Развитие мышц у ребенка презентация
Слайд 1
Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса для детей дошкольного возраста Подготовила: инструктор по физической культуре МБДОУ дс № 296 ЛЕОНОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Слайд 2
Анатомо-физиологические особенности строения и развития мышечной системы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст характеризуется быстрым ростом и развитием всех органов и систем организма, но работают они ещё несовершенно, слабо развиты отдельные системы: костная, мышечная, дыхательная. МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА закрепляет отдельные части скелета в определённом положении, сохраняя равновесие, и изменяет это положение, т.е производит движение. Мышечная система выполняет и защитную функцию – защищает от ударов, повреждения, охлаждения костную систему и внутренние органы. Мышцы у детей развиты сравнительно слабо и составляют всего 20-22% веса всего тела. Особенно слабы мышцы конечностей (преобладает тонус мышц-сгибателей над тонусом разгибателей). Мышцы детей богаче водой и бедны белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В РАЗВИТИИ МЫШЦ выделяют несколько узловых возрастов. Один из них в 3-4 года– в этот период диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Крупная мускулатура в своём развитии преобладает над мелкой, поэтому детям легче даются движения всей рукой (н., прокатить мяч). Строение мышц, характерное для детей четвёртого года жизни, сохраняется до шестилетнего без существенных изменений. Вместе с тем повышается выносливость к динамической работе за счёт упорядочения характера мышечной активности. Лучше осуществляется перераспределение времени активной и пассивной фаз двигательного цикла, увеличивается длительность фазы отдыха.
Слайд 3
Развитие и укрепление отдельных групп мышц происходит в ходе проведения общеразвивающих упражнений. Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц рук и плечевого пояса . Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник (способствуя сближению лопаток и уменьшению расстояния между ними).
Слайд 4
Для упражнений, развивающих мышцы рук и плечевого пояса, применяются следующие исходные положения : для ног – стойка ноги врозь, ступни параллельно друг другу; ноги слегка расставлены, ступни параллельно (для детей младшего дошкольного возраста); в старшей и подготовительной к школе группе эти упражнения могут быть даны в основной стойке – пятки вместе, носки врозь (иногда с подъёмом на носки); для рук – руки опущены вниз вдоль тела, ладони обращены к туловищу; руки за спиной; руки на поясе; руки согнуты в локтях и отведены назад; руки перед грудью; руки в стороны; руки вверх; руки выпрямлены и отведены назад. Все указанные исходные положения содействуют воспитанию правильной осанки, сближая лопатки, выпрямляя позвоночник, расширяя грудную клетку. Они придают удобное, устойчивое положение всему телу.
Слайд 5
Младший дошкольный возраст
Слайд 6
«Покажем ручки солнышку» И.п.: ноги врозь, руки внизу В.: 1 – руки поднять вверх 2 – руки опустить вниз Средняя группа: дети уверенно делают упражнение, выполняя указания 1 младшая группа: такое выполнение упражнения позволяет детям почувствовать сопротивление товарища, при этом мышцы рук напрягаются сильнее.
Слайд 7
«Незнайка» И.п.: ноги вместе, руки внизу В.: 1 – поднять плечи («дотянитесь плечами к ушам») 2: опустить плечи ОМУ: важно напоминать детям, что руки в выполнении этого упражнения не участвуют.
Слайд 8
«Силачи», «Покажем нашу силу» И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти сжаты в кулаки (« гантельки ») В.: 1: согнуть руки в локтях и привести кисти к плечам 2: развести руки в стороны ОМУ: важно развести руки точно в стороны и удерживать их на уровне плеч
Слайд 9
«Птички машут крылышками» И.п.: ноги врозь, руки внизу В.: 1-2-3-4- поднимать и опускать прямые руки («птички расправили крылышки»)
Слайд 10
ОРУ с предметами и игрушками требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, поддерживают интерес детей к выполнению упражнения. «Подними мяч вверх» И.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом вытянуты вперёд В.: 1 – поднять мяч вверх 2 – и.п.
Слайд 11
«Весёлые погремушки» И.п. : ноги врозь, погремушки за спиной 1В: 1 – руки вперёд («покажите погремушки») 2 – руки за спиной («спрячьте погремушки») 2 В.: 1 –руки вверх («позвоните в погремушки») 2 –руки за спиной
Слайд 12
«Переложи мячик вверху», «Фокус (переложи мяч за спиной)» И.п.: ноги чуть расставлены, руки в стороны, малый мяч в правой(левой) руке В.: 1 – поднять мяч вверх, переложить его из правой в левую руку 2- руки в стороны В.: 1 – завести руки за спину, переложить мяч в левую руку 2 – руки в стороны (« алле-апп !»)
Слайд 13
Старший дошкольный возраст
Слайд 14
ОМУ: важно соблюдать амплитуду движений «Пловцы» «Вращение локтями» И.п.: ноги врозь, правая рука вверху, левая рука внизу В.: 1-2-3-4- вращение прямыми руками, как при плавании кролем вперёд (назад) И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях и приведены к локтям В.: 1-2-3-4- вращение локтями вперёд (назад)
Слайд 15
«Поочерёдное поднимание рук вверх» И.п.: ноги на ширине ступни, руки внизу В.: 1 – поднять правую руку в сторону 2 – поднять левую руку в сторону 3 – поднять правую руку вверх 4 – поднять левую руку вверх 5 – опустить правую руку вперёд 6 – опустить левую руку вперёд 7 – опустить правую руку вниз 8 – опустить левую руку вниз ОМУ: темп выполнения можно замедлять и прибавлять
Слайд 16
«Подними руки в стороны», «Мяч вверх» И.п.: сидя на скамейке, руки внизу (мяч перед собой на скамейке) В.: 1 – поднять руки точно в стороны (руки напряжены) 2 – и.п. В.: 1 – поднять мяч вверх 2 – и.п. ОМУ: дети ориентируются на впереди сидящего
Слайд 17
«Подними палку вперёд – вверх» И.п.: ноги на ширине плеч, палка широким хватом внизу 1 – понять палку вперёд 2- — поднять палку вверх 3 – опустить палку вперёд 4 – и.п. «Опусти палку на плечи» И.п.: ноги на ширине плеч, палка вверху 1 – опустить палку за плечи 2 – и.п.
Слайд 18
«Подними обруч вверх» И.п.: ноги на ширине плеч, обруч в прямых руках впереди В.: 1 – поднять обруч вверх 2 – и.п.
Слайд 19
Упражнения с мячом «Переложи мяч» «Подними мяч вверх» «Выпрями руки с мячом вперёд»
Слайд 20
Упражнения с утяжелителями (бутылочки с водой 0,3 -0,5 л, гантели – 0, 5 кг, мешочки с песком 100-200 гр.) «Подними бутылочки вперёд» «Качаем бицепсы» «Подними бутылочки в стороны, вверх»
Слайд 21
Оценка результатов тестирования силы мышц рук и плечевого пояса
Слайд 22
Для определения силы мышц рук и плечевого пояса применяют следующий тест: вис на согнутых руках на перекладине диаметром 2,5 – 3 см («обезьянка на дереве») Лагутин А.Б. И.П.: руки согнуты полностью, подбородок находится над перекладиной, локти опущены вниз и прижаты к туловищу, ноги на опоре, подобранной в соответствии с ростом ребёнка. Выполнение: после того, как убрана опора, провисеть как можно дольше на согнутых руках. Оценивание: время (в секундах) удерживание виса до момента, когда глаза ребёнка опустятся ниже перекладины. Учитывается результат одной попытки. Возраст Мальчики Девочки плохо удовлетворительно хорошо отлично плохо удовлетворительно хорошо отлично 4 года 1,9 и меньше 2,0-6,9 7,0-10,0 10,1- и больше 0,9 и меньше 1,0-4,9 5,0-7,0 7,1 и больше 5 лет 3,9 и меньше 4,0-10,9 11,0-17,0 17,1 и больше 2,9 и меньше 3,0-10,9 11,0-18,0 18,1 и больше 6 лет 3,9 и меньше 4,0-12,9 13,0-20,0 20,1 и больше 4,9 и меньше 5,0 и меньше 11,0-17,0 17,1 и больше
Слайд 23
Для оценки уровня развития силы мышц рук (удовлетворительный – недостаточный) используют подтягивание из и.п. лёжа на скамейке . И.п.: лёжа на животе на скамейке, прямые руки вынесены вперёд, хват за скамейку с боков. В.: не отрывая рук, продвинуть туловище вперёд. Туловище тянуть до те пор, пока руки сзади не окажутся прямыми. Только после этого выполнить перехват. Положительно оценивается, если ребёнок смог подтянуться 3-4 раза.
Слайд 24
Спасибо за внимание
Источник
1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей Подготовила: Иминова Ю. Проверила: Исламкулова И.Б.
2.
• Одним из основных условий правильного
развития ребенка является хорошо
сформированная и функционирующая
опорно-двигательная система. К моменту
рождения структурная дифференцировка
костной системы не закончена. Особенностью
костной ткани у детей является то, что
эпифизы трубчатых костей, костей кисти и
стопы состоят из хрящевой ткани.
3.
• Первые ядра окостенения в хрящевой ткани
закладываются на 7—8й неделе внутриутробного
развития эмбриона. После рождения ребенка костный
скелет увеличивается, одновременно перестраивается
структура костной ткани. У плода и новорожденного
она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по
является пластинчатое строение костей.
• Костная ткань детей содержит большее количество
воды и органических веществ и меньшее —
минеральных веществ. Эти особенности отличают
кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка
более податливы, эластичны при давлении и
сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с
более толстой надкостницей переломы у детей часто
бывают под надкостными.
4.
• Особенности черепа у детей
Череп новорожденного имеет более развитую
мозговую часть по сравнению с лицевой частью и
состоит из парных и непарных костей, которые
разделяются швами. Швы закрываются к
неонатальному периоду, зарастают полностью к 7
годам. Там, где соединяются кости, в определенных
местах образуются роднички:
1) большой — между лобными и теменными
костями, размером 2,5 x 3 см;
2) малый — между затылочными и теменными
костями;
3)
боковые — по два с каждой стороны.
Если происходят раннее закрытие большого
родничка и за ращение швов, это может
свидетельствовать о микроцефалии.
5.
Особенности позвоночника
ребенка
Позвоночник у новорожденных не имеет
изгибов, он прямой, с небольшой
выпуклостью кзади. По мере развития
двигатель ных умений развиваются и изгибы
позвоночника:
1) шейный лордоз (изгиб кпереди)
возникает, когда ребенок начинает держать
голову;
2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает,
когда ребенок само стоятельно садится;
3) поясничный лордоз появляется после
9—12 месяцев, когда ребенок начинает
ходить.
Грудной кифоз окончательно формируется в
6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном
возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести
находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет —
ни же уровня гребешков подвздошных
костей.
6.
• Особенности грудной клетки ребенка
У ребенка на первом году жизни
грудная клетка имеет бочкообразную
форму: широкая, ребра расположены
горизонтально. Когда ребенок
научился ходить, грудина несколько
опускается, а ребра приобретают
наклонное положение. Ребра
ребенка лег ко прогибаются, глубина
вдоха ребенка зависит от экскурсии
диафрагмы.
7.
• Особенности трубчатых
костей ребенка
• У ребенка трубчатые кости
состоят из определенных
частей. Диафиз и эпифиз
соединены между собой
прослойкой хряща метафиза.
В этих местах имеется
богатое кровоснабжение и за
медленный ток крови, что
обеспечивает образование
трубчатых костей.
8.
• Зубы.
• Сначала у ребенка
прорезываются молочные
зубы (см. табл. 11).
• По срокам прорезывания
постоянных зубов
оценивается уровень
биологической зрелости.
Количество появившихся
постоянных зубов считается
в сумме на верхней и
нижней челюстях.
9.
Прикус молочных зубов формируется к 2,5
года. Для него характерны: малые
промежутки между зубами, отсутствие
стертости зубов, дистальные поверхности
верхнего и нижнего резцов расположены в
одной фронтальной плоскости, верхние
резцы немного прикрывают нижние.
В возрасте 3,5—6 лет возникают
межзубные щели, зубы стираются, нижние
и верхние не совпадают. Появляется
прямой прикус. Молочный прикус имеет
значение для развития речи и способности
пережевывать пищу.
После начала прорезывания постоянных
зубов появляется смешанный прикус,
когда начинают появляться первые
постоянные зубы и выпадать молочные
зубы.
В 5 лет появляются первые постоянные
зубы, в 11 лет прорезываются вторые
моляры. Третьи моляры появляются в 17—
20 лет.
10.
• Особенности развития мышечной системы ребенка
• В развитии мышечной деятельности детей большую роль
играют тренировки, повторяемость и совершенствование
быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием
мышечного волок на увеличивается интенсивность
нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы,
определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее
увеличение силы мышц происходит в возрасте 17—18 лет.
• Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые
годы жизни формируются крупные мышцы плеч и
предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные
умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму,
лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук,
ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания
отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12
лет координация движений улучшается.
11.
• Исследование мышечной системы ребенка
• Исследование мышечной системы проводится визуально и
инструментально.
• Визуально и пальпаторно оцениваются степень и
равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила,
двигательную активность.
• Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по
пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста
про водится ручная динамометрия.
• При инструментальном обследовании мышечной системы
измеряют механическую и электрическую возбудимость с
по мощью электромиографов, хронаксимометров.
Источник
Слайд 1
ОСОБЕННОСТИ развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями
Слайд 2
Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног.
Слайд 3
Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители.
Слайд 4
Особенности развития мелкой моторики детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей.
Слайд 5
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом Нарушение координации движения глаз и рук. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь
Слайд 6
Трудности в воспроизведении движений по образцу Нарушается темп выполнения и воспроизведения Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие
Слайд 7
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу
Слайд 8
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Слайд 9
Методы и приемы развития мелкой моторики рук Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм). Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата) Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место
Слайд 10
Средства развития мелкой моторики Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы) Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала
Слайд 11
Самомассаж Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц
Слайд 12
Пальчиковая гимнастика Упражнения пальчиковой гимнастики благоприятно влияют на развитие мелкой моторики. Кисти рук приобретают хорошую подвижность. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны
Слайд 13
Пальчиковые игры Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев
Слайд 14
Упражнения с пластилином Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами
Слайд 15
Аппликация Аппликация способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.
Слайд 16
Рисование
Слайд 17
Игры с конструктором и мозаикой Игры с конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческого воображения
Слайд 18
Куклотерапия Часто дети с двигательными нарушениями отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.
Слайд 19
Куклы — рукавички На спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребенок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу
Слайд 20
Пальчиковые куклы
Слайд 21
Комбинированная кукла
Слайд 22
« Я-кукла » (Напольная кукла)
Слайд 23
Куклы — марионетки
Слайд 24
Народные куклы
Слайд 25
Игрушки для развития мелкой моторики пирамидки, матрёшки Кубики Рамки и вкладыши Фигурки на магнитах Кубы – сортёры Доски Сегена Шнуровка.
Слайд 26
пирамидки, матрёшки
Слайд 27
Кубики
Слайд 28
Рамки и вкладыши
Слайд 29
Фигурки на магнитах
Слайд 30
Кубы – сортёры
Слайд 31
Доски Сегена
Слайд 32
Шнуровка
Слайд 33
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие мелкой моторики у детей с ДЦП отличается своеобразием: специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки специально организованных методов и приемов, направленных на развитие двигательных умений и навыков.
Слайд 34
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник