Развитие мышления ребенка в семье

Развитие мышления ребенка в семье thumbnail

Дьячкова Елена
Семинар-практикум для родителей «Развитие логического мышления дошкольников в семье»

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития логического мышления дошкольников в условиях семьи.

Ход семинара-практикума.

Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.

«Логический поезд», «Сложи квадрат», «Четвертый лишний»,

Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?

Все эти игры направлены в первую очередь на развитие логического мышления

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?

Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем, распоряжении. Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Тема нашего практикума «Развитие логического мышления детей в семье»

(слайд с темой)

Логическое мышление — это залог успеха в жизни. В учебе, на работе иповседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогаетнам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать чёткую картину происходящего,понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытиябыли сделаны благодаря логическому и творческому мышлению.

Логическое мышление — способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство — это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающейдействительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное,о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите — играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.

(слайд)

Игра «Сложи квадрат». Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.

(слайд)

Игра с блоками Дьенеша. Блоки — это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету, размеру, толщине, и также карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицание свойств.

(слайд)

Использование таких карточек позволяет, развивать у детей способность кзамещению (так дети учатся подбирать карточки для описания блока)

Теперь, когда вы с ними познакомились, мы предлагаем заселить домики, как это делают ваши дети.

(Раздаем пособия)

(слайд)

Так же в группе имеются и другие игры. Например «Алгоритмы»развиваетумение действовать по схеме, выкладывая блоки в определённом порядке (слайд 2)

Игра «Дороги»

«Найди фигуру» и многие другие

(слайд)

Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а так же развивают мышление, внимание. (Слайд)

Шашки. Развивает способность к концентраций внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

(слайд)

«Найди по схеме», «Лабиринты.»

Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.

(слайд)

Головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.

(слайд)

«Разложи по разному»(слайд)

«Поставь заплатку» (слайд)

«Сложи узор» (слайд)

«Заполни окошко» — игра также развивает сообразительность (слайд)

Логические задачи – особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

«Составь фигуру» — это упражнение как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана. Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения от самого легкого до более сложного.

(слайд)

Мы в группе используем такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки»— они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей: учит выделять существенные признаки предметов.

Большое количество игр на логику: внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет

Ваши дети очень любят играть не только в детском саду, но и дома. Послушайте, как они об этом рассказывают.

(запись магнитофона)

Наше собрание подходит к концу.

А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (заполнение анкет)

Читайте также:  Таблица физиологического развития ребенка

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___

2. Как Вы считаете, какова основная цель развитияэлементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры,

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе.

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так. чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___

5 Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? ___

6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок вдетском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в

школе? ___

7. Считаете ли вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия? Какие?___

8. Присутствует ли наглядная информация по развитию у детейэлементарных математических представлений?Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?___

Большое спасибо!

Источник

Дьячкова Елена
Родительское собрание в старшей группе по теме «Развитие логического мышления дошкольников в семье»

Родительское собрание в старшей группе по теме:

«Развитие логического мышления дошкольников в семье»

Разработал: воспитатель МБДОУ ДС № 33 «Алёнка» Дьячкова Е. В.

г. Светлоград

2019г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «Развитие логического мышления дошкольников в семье»

ЦЕЛЬ:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития логического мышления дошкольников в условиях семьи.

Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.

Ход собрания.

Сегодняшнюю нашу встречу, мы хотим начать с того, что предлагаем Вам поиграть.

«Логический поезд»,«Сложи квадрат», «Четвертый лишний»,

Как вы думаете, что может объединять все эти игры? На развитие чего они в первую очередь направлены?

Все эти игры направлены В первую очередь на развитие логического мышления

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходится повторять одно и то же много раз?От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка?

Оно зависит от быстроты мышления, способности рассуждать логически, решать задачи в разных областях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем, распоряжении. Так как же можно развить логическое мышление ребенку и для чего это надо.

Тема нашего собрания «Развитие логического мышления детей в семье»

(слайд с темой)

Логическое мышление -это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и

повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает

нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать чёткую картину происходящего,понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытиябыли сделаны благодаря логическому и творческому мышлению.

Логическоемышление — способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятая на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Дошкольное детство — это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающейдействительностью.

Обучение развитию логического мышления имеет большое значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. А через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирований личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное,о чем необходимо помнить: ни в кйем случае не стоит перегружать его знаниями, учите — играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат

Мы хотим познакомить с теми играми, которые мы используем в своей работе, и предложить для вашего внимания игры для использования дома.

Читайте также:  Методы развитие ребенка по методик монтессори

(слайд)

Игра «Сложи квадрат»с которой вы уже познакомились, Данную игру мы используем как на занятиях по математике, так и в свободное время.

(слайд)

Игра с блоками Дьенеша. Блоки это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету, размеру, толщине, и также карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицание свойств.

(слайд)

Использование таких карточек позволяет, развивать у детей способность кзамещению (так дети учатся подбирать карточки для описания блока)

Теперь, когда вы с ними познакомились, мы предлагаем заселить домики, как это делают ваши дети.

(Раздаем пособия)

(слайд)

Так же в группе имеются и другие игры. Например «Алгоритмы»развивает умение действовать по схеме, выкладывая блоки в определённом порядке (слайд 2)

Игра «Дороги»

«Найди фигуру» и многие другие

(слайд)

Игры с домино. Развивают умение выстраивать цепь, развивают понятие очередности, игры по правилам, а так же развивают мышление, внимание. (Слайд)

Шашки. Развивает способность к концентраций внимания, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

(слайд)

«Найди по схеме», «Лабиринты.»

Помогает ребенку действовать в соответствии с предложенной схемой.

(слайд)

Головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку.

(слайд)

«Разложи по разному»(слайд)

«Поставь заплатку»(слайд)

«Сложи узор»(слайд)

«Заполни окошко» — игра также развивает сообразительность (слайд)

Логические задачи –особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

«Составь фигуру» — это упражнение как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений

конструктивных пространственных способностей практического плана. Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения от самого легкого до более сложного. (слайд)

Мы в группе используем такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки»— они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей: учит выделять существенные признаки предметов.

Большое количество игр на логику: внимание, память продается в магазинах и находится в свободном доступе в сети интернет

Ваши дети очень любят играть не только в детском саду, но и дома. Послушайте, как они об этом рассказывают.

(запись магнитофона)

Наше собрание подходит к концу.

А теперь мы предлагаем Вам поделиться своим опытом игр с детьми дома (заполнение анкет)

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?___

2. Как Вы считаете, какова основная цель развитияэлементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры,

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе.

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так. чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___

5 Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? ___

6. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок вдетском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в

школе? ___

7. Считаете ли вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия? Какие?___

8. Присутствует ли наглядная информация по развитию у детейэлементарных математических представлений?Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?___

Большое спасибо!

Источник

Все мы понимаем, сколь важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления, но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?

Отойти от шаблонного мышления сразу очень сложно, тем более что существует множество операций, которые выполняются механически, «по инерции».
Вспомните такую банальную ситуацию: при ремонте квартиры настенные часы и выключатель перенесли на новые места. Но еще долгое время мы будем искать глазами часы на старом месте или пытаться нащупать выключатель там, где его уже нет. Действительно, не задумываемся же мы, когда надо завязать шнурок на ботинке или нарезать хлеб к ужину.

Сам процесс обучения в школе — это и есть выработка определенных стереотипов мышления.
Но одно дело математика или русский язык, где дважды два — всегда четыре, а «цыпленок» — всегда пишется через «ы». Совсем иная ситуация в творчестве. Здесь шаблонное мышление (другими словами — психологическая инерция) не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения. не отвечающие обще признанным стандартам.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу это

Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, регалий, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов.
Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.

Попробуйте решить простенькую задачу: «Как бросить мяч так, чтобы он вернулся к Вам по одной и той же линии (траектории), никого и ничего не коснувшись?» А теперь предложите решить эту задачку детям четырех-шести лет, и не удивляйтесь, если они это сделают быстрее Вас.

Дело в том, что психологическая инерция у дошкольника практически отсутствует. Школа, безусловно, этот «пробел» восполнит, отучив ребенка абстрагировать, фантазировать при решении какой-либо задачи. Но сейчас ребенок видит все просто, как на ладони.

В теории решения изобретательских задач большое если не основное, внимание уделяют тому, как научить детей мыслить творчески, используя необычные приемы и ресурсы. Воображение, фантазия — это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка.

Известен следующий эксперимент.
Трехлетних близнецов развели в разные группы и предложили увлекательное занятие — складывать из кубиков различные фигуры. Задания были одинаковы, но в одной группе ребятам для ориентировки дали рисунок-схему, а в другой они должны были полагаться исключительно на свое воображение. Когда, спустя месяц, дети получили контрольное задание — сложить незнакомую фигуру без помощи рисунка-схемы, малыши из первой группы не смогли с ним справиться, их творческие способности развивались менее активно. А ребятам из второй группы это оказалось по плечу.

Предложите своим детям игру под названием «Робинзон Крузо». Она развивает нестандартное мышление, приучает находить и использовать различные ресурсы для решения задач.

Все вы, конечно, помните замечательного Робинзона, который волей случая попал на необитаемый остров. По даже гениальный Даниель Дефо не смог оставить своего героя в экстремальных условиях, не дав ему хоть что-нибудь для того, чтобы выжить. Автор «подбросил» Робинзону с разбитого корабля все необходимое для существования: ружье, порох, инструменты — орудия труда.

Детям предлагается аналогичная ситуация: «Плыли на корабле… Кораблекрушение… Ребенок (он же Робинзон) попадает на необитаемый остров». На берег выбрасывается содержимое трюмов (какое, подскажет Ваша фантазия). В пашем случае это были коробки с жевательной резинкой. Масса коробок. Не ограничивайте ребенка в ресурсах. Предоставьте детям возможность самим определить, что необходимо в первую очередь для выживания на острове. Интуитивно они выберут самое главное: дом, еда, вода, огонь, одежда… Теперь предложите построить (сделать, добыть) все это, используя (в данном случае) лишь коробки с жевательной резинкой. (Маленькая подсказка: для начала выберите разнородные предметы, постепенно сужая их крут. Мы в первый раз предложили детям удочки и зонтики как содержимое трюмов).

Итак, прежде всего решили построить дом.
Основанием послужили коробки, скрепленные для большей надежности и защиты от ветра «раствором» из жевательной резинки. Для защиты от дождя крышу накрыли непромокаемыми вкладышами и фольгой от оберток. Мебель была также изготовлена из коробок. Для удобства коробки-кровати предварительно наполнялись измятыми фантиками. Кто-то предложил «застеклить» окна пленкой, растянутой из надутых жевательных резинок. Из итого же материала малыши «сплели» сеть для ловли рыбы.
Дети постарше (5-6 лет) изобрели что-то наподобие удочки-закидушки. Роль лески выполняла все та же растянутая жевательная резинка, поплавка — надутый пузырек из жевательной резинки поярче: даже червячок был сделан из нее. Из скрепок, найденных в коробках, смастерили крючки. Задача усложнилась, когда стали выяснять, что же делать с сырой рыбой. Поступило множество предложений: высушить ее, запечь в горячем песке, сварить уху.
Но как разжечь костер? Самым интересным решением было добыть огонь с помощью увеличительного стекла, сделанного, естественно, из жевательной резинки (пузырь, наполненный водой). Проблему отсутствия пресной воды тоже решили быстро: было предложено но всему острову выкопать ямки и обмазать их изнутри жевательной резинкой. Оставалось лишь дождаться дождя.

Масса оригинальных решений касалась изобретения одежды. От самых простых: проделать в коробках отверстия для головы и рук — до более оригинальных — скрепить фантики жевательной резинкой или скрепками: получились прекрасные штанишки и платьица.

Эта игра хороша еще и тем, что попутно дети могут изучать свойства предметов и явлений, моделировать, проводить эксперименты. А ведь взрослые зачастую боятся предложить малышам сложные задачи, считая, что они не под силу детскому уму. Конечно, ребенок может не понимать некоторых тонкостей, известных взрослым, но часто он высказывает идею, которая приводит к искомому результату.

В заключение необходимо заметить, что не следует чересчур придирчиво оценивать предложения детей. Главное, чтобы они мыслили, фантазировали, применяли необычные приемы для решения поставленных задач, используя различные, невидимые на первый взгляд, ресурсы.

Владимир БОГАТ, преподаватель ТРИЗ, Молдова
Журнал «Психолог»

Источник