Развитие нервной системы ребенка в утробе

Развитие нервной системы ребенка в утробе thumbnail

Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.

формирование нервной системы у плода

Развитие нервной системы на 4-5 неделе беременности

Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Развитие нервной системы плода на 6-12 неделях беременности

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Развитие плода на 14-20 неделе беременности

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

Состояние плода на 20-40 неделях беременности

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.

закладка нервной системы у плода

Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного. Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке. Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела. На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела. Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Причины, влияющие на поражение нервной системы

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.

Источник

Оглавление темы «Физиология плода. Развитие плода.»:

1. Физиология плода. Развитие плода. Предымплантационное развитие.

2. Имплантация, органогенез и плацентация.

3. Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

4. Развитие эндокринной системы плода.

5. Кроветворение. Кроветворение плода. Экстрамедуллярный гемопоэз.

6. Кровообращение плода и новорожденного. Желточный период. Аллантоидное кровоообращение. Плацентарное кровообращение.

7. Сердечная деятельность плода и новорожденного. Сердце плода и новорожденного.

8. Дыхательная система плода и новорожденного.

9. Обмен веществ плода и новорожденного.

10. Выделительная система плода. Иммунная система плода.

11. Система гемостаза плода. Кислотно-основное состояние крови плода.

Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

Этот период развития продолжается от 12 до 40 нед беременности.

В плодный период практически все органы и системы плода находятся в физиологическом состоянии функциональной незрелости, что и определяет своеобразие ответных реакций плода на внешние воздействия.

Согласно теории системогенеза, предложенной известным физиологом П.К.Анохиным, развитие отдельных систем у плода происходит неравномерно, при этом избирательно и ускоренно развиваются те функциональные системы, которые в первую очередь необходимы для адаптации его организма к условиям внеутробной жизни. Эта закономерность становится отчетливо заметной при рассмотрении особенностей внутриутробного развития нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной, эндокринной и других систем.

Нервная система.
Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

Эта система закладывается очень рано. Образование нервной трубки и мозговых пузырей отмечается уже в течение первых недель онтогенетического развития, что можно идентифицировать на эхограммах с 8_9 нед беременности, на 2-м месяце внутриутробной жизни формируются элементы рефлекторной дуги. С этого времени появляются первые двигательные рефлексы, которые хорошо заметны при ультразвуковом исследовании с 7—8 нед беременности. В дальнейшем двигательная активность плода принимает закономерный характер, в среднем составляя около трех движений за 10 мин. К 20—22 нед заканчивается период локальных проявлений рефлекторных реакций (при раздражении определенных участков тела) и появляются рефлексы более сложного характера. Например, на 21-й неделе внутриутробного развития у плода возникают первые спонтанные сосательные движения. Приблизительно в этот же период удается фиксировать появление первых электрических потенциалов мозга. К 24-й неделе двигательная активность плода внешне уже напоминает движения новорожденного ребенка.

К рефлекторным реакциям следует также отнести дыхательные движения плода. Некоторые авторы считают, что в результате дыхательных движении, которые отчетливо заметны при ультразвуковом исследовании, улучшается кровообращение плода, так как периодически возникающее понижение внурибрюшного давления способствует притоку крови в полые вены и усилению работы сердца. Дыхательные движения плода не имеют постоянного характера, они обычно сочетаются с периодами апноэ. Нельзя полностью исключить и такого предположения, что дыхательные движения плода являются подготовкой дыхательного аппарата к осуществлению его основной функции после рождения ребенка.

К концу внутриутробного периода в основном заканчивается формирование важнейших отделов центральной и периферической нервной системы плода. Однако кортикальные функции развиваются у ребенка после его рождения.

— Также рекомендуем «Развитие эндокринной системы плода.»

Источник

Неврология

  18.11.2018

Формирование нервной системы у плодаНервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.

Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. нейрофизиология)

Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и спинного мозга у плода.

Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:

  • Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
  • Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
  • Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают недержанием мочи или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. вертебролог).

Развитие нервной системы в первом триместре

После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки.  С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.

Морула приобретает  форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма)  и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.

Формирование нервной системы у плодаВ течение семи дней диск меняет  форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы  с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.

В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.

Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:

  • нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
  • недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
  • воздействие эмбриотоксических факторов;
  • генетические аномалии.

Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.

К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.

В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.

Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.

Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.

Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.

Формирование нервной системы у плода во втором триместре

С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.

Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности. Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает. Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.

Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.

Когда формируется нервная система у плода, от женщины не требуется  действий. В этом процессе, предусмотренным природой, формирование и дифференцировка тканей происходит в соответствии с генетикой. Единственное условие нормального развития на этом этапе – полноценное питание и покой. Это необходимо матери, так как в случае недостаточного поступления «строительных материалов» с пищей, плод возьмет их из материнского организма.

С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом. Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время. Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.

Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.

В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску. Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка. Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.

На «экваторе» внутриутробного развития, начинается процесс миелинизации – покрытия миелином аксонов (отростков нейроцитов). Биологи сравнивают миелин с изоляционным материалом, покрывающим провода. Благодаря ему нервный импульс движется от тела нейрона к дистальному участку аксона с высокой скоростью.

Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.

Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.

Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.

Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.

Особенности нервной системы в третьем триместре

Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.

Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками. До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи. Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.

После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.

Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.

На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.

С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.

Нервная система плода на последнем месяце

Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.

Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.

Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.

Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.

При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.

Источник