Развитие мысли ребенка в школе

Развитие мысли ребенка в школе thumbnail

Как выражать свои мысли грамотно, логично, красиво? Об этом задумываются многие школьники, стремящиеся к личностному росту. Любящие родители могут помочь детям приобрести эту способность.

Умение правильно, красиво, логично говорить и писать – великое искусство. Постоянно развивать данный навык, совершенствовать необходимо и для комфортного общения с окружающими, и для хорошей учебы и успешной сдачи экзаменов, а в дальнейшем – карьерного роста, счастливой жизни в кругу друзей и единомышленников.

Первое, что могут родители, – как можно больше разговаривать на различные темы, обсуждать, делиться своими мыслями, мнениями.Спросите себя, сколько времени вы общаетесь с ребенком. Когда он был маленьким, бесспорно, много. Но это было обусловлено его полной несамостоятельностью и поэтому, как следствие, необходимостью постоянно быть рядом с ним. Но ребенок подрастает, и родители постепенно все меньше времени уделяют ему, углубляясь в решение своих проблем. И меньше общаются с ним, ограничиваясь только наставлениями, нравоучениями, критикой.

Как ни странно прозвучит, может быть, для некоторых пап и мам, но умению красиво и стройно излагать свои мысли способствует … выполнение школьных домашних заданий. Изучение и пересказ параграфов, выполнение письменных работ, заучивание текстов наизусть развивает память, мышление, речь, расширяет кругозор. Чтобы выполнить заданное, нередко приходится привлекать и новую информацию, которую ребята должны дополнительно самостоятельно найти, обработать, понять и усвоить. Уделять должное внимание качественному ответственному выполнению домашнего задания – важная задача родителей.

Чтение хорошей литературы – отличный способ научиться у мастеров словесности. Но быстрое чтение, «по диагонали», совершенно бесполезно. Оно не дает пищи уму, не обогащает словарный запас, не учит правильно выражать свои мысли. Обязательно необходимо обдумывать прочитанное, заучивать отрывки. Да, да. Без приложения труда результат от поверхностного чтения будет минимальным.

Личный дневник. Поощряйте ребенка записывать все происходящее в его жизни полно, красочно, эмоционально. И роль родителей в этом процессе немаловажна. Ведь для того, чтобы было, что написать в дневнике, нужно чтобы в жизни что-нибудь происходило. Это может быть и поход в кино, театр, на выставку, в гости. Встречи с интересными людьми. Экскурсии, поездки по стране и за границу. Значимые события в жизни семьи, друзей, знакомых. Прогулки, катание на лыжах, коньках, сноубордах и т.д. Задача родителей – наполнить жизнь ребенка событиями и научить видеть хорошее в происходящем вокруг.

Если же в семье неблагоприятная обстановка, разговоры ведутся только о бытовых проблемах, постоянны выяснения отношений, крики, оскорбления, ребенок ограничен рамками дом – школа, то о чем интересном он может написать в своем дневнике? Разве что описать очередной неприятный скандал, чем еще больше усугубить свои переживания по поводу неблагополучных отношений в семье. Ведь делясь своими мыслями, переживаниями с дневником, подросток заново переживает описываемую ситуацию и испытываемые при этом эмоции.

Существуют кружки и курсы, которые одновременно подразумевают и активное общение ребят, и развитие умения формулировать свои мысли.Можно попробовать увлечь ребенка занятиями в театральной студии, курсами «Журналистика», «Искусство общения» и т.д.

Уделяйте внимание и развитию коммуникабельности ребенка. Чем легче он находит общий язык с окружающими, тем больше обогащается его внутренний мир, расширяется опыт общения, становится богаче эмоциональный мир, шире и разнообразнее речевая практика.

Поощряйте изучение иностранных языков. Иностранные языки подразумевают определенную строгую конструкцию предложений, логическую связь слов в предложении и в тексте. Порядок слов четко определен, и поэтому именно при изучении иностранных языков ребенок глубоко проникает в значение каждого слова.

Нередко ребенку мешает выразить свои мысли неумение сосредоточиться на предмете, объекте обсуждения. Мысли скачут быстрее, чем он успевает высказать их словами. Не удается логически правильно построить свою речь. Привести мысли в порядок помогут курсы по изучению логики. Сейчас они пользуются все большим спросом у детей и родителей.

Правильно, красиво, убедительно излагать свои мысли можно и нужно учиться. Но для этого придется приложить немало усилий.

Источник: https://prouchebu.com/kak_vyrazhat_svoi_mysli/

Источник

Развитие мысли ребенка в школе

Да, мы учим детей правильно общаться. Здоровайся, прощайся, благодари. Но вежливость и этикет в целом — это не все общение. Еще одна задача родителя — научить ребенка выражать свои мысли, доносить их до собеседника. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова рассказывает о простых шагах, которые помогут ребенку в общении с другими детьми и взрослыми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я профессионально занимаюсь коммуникациями, поэтому моя дочка в свои десять лет уже в курсе, что такое простейшая коммуникационная модель. Мы часто обсуждаем ее приложения в реальной жизни, в том числе разбирая основные ошибки. Этой модели и этим самым ошибках, которые я замечаю за ребенком чаще всего, и посвящен этот пост.

Многие знают анекдот, что после рождения ребенка родители сначала мечтают о том, чтобы он пошел и заговорил, а после — чтобы сел и замолчал. В каждой шутке есть доля шутки. В этой — в том числе.

Как только ребенок учится говорить, а следом и задавать вопросы, его тут же начинают учить «хорошим манерам» — то есть лишний раз не раскрывать рта, особенно в присутствии взрослых. В результате к наступлению подросткового возраста ребенок оказывается совершенно не способен управлять словами и формулировать собственные мысли.

С самых первых лет в школе детей учат решать транспортные задачи по перемещению объектов из пункта А в пункт B. Перемещают автомобили, поезда, катера и прочие физические субстанции. Но никто не учит решать задачи по перемещению… информации из собственной головы в головы других людей.

Читайте также:  Семь навыков развития ребенка

А ведь именно навык доставки и получения информации в эпоху информационного бума и всеобщего «информационного ожирения» — исключительно важен для современного человека.

Простейшая коммуникационная модель

Простейшая коммуникационная модель — это базовая схема, по которой информация передается от человека к человеку.

Здесь всего пять шагов, которые описаны ниже на схеме. Плюс пример. Чтобы не создавать лонгрид, в конце поста я комментирую это на видео.

Развитие мысли ребенка в школе

Развитие мысли ребенка в школе

Я каждый день стараюсь донести ребенку, что информация, прежде чем быть переданной от одного человека другому, должна быть должным образом подготовлена, т. е. «упакована». Точно так в магазине мы покупаем в аккуратных удобных упаковках, например, сахар или соль.

Упаковка превращает абстрактную массу (сахара, соли или собственных мыслей) в удобный для потребления порционный объект, который легко взять и легко использовать.

Дети склонны вытряхивать из своей головы мысли потоком сознания, в котором часто пропадают важные для понимания смысла ключевые слова

Из-за этого искажается смысл (в терминах модели — страдает «упаковка»). Ребенок считает, что содержимое его головы так же очевидно всем остальным, как и ему самому. Часто моя дочка торопится рассказать что-то очень интересное о событиях в школе и начинает обижаться, когда я переспрашиваю, потому что не понимаю. Такие моменты я использую для обсуждения того, как передается информация от одного человека другому, и почему прежде, чем озвучить какую-то мысль, ее нужно подготовить и «упаковать».

Мы обсуждаем с ней такие насущные вещи, как разница между «я сказал» и «меня услышали»; между «меня услышали» и «мою мысль поняли». Мы говорим о том, что «подумал» и «понятно озвучил свою мысль» — это не одно и то же. Что важно не только «сказать», но быть услышанным и понятым.

«Перекресток» или перекресток?

Объяснение подобных вещей рождается каждый день из практической необходимости. Я использую житейские ситуации, в которых возникают проблемы с формулированием мыслей, как повод это обсудить в терминах простейшей коммуникационной модели.

Для ребенка не всегда очевидно, что он выражает свою мысль не достаточно понятно. Не очевидно даже то, что озвучиваемая им мысль, в принципе, может быть не понятной окружающим (и даже маме).

Ниже — как раз одна из таких реальных историй из нашей жизни. Мы стояли на перекрестке рядом с магазином «Перекресток». Дочка говорила о магазине, но слово «магазин» из предложения пропало, поэтому для меня ее слова были… о дороге.

Развитие мысли ребенка в школе

Развитие мысли ребенка в школе

Мне кажется очень важным проговаривать такие вещи именно сейчас, в начальной школе. В началке детям еще многое прощается. Но потом наступает момент, когда ребенок взрослеет, и от него — внезапно — начинают требовать взрослого общения. А общаться как взрослый он не умеет, потому что его никто не учил и собственного опыта нет.

Прошлым летом дочка ходила в лагерь «Московская смена». Там был кружок психологии. Я предполагаю, что именно психологии общения. И дочка на него, конечно, собралась ходить. Но оказалось, что это кружок для старшеклассников, и ее туда не взяли.

Я считаю это ошибкой — в начальной школе учить таким вещам не только можно, но и нужно

Чем раньше ребенок освоит простые принципы передачи информации, тем комфортнее ему (и его семье) будет пройти через подростковый период, тем увереннее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. По крайней мере, обсуждая с дочкой подобные вещи, я на это очень надеюсь.

Если вам интересна эта тема ниже я записала небольшое видео с объяснением простейшей коммуникационной модели и с примерами наиболее часто встречающихся препятствий при передаче информации. В тексте выше приведен всего один пример препятствий, в видео вы найдете еще три. Приятного общения!

Примечание: Автором всех использованных в посте изображений и видео является автор этого поста.

Источник

В XXI веке выражение мыслей становится основополагающим навыком. Развивайте его. Это поможет общаться, работать, добиваться целей, зарабатывать. Поэтому так важно научить свое чадо с ранних лет правильно и лаконично доносить мысли до окружающих.

Вот 5 практических советов, чтобы этот процесс проходил в повседневности и с удовольствием.

1. БЛОГ

Дайте ребенку возможность ежедневно вести личный дневник или блог через видео- фото- или текстовые посты в популярных социальных сетях (Вконтакте, Instagram , Twitter, YouTube или Facebook). Пусть ведение личного блога станет ежедневной привычкой — транслятором по выражению мыслей в массы. В последствие это может преобразиться в нечто большее и серьезное, а может остаться полезным навыком современной повседневности.

2. ХОББИ

Развивайте хобби ребенка. Помните — это творческий процесс, а не механическое действие. Создание чего-то нового и своего заставляет работать мозг, развивает мысли и формирует человека как личность.

Искусство: рисование, вокал, танцы, игра на инструменте, хенд-мейд — главное, чтобы ребенку в удовольствие, а не в каторгу. Уже научно доказано, что общеразвивающие, дополнительные кружки развивают человека как физически, так и умственно.

Спорт: это и физическая подготовка и определенный вид мышления. Это стратегия. И воплощение ее в действие, что очень важно сегодня.

Игры: ALIAS, Крокодил, Активити и множество других настольных игр дают возможность отработать навык выражения мысли через речь, мимику, жестикуляцию, пантомиму. Что даст осознание, как можно и нужно объяснять, чтобы тебя быстро поняли другие люди.

3. АНАЛИТИКА

Это страшное слово, но достигается оно интересными способами.

Устраивайте просмотры исторического, документального, биографического кино и даже фэнтези с примесью реальности. Задавайтесь вопросом — а все ли было действительно так, как показано в фильме. Что правда, а где приукрасили, где не договорили, недопоказали — постарайтесь ответить на эти вопросы изначально ВМЕСТЕ с ребенком. Ищите, изучайте, рассуждайте и дискутируйте.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка во владивостоке

Также и с книгами, статьями и даже картинами великих художников — правдиво ли отражена действительность, почему именно такое произведение появилось в свое время, почему именно так, а не иначе показаны герои.

Производя сравнение художественного произведения с реальностью, проводя аналогии, «докапываясь» до правды, через человека проходит уйма информации. Он анализируем ее, сопоставляем. Мозг работает, а мысль формируется и становится критической. При диалоге информация закрепляется, обрамляется, и человек овладевает навыком критического мышления и выражения собственных мыслей.

ВАЖНО: книги, статьи, картины и кино должны быть ИНТЕРЕСНЫ ребенку.

4. ПРОЕКТ

Википедия гласит

Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги).

Введите ребенка в проектную деятельность. Если он поймет ЧТО это и ЗАЧЕМ это, то сможет как выражать мысли, так и достигать целей.

Можно начать с маленьких личных проектов — от организации домашних вечеров или походов до создания клуба по интересам.

Или же воплощать в жизнь что-то большее — создание серии творческих встреч, выставок, работ или решения социальных, экологических и политических проблем. Это звучит громко, но сегодня ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК.

Создание проекта — процесс творческий, но конкретный, логичный, структурированный, который поможет привести мысли и действия по идеям в порядок. Актуальный навык XXI века.

5. ВАШЕ УЧАСТИЕ

Поддержка

На каждом из пунктов ребенку необходимо Ваше определенное участие — поддержка, но не давление. Это важно. Любому человеку, а тем более ребенку, нужен «воздух» и поддержка. Ему важно понимать, что у него есть право на ошибку (каждый может ошибиться — это нормально), но его подхватят и поддержат, не осудят и не дадут в лоб за погрешность.

П — понимание.

П — поддержка.

П — признание.

Признание за ребенком права выбирать, что ему интересно, важно и полезно.

Собственный Пример

Помните, что Вы — пример для подражания, с которого сознательно и бессознательно ребенок считывает и копирует действия, поступки, мысли.

Держите себя в форме — спортивной, интеллектуальной, общеразвивающей форме.

Просто будьте показательным примером, не требуя от ребенка того же, что делаете сами. Не надо требовать — надо БЫТЬ. Ибо он может стать и лучше Вас, видя, что Вы стремитесь к лучшему.

Участие

Вы должны стать участниками процесса.

Важно отвечать на ВСЕ вопросы ребенка, объяснять ПОЧЕМУ происходит то, что происходит в повседневности (почему надо делать домашнюю работу, почему он должен ходить в школу, почему так важно знать второй язык и т.д.). Это важно объяснять, подкрепляя конкретными аргументами, потому как современное поколение не понимает слово НАДО. НАДО — не аргумент. НАДО — это ни о чем. Ребенок должен понимать, что его действие несет в себе смысл и поэтому будет иметь результат.

Проводите время с ребенком. Смотрите фильмы, читайте книги, статьи, посещайте мероприятия вместе. Рассуждайте вместе. Дискутируйте вместе. Научите ребенка общаться через общение, выражать мысли через рассуждения, приходить к умозаключению через сопоставление.

И мир преобразуется во что-то действительно очень красивое как в жизни Вашего ребенка, так и в Ваших взаимоотношениях друг с другом.

Источник

Ирина Балманжи

Независимое мышление и способность высказывать свое мнение — навыки, необходимые для счастливой и успешной жизни. Как развить их у ребенка? Первое, что нужно понимать, — все начинается с семьи.

Учитываете ли вы мнение ребенка? Прислушиваетесь ли к нему? Поощряете ли дискуссии? Даете ли возможность принимать самостоятельные решения? Если ответы отрицательные, вам нужно пересмотреть свой подход к воспитанию.

Снижайте степень контроля

Как помочь ребенку повзрослеть
Порой мы излишне опекаем детей. Подменяем их мысли и желания нашими. Навязываем кучу несправедливых запретов и правил. Контролируем каждый шаг. Позвольте ребенку самому искать свой путь! Например, пусть сам выбирает, что надевать в школу, с кем дружить, как отмечать дни рождения, в какую секцию ходить.

Источник

Конечно, это не значит, что нужно снять все ограничения и разрешить ребенку всегда поступать по-своему. Есть ситуации, когда вмешательство родителей необходимо. Но, по крайней мере, старайтесь объяснять, почему вы установили те или иные правила («потому что я так сказал» — не аргумент).

Сто́ит интересоваться у детей, что они думают по поводу озвученного правила или ожидания. Когда вы пытаетесь понять точку зрения ребенка, он видит, что его мнение ценят и что родители готовы взглянуть на ситуацию с его позиции.

По мере взросления ребенка предоставляйте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык. Начните с маленьких уступок и, если он справится, продолжайте снижать уровень контроля.

Скажем, раньше вы настаивали, чтобы ваша дочь сначала разобралась с уроками, а потом играла, но теперь она научилась лучше распределять свое время, а потому логичнее будет просто следить за тем, чтобы она выполнила домашнее задание до того, как пойдет спать, а когда именно она это сделает, она может решать сама.

Будьте готовы помочь ребенку действием или советом, если такая потребность возникнет, но дайте ему возможность принимать и собственные решения!

Переходный возраст

Поощряйте самостоятельный поиск ответов

То, что родителям кажется очевидным, не всегда настолько же очевидно их детям. Помочь ребенку понять, почему один вариант действий правильнее, чем другой, лучше, чем просто принять верное решение за него.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка два три года

Подскажите ребенку, на что нужно обратить внимание, принимая важное решение, но не настаивайте на своем. Например, если подросток выбирает между несколькими вариантами подработки на лето, подскажите ему, что уровень зарплаты — лишь один из критериев и, возможно, ему стоит обратить внимание на работу, где меньше платят, но на которой он получит нужные ему навыки.

Источник

Если ваш ребенок столкнулся со сложной ситуацией, прежде всего внимательно выслушайте его и позвольте ему выплеснуть негативные эмоции. А затем используйте метод мозгового штурма, в ходе которого вы вместе будете стараться придумать разные решения — чем больше, тем лучше. Потом обсудите плюсы и минусы каждого варианта. Но выбор оставьте за ребенком.

Вам кажется, что он совершает ошибку? Ничего страшного. На ошибках учатся. Постарайтесь дать ему максимальную степень свободы (если, конечно, его действия не угрожают его здоровью или будущему).

Обсуждайте с ребенком разные проблемы и идеи

Отпустите их
Чтобы ребенок научился рассматривать разные точки зрения и освоил критическое мышление, разговаривайте с ним о текущих событиях, книгах и фильмах.

1. Придумайте тему, по поводу которой существуют разные точки зрения. Это могут быть прочитанные книги, фильмы и телепередачи, которые вы смотрели всей семьей, школьные правила, вопросы в местной газете или темы, обсуждавшиеся на родительском собрании. Если есть несколько разных обоснованных точек зрения, разговор получится. Изложите вопрос на доступном для ребенка уровне.

2. Спросите ребенка, что он думает по этому поводу и почему он считает так, а не иначе. На каких ценностях и предпосылках основано его мнение? Что, как считает ребенок, может произойти, если победит другая точка зрения? Какие будут последствия? Почему было бы лучше, если бы было так?

3. Поиграйте в «адвоката дьявола». Какую бы сторону ни принял ребенок, выскажите противоположное мнение, используя примерно такое же количество слов. Объясните, почему такая точка зрения лучше, на каких ценностях и допущениях она основана, а также каковы будут последствия, если она победит или проиграет. Во время разговора поощряйте ребенка и играйте — не надо быть слишком требовательным.

Будьте осторожны с критикой! Относитесь к позиции ребенка с уважением.

4. Побуждайте ребенка реагировать на вашу точку зрения. Пусть он придумывает новые аргументы, которых изначально не было. Оцените, насколько ребенок готов и хочет участвовать в таких интеллектуальных играх, чтобы не причинять ему дискомфорта.

Практикуйте принятие

Шесть столпов самооценки
Если отец с матерью постоянно критикуют мысли и чувства ребенка, спорят, читают нотации, давят на психику, оскорбляют, объявляют неприемлемыми нормальные проявления волнения, гнева, счастья, сексуальности, желания и страха, ребенок будет все сильнее отвергать свое «я».

Спросите себя: может ли ваш ребенок свободно и открыто выразить свое мнение, не боясь, что его накажут, обзовут тупым или высмеют?

Мало найдется столь же действенных для здорового детского развития родительских подходов, чем формирование у ребенка ощущения, что его натуру, темперамент, интересы, мысли и устремления принимают, даже если не разделяют их.

Источник

Родитель может быть спортсменом, а ребенок нет — или наоборот. Родитель может быть артистичной натурой, а ребенок нет — или наоборот. Родители могут жить в ускоренном ритме, а ребенок в неспешном — или наоборот. Родитель может быть дисциплинированным, а ребенок нет — или наоборот. Родитель может быть экстравертом, а ребенок интровертом — или наоборот. Родитель может быть «светским», а ребенок не очень — или наоборот. Родитель может любить конкуренцию, а ребенок нет — или наоборот.

Совершенно нереально, чтобы родители восхищались каждым актом самовыражения маленького существа. Однако принятие и не требует радости, комфорта или соглашательства.

Проявляйте интерес к жизни ребенка, его чувствам и мыслям

Ежедневно разговаривайте с ребенком о том, что происходит в его жизни. Спрашивайте что-нибудь вроде «Что ты думаешь по поводу своей школы?» Обязательно находите время на такие беседы, даже если вы очень занятой человек.

Источник

Общайтесь за ужином, в машине, во время прогулки, по пути в магазин… Только не превращайте это в допрос с пристрастием или воспитательную беседу, иначе ребенок попросту замкнется в себе. Разговор должен быть непринужденным.

Будьте дружелюбны! Позвольте ребенку свободно высказываться по темам, которые его волнуют. Проявляйте сочувствие, задавайте уточняющие вопросы и слушайте с искренним интересом.

Учите ребенка самоутверждению

Самоутверждение — это уважение своих желаний, нужд, ценностей и поиск соответствующих форм их проявления в реальности.

На другом конце — трусость. Ее суть — избежать борьбы с кем-то, чьи ценности отличны от твоих, или удовлетворить кого-то, польстить кому-то, манипулировать кем-то или принадлежать к некой группе.

Самоутверждение не означает воинственного или неадекватно агрессивного поведения. Не означает оно и необходимости рваться в первые ряды или сшибать с дороги любого, кто попадется; защищать свои права в ущерб остальным.

Оно просто означает готовность стоять за себя, открыто провозглашать себя тем, кто ты есть, относиться к себе с уважением в любых человеческих взаимоотношениях. Означает отказ надевать маску, чтобы «заработать» любовь.

Источник

Практиковать самоутверждение — значит жить по-настоящему, говорить и действовать, исходя из своих глубинных убеждений и чувств, считая это своим правилом.

Иногда самоутверждение проявляется в желании добровольно поддержать некую идею или сделать комплимент, иногда — в вежливом молчании, говорящем о несогласии, иногда — в отказе улыбаться пошлой шутке.

Не всегда возможно озвучивать все свои мысли, да этого и не требуется. Но вот что действительно необходимо — так это иметь свою точку зрения и оставаться естественным.

Обсудите с ребенком эту мысль и в качестве упражнения попросите его завершить следующие высказывания:

  • Самоутверждение означает для меня…
  • Если бы кто-нибудь сказал мне, что мои желания важны…
  • Если бы я был готов говорить «да» или «нет», когда сам этого хочу…
  • Если бы я был готов чаще озвучивать свои мысли и мнения…
  • Если я позволю людям услышать мою «внутреннюю музыку»…
  • Когда я скрываю, кто я есть на самом деле…

По материалам книг «Шесть столпов самооценки», «Как помочь ребенку повзрослеть», «Отпустите их», «Переходный возраст»

Обложка поста отсюда

Источник