Развитие мышления ребенка через мелкую моторику рук

Развитие мышления ребенка через мелкую моторику рук thumbnail

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной возможности ребенка к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, неплохо устанавливает логические связи, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Он легче овладевает навыками письма.

Ещё В.М.Бехтеров пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движения руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М.Кольцовой, подтвердили это мнение. С ее точки зрения «проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной». Речевая деятельность детей часто развивается и под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук.

Работая с ребенком, мы часто становимся свидетелями, насколько трудно некоторым детям дается рисование по образцу, изображение геометрических фигур, выполнение различных штриховок. Линии в рисунках, как правило, отрывисты, выходят за пределы контура.

Даже если ребенок любит рисовать, лепит, конструировать его графические навыки могут развиваться неправильно, если при этом не было руководства со стороны взрослого.

Выполнение ручных проб у многих детей также вызывает затруднение. Дети, которым удаются изолированные движения пальчиковых проб, как правило «говорящие» дети. Если же пальцы напряжены, или, напротив, вялые, сгибаются и разгибаются только вместе, то это «не говорящие» дети. Пока движения пальцев рук не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.

Умение выполнять движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Работу, по развитию мелкой моторики, нужно начинать задолго до поступления в школу. Если в дошкольном возрасте упражнения даются в упрощенном варианте, доступном по возрасту, то в работе со школьниками используются более сложные игры и упражнения.

Развитие ручной моторики строится с учетом следующих принципов:              

— уровневая организация движения, т.е. любое сложное движение состоит

из простых и в связи с другими двигательными актами;

— взаимосвязь между тонкой дифференциацией моторики рук и артикуляционной моторикой. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук вместе с речевым сопровождением повышают работоспособность коры головного мозга. В развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитие общей и мелкой моторики.

— взаимодействие кинестетических и кинетических основ движения, т.е. уточнение и формирование ощущений от положения кисти рук и выработка необходимого объема движения, силы, точности кисти руки находятся во взаимодействии.

Учитывая эти принципы, работа ведется по двум направлениям:

  • формирование кинестетических основ движения,
  • формирование кинетических основ движения.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и приносить радость ребенку. У детей, поступивших в первый класс, часто отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется игровой интерес при низком познавательном. Эти дети активны, неутомимы, целенаправленны в игре, но быстро теряют интерес во время занятий. Использование игровых форм обучения позволяет ребенку действовать раскованнее, не бояться ошибиться. Их интересует процесс игры, а не результат. В игре они ощущают себя равноправными участниками с другими членами процесса.

В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать творческие способности. Пальчиковые игры — это, как правило, инсценировка какой-либо рифмованной истории, сказки при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», развитию межполушарных взаимодействий.

Работа по коррекции мелкой моторики проводиться по различным методикам:

  •  массаж кисти и пальцев рук ребенка,
  • упражнения для кисти рук с речевым сопровождением и без него,
  • упражнения для пальцев с использование предметов: нанизывание, застегивание,  работа с карандашом, пластилином, бумагой,
  • графический диктант,
  • штриховка, обводка,

Важно в работе соблюдать два правила:

  1. пальцы правой и левой рук развиваются равномерно;
  2. после каждого упражнения расслабляющее действие.

Виды игровых упражнений.

  1. Массаж кисти пальцев руки.
  • Нормализует мышечный тонус;
  • Развивает двигательные функции рук;
  • Формирует устойчивые двигательные кинестезии.

«Моя семья»

(Поочередное растирание пальцев рук от кончика к основанию)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик Я,

Вот и вся моя семья!

  1. Упражнение для пальцев руки (развитие кинестетических функций).

Ребенку предлагается с помощью различных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей, предметы. На начальном этапе упражнения дети выполняют, глядя на руку учителя и свою, позже только на руку учителя. Для поддержания интереса использую стихи, поговорки.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки,                    (пальцы рук сжаты в кулак, указательный

Из кустов они торчат.                       и средний вверх)

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

  1. Упражнения для развития пальцев с речевым сопровождением.
  2. Изображение букв пальцами рук с использованием карандаша.

Пальцы взяли молодца

С двух сторон за два конца.

Карандаш попался в плен –

Получилась буква Н.

  1. Развитие ручной моторики и артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Развитие речи ребенка крови

Автоматизируются звуки речи и развиваются кинестетические и кинетические функции мелкой моторики.

(Пальца сжаты в кулак, средний палец поднят вверх)

Вот комарик летит, очень громко звенит –З З З

(Кистью руки выполнять вращательное движение, двигая ее вперед)

Вот змея в траве лежит, грозно, страшно нам шипит – Щ Щ Щ

  1. Графические диктанты
  2. 7. Логопедические массажные щетки, в сопровождении с чистоговорками, скороговорками.

Пальчиковые упражнения обеспечивают активность всех ребят на занятие. Дети не только пассивные участники игры, но и часто сами становятся сценаристами маленького представления. Выполнения необходимых движений требует от ребенка произвольного внимания, сосредоточенности, но дети получают огромное удовольствие от игры.

Литература.

  1. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовность к школе, -АСТ, Москва, 2007
  2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать,  «Академия развития», Ярославль, 1998
  3. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Логопедический массаж с детьми 3-5лет, страдающих детским церебральным параличом, -«Гром – Пресса», Москва, 1999
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, «Союз», С.-Петербург, 2001
  5. Цвынтарский В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, -Лань, С.-Петербург, 2000
  6. Цвынтарский В.В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем, -Лань, С.-Петербург, 2000
  7. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №3, 2005, методический и практический журнал.

Источник

РебенокСегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку — погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

Ребенок играет игрушками

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно — два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

Пальчиковые игры полезны для развития мелкой моторики детейВ подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны «Мальчик — пальчик», «Сорока — белобока», «Этот пальчик — дедушка…».

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка кратко

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

Музыкальные инструменты полезны для развития мелкой моторики

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

Головоломки для развития мелкой моторики

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу — от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Читайте также:  Как правильно заниматься с ребенком развитием речи

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

Игры с пальчиками для развития моторики рук

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.

«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Штриховки и раскрашивание полезны для развития моторики рукДостаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

ОригамиДействия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.

Источник