Развитие мышления у ребенка речевой группы

Развитие мышления у ребенка речевой группы thumbnail

Татьяна Смирнова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников на логопедических занятиях

Развитие мыслительных процессов.

Речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык – это орудие мышления и познания, а речь – способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь – значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка. В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

В понятие «готовность к школьному обучению»входят следующие составные части:

1. развитие речи;

2. развитие интеллектуальных способностей;

3. развитие произвольности;

4. развитие познавательной активности;

5. развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук);

6. сформированность внутренней позиции школьника.

Помимо речевых особенностей, для таких детей характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (нарушены: внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие, воображение, артикуляционная и пальцевая моторика). Особенности речевого развития детей с ОНР откладывают отпечаток и на развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

Опыт работы в логоп. группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, коррекционную работу начинаю с устранения нарушений мелкой моторики рук. Для этого использую упражнения по развитию кинестетической основы движений рук, динамической координации рук в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений, а также активно использую упражнения с шипованными мячами, гранеными карандашами и др. с сопряженным проговариванием стихов.

Параллельно с развитием речи в коррекционной работе осуществляю и развитие психических процессов. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

На каждом индивидуальном и фронтальном занятии использую различный материал, который помогает решить эти задачи.

Так как особенности речевого развития детей с ОНР влекут за собой и недоразвитие высших психических функций, то и в содержание коррекционной работы включаю задания и на их развитие. Так, на индивидуальных и фронтальных занятиях я использую различные игры и упражнения на развитие:

— восприятия (узнавать в определенных графических формах: чернильные пятна, каракули);

— внимания («Найди отличия», «найди два одинаковых предмета», наложенное изображение предметов и т. д.);

-памяти («Чего не стало?», «Назови указанную картинку», «День-ночь» и т. п.);

— мышления («Что перепутал художник?», «Четвертый лишний», «Парные аналогии» и т. п.).

— пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги; воспроизведение серии ряда различных движений, пробы Хеда.

Приоритетные принципы коррекционно-речевой работы с детьми.

1. Индивидуализация.

Речевая работа в ходе индивидуальных занятий проводится в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методиками современных логопедов-практиков.

2. Разносторонность работы.

Я, как логопед направляю свою работу не только на устранение у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности.

3. Комплексность коррекционного воздействия.

Участники пед. процесса (пед. коллектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации жизни детей (создание обогащенной предметно-развивающей речевой среды в ДОУ и семье).

4. Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Учитывая все выше сказанное, можно видеть, что логопедическая работа, которую я веду, носит разносторонний характер. В коррекционном процессе учитываются не только речевые, но и индивидуальные особенности дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Моя работа, как логопеда, нацелена не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности. В этом и заключается залог успешности логопедического воздействия.

Источник

«Где мы побывали, что мы повидали?» (25 мин.; народная игра).

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Игру желательно проводить на свежем воздухе или в просторной комнате.
Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» — те, кто будет отгадывать загадки, а вторая группа их будет загадывать. Между группами по земле или полу проводится черта, за которую нельзя выбегать дедушке и внучатам, когда они будут ловить убегающих детей. «Дедушка и внучата» отворачиваются, а учитель с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».

Происходит такой диалог:
— Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
— Здравствуйте, внучата!
— Здравствуйте, ребята! — отвечает «дедушка с внучатами».
— Где вы побывали? Что вы повидали?
— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали — не скажем, но зато мы вам покажем!

Свою «загадку» дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т. д. В случае, если «дедушка и внучата» правильно отгадали «загадку», вторая группа детей уточняет и дополняет ответ. Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» стараются их поймать. Но нельзя перебегать за черту, которая была проведена в начале игры.
После показа 1—2 загадок выбираются новые «дедушка с внучатами».

«Ну-ка, отгадай!»

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». За-тем задает вопрос второй ребенок из второй под. группы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:
1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.
2. Если в течение 8—10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Читайте также:  Формирование и развитие памяти в онтогенезе ребенка

«Картинки-загадки»

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

«Парные картинки» (25 мин.)

Цель игры. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления) .
Процедура игры. Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

«Определи игрушку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие смысловой памяти и мышления.
Процедура игры. Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3—5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

«Угадай игрушку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Процедура игры. Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!».

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

«Лишняя игрушка» (25 мин.)

Цель игры. Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Процедура игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»).

«Перечисли предметы» (25 мин.)

Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1—2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного — «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Сочини предложение»(25 мин.)

Цель игры. Развитие мышления и фантазии.
Процедура игры. Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка овощи

«Противоположность» (25 мин.)

Цели игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это * наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Определения» (25 мин.)

Цель игры. Развитие мыслительных ассоциативных связей.
Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.

«Придумай загадку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие речи и мышления.
Процедура игры.
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д.

Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Пословицы» (25 мин.)

Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нельзя спешить».
А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Пословицы:
1. «Дело мастера боится».
2. «Всякий мастер на свой лад».
3. «На все руки мастер».
4. «Портной испортит — утюг загладит».
5. «Картошка поспела — берись за дело».
6. «Без труда и в саду нет плода».
7. «Каков уход, таков и плод».
8. «Больше дела — меньп1е слов».
9. «Всякий человек у дела познается».
10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».
11. «Без дисциплины жить — добру не быть».
12. «Заработанный хлеб сладок».
13. «У кого сноровка, тот и действует ловко».
14. «Без начала нет конца».
15. «Без порядка толка нет».
16. «Без работы пряников не купишь».
17. «Глаза боятся — руки делают».
18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».
19. «Без труда нет добра».
20. «Труд — лучшее лекарство».
21. «Терпение и труд все перетрут».
22. «Будешь книги читать — будешь все знать».
23. «Дом без книги, что без окон».
24. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».
25. «Где ученье — там уменье».
26. «Ученье и труд вместе живут».
27. «Ученье — свет, а неученье — тьма».
28. «Почитай учителя, как родителя».

Источник

Деятельность любого человека, в том числе и ребенка носит системный характер.
Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на
его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не
является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно,
вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче
ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность,
полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,
следовательно, и его личность в целом. У детей, имеющих речевые нарушения,
отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических
процессов, в частности в развитии мышления. В связи с этим необходимо строить
коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех
психических процессов, в том числе и мышления.

Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника игра
необходимо учитывать это в построении всей коррекционно-образовательной
деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой
деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность,
учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале
значение слова связано с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе
обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем
самым, объединяя их между собой. Постепенно ребенок учится образовывать
простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается
решить практические задачи по-своему, действительным путём.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с
речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата
этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема
связанности и непротиворечивости детских суждений выступает на первый план.
Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления,
он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в
словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка
есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут
превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря
такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого
объекта выделяются через практические действия. На основании
наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма
наглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая
соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берёт
ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе
преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе
представлений, без применения практических действий. Само понятие образного
мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций
(мыслительных) с опорой на представления.

Читайте также:  Игрушки для развития мелкой моторики для ребенка с дцп

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям
при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного
при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида
мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по
определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие
индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка
способность к абстрагированию.

В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.

1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике
решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на
практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.


На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен
образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.


Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными
образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в
раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным
им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста
представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже
зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут
обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать
такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом
существенных связей.
– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их
сходства и различия.
– Классифицировать – группировать предметы по признакам.
– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.
– Конкретизировать – выделять частное из общего.
– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с
игнорированием других.

Проанализировав этапность формирования мышления мы считаем, что в работе с
детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно использовать следующие игры и
упражнения:

  • “Что лишнее”.

Выбрать из нескольких карточек с картинками
изображение с лишним предметом.

  • “Опиши словами”.
  • Открывая карточку с картинкой, и не показывая
    ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя
    на картинке, при этом само название предмета называть нельзя. 

  • “Нравится – не нравится”.
  • Можно играть с карточками, а можно
    словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится,
    а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится –
    мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится – царапается,
    убегает и т.д.

  • “Назови одним словом”.
  • Называем несколько предметов одним
    словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно
    озвучить слово “посуда”.

  • “Бывает – не бывает”.
  • Вариант игры “съедобное -не съедобное”.
    Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч
    ловит, при обнаружении ошибки – нужно мяч отбросить. Примерные небылицы:
    самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

  • “Отвечаем быстро”.
  • Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч
    ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро
    назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только
    цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок –
    белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то
    существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ
    невпопад, и он не соответствует действительности – родитель и ребенок
    меняются местами. 

  • “С толковым словарем”.
  • Играем в игру “опиши словами”, только с
    толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового
    словаря, ребенок угадывает о чем идет речь.

  • “Фразеологический словарь”.
  • Здесь нужно попытаться объяснить
    смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще паренной репы”…

  • “Игра. Перевертыши”. (Словарь антонимов)
  • Попробуйте рассказать
    сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные
    сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сопагах), “Синий сапожок” (красная шапочка)…
    Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание.

    Развивая таким образом мыслительные операции мы добиваемся коррекции речевых
    несовершенств и развиваем мышление ребенка.

    Список использованной литературы.

    1. Басов А.В, Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. –
      Ярославль: “Академия развития”, 1998.
    2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М:
      “Просвещение”, 1991.
    3. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации
      для организации занятий с детьми 5–6 лет. – М.: Ювента, 2006.
    4. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных
      способностей у детей дошкольного возраста. – М: “Просвещение”, 1989.
    5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
      детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и
      методистов ДОУ. – М.: ТЦ «Учитель», 2007.
    6. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая
      группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
    7. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика
      игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
    8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс
      математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.

    Источник