чтобы он мог этим заняться в любое время. Слушайте вместе музыку и проговаривайте впечатления от услышанного. Танцуйте, держа малыша на руках или стоя рядом на полу на коленях. Отбивайте ритм в такт музыке, помогая малышу фиксировать ритм мелодии.
— привлекайте ребенка к бытовым занятиям, требующим проявления творческих способностей. Например, вместе рисуйте орнаменты на домашнем печенье, так, чтобы ни один не повторялся. Предложите малышу постарше вместе пойти в магазин тканей и выбрать ткань для игрушки или для новогоднего костюма (если вы шьете их сами разумеется :)). Импровизируйте!
— отдавайте предпочтение игрушкам, стимулирующим воображение, а не лишающим ребенка инициативы. Баночки из-под йогуртов, коробки из-под молока, картонные упаковки от яиц, большие картонные коробки — всему этому найдется тысяча и одно применение в играх, развивающих воображение.
7. Личностный интеллект.
Определяет взаимоотношения человека с самим собой. Высокий уровень его развития помогает нам чувствовать себя комфортно и в одиночестве, и в обществе, и быть в ладах с собой независимо от ситуации.
Способы развития личностного интеллекта:
— уделяйте внимание самостоятельным занятиям ребенка, учите его находить радость в одиночестве, и одновременно любить находиться в компании других людей.
— поощряйте его стремление к самопознанию, например, рассказывайте об особенностях развития его интеллекта, об уникальности личности, и т.д.
8. Социальный интеллект.
Определяет наши способности ладить с людьми. Зачастую люди с развитым именно социальным интеллектом добиваются большого успеха в жизни, при этом не отличаясь, например, высоко развитыми творческими или логическими способностями. Значение этого вида интеллекта в современном мире очень высоко.
Способы развития социального интеллекта:
— расширьте круг общения своего ребенка, обеспечив ему общение не только со сверстниками, но и с людьми других возрастов, разных национальностей, профессий и т.д. Познакомьте малыша с как можно большим количеством социальных ролей
— поощряйте выступления ребенка на публике — декламирование стихов, исполнение песен, танцы. Кроме опыта исполнения различных ролей, это повысит его уверенность в себе, что является необходимым условием развития социального интеллекта.
9. Духовный интеллект.
Считается прерогативой зрелого возраста, однако его основы закладываются в детстве. Определяет духовное развитие, степень позитивного отношения к миру, ощущение себя как части Вселенной, стремление к самопознанию, гармоничное сочетание смирения и уверенности в себе.
Способы развития духовного интеллекта:
— показывайте ребенку многообразие окружающего мира, рассказывайте о его устройстве, о взаимосвязях, о вкладе каждого живого организма. Учите его бережному отношению к природе, как к своему дому. Ходите вместе в музеи естественной истории, зоопарки, планетарии, и т.д.
— стимулируйте развития в ребенке чувства юмора и самоиронии. Не бойтесь посмеяться над собой и дать понять ребенку, что это здорово.
— заведите домашних животных.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению:
— нужно ли вообще стимулировать развитие того или иного вида интеллекта, или лучше все оставить на самотек и не мешать? Где золотая середина?
— что важнее — интеллект или коммуникабельность? Конечно, хорошо если в человеке развиты оба качества, а если бы пришлось выбирать?
— что лучше — развивать энциклопедические знания и непогрешимую логику или умение удивляться миру и наивно радоваться новому?
Автор статьи Вероника Трубникова.
Взято здесь.
Источник