Центр сопровождение развития ребенка это

Центр сопровождение развития ребенка это thumbnail

В последнее десятилетие в российской системе образования сложилась особая культура помощи и поддержки ребенка в учебно-воспитательном процессе, называемая психолого-педагогическим сопровождением развития. Необходимую работу с детьми проводит классный руководитель, методист, детский психолог, учитель и т. д. На базе образовательного учреждения могут быть созданы специальные центры сопровождения. Целью комплексной работы является определение и создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения детей в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение развития ребенка включает проведение профилактических работ, групповой и индивидуальной диагностики, развивающей и коррекционной работы.

Назад к статьям

Сопровождение развития ребенка

Содержание

  • Виды
  • Принципы

Задачи сопровождения

  • Предупреждение появления проблем развития ребенка.
  • Содействие (помощь) в решении актуальных задач обучения и социализации: учебных трудностей; проблем эмоционально-волевой сферы; трудностей выбора профессии; проблем взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.
  • Наблюдение развития ученика в процессе обучения (мониторинг психологического статуса).
  • Развитие психологической культуры (психолого-педагогической компетенции) учеников, родителей, преподавателей.
  • Психологическая поддержка учащегося.

Центр сопровождение развития ребенка это

Виды

Индивидуальное

В рамках индивидуального сопровождения в образовательном учреждении выявляется потенциальная и реальная «группа риска», то есть дети, которые находятся под воздействием одного либо нескольких факторов риска. В данном случае гарантированная помощь предоставляется тому ребенку, который в ней нуждается. Данный принцип работы противоположен так называемому заявительному сопровождению, при котором специалисты работают только с теми детьми, родители которых либо педагоги заявили об этой необходимости. В этом случае зачастую из внимания взрослых выпадают именно те дети, которые более всего нуждаются в помощи и поддержке. Индивидуальное же сопровождение развития исключает подобные ситуации.

Системное

Системное сопровождение представляет собой комплекс работ, направленных на коррекцию и профилактику проблемы, связанной не с одним ребенком, а с системой в целом. Педагоги, методисты, детские психологи разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы с учетом создания более благоприятных условий для детского развития. Кроме этого, разрабатываются профилактико-коррекционные программы, которые направлены на решение актуальных проблем сегодняшнего времени, например, «Борьба с наркотиками», «Толерантное отношение к мигрантам» и т.д. При создании данных программ учитывается специфика современного понимания проблемы и путей ее разрешения.

Принципы

Рекомендательный характер советов

Советы, которые получают родители или ребенок, должны носить рекомендательный характер. Основная идея сопровождения – это развитие в ребенке самостоятельности при решении актуальных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из сложившейся ситуации, но не имеет права обязывать детей поступать определенным образом. Ответственность за принятое решение лежит на родителях и ребенке.

Первостепенная важность детских интересов

На развитие проблемной ситуации влияет не только социальное окружение ребенка, но и особенность его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправыми. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, однако сопровождающий не должен забывать, что на стороне взрослого его жизненный опыт, возможность обратиться в различные социальные организации и структуры. На стороне ребенка, как правило, только он сам. В этом случае сопровождающий должен стараться разрешить проблему с максимальной пользой для своего подопечного и отстоять его интересы.

Непрерывность сопровождения

Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист прекращает поддерживать ребенка только в том случае, когда проблема будет полностью решена либо подход к решению станет очевиден. Также этот принцип означает, что детям, находящимся в «группе риска», например, детям-сиротам, гарантируется профессиональная помощь в течение всего периода становления.

Мультидисциплинарность сопровождения

Педагог, детский психолог, родители и т.д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата и эффективного разрешения детской проблемы.

Показатели качественного сопровождения

  • Стартовые возможности для развития индивидуальности и формирования личности каждого ребенка созданы в полной мере.
  • Динамика заболеваемости снижается, отмечается улучшение общего состояния здоровья, ребенок быстрее выздоравливает при простудах.
  • Ребенок ведет активный образ жизни, подвижен, занимается спортом, имеет хобби и увлечения.
  • Ребенок обладает ключевыми компетенциями: информационной, социально-коммуникативной, технологической.
  • Ребенок эмоционально отзывчив и доброжелателен в общении с окружающими: родителями, педагогами, сверстниками.

Тенотен Детский – выбор родителей, заботящихся о спокойствии своего ребенка

Источник

Татьяна Щербакова
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ

Читайте также:  Познавательное развитие ребенок в мире поиска

Практическим воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку явилась идея сопровождения, которая в настоящее время реализуется в системе образования, и обрела свою методологическую и организационную форму.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза в ситуациях дошкольного взаимодействия. Сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка, и находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его оптимального личностного развития и обучения.

Задачей медико-психолого-педагогического сопровождения является создание условий для максимально успешного обучения в каждом конкретном случае.

В нашем ДОУ создана служба сопровождения по развитию проблемных детей, которая обеспечивает оказание профессиональной систематической помощи.

1. Сотрудничество различных специалистов: педагогов, психолога, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

2. Объединение усилий всех стоящих на стороне дошкольника взрослых.

3. Определение перспективы возможностей на последующих этапах адаптации ребёнка, которая будет способствовать постепенному переводу его из пассивной позиции в активную.

Организационной формой службы был определён психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Основные функции ПМПк:

1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения детском саду.

2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

В состав ПМПк входят: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели) с большим опытом работы, врач-педиатр (невропатолог, психиатр, медицинская сестра.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

В рамках эксперимента в детском саду была разработана комплексная диагностика, о которой говорилось выше.

На основе комплексной диагностики и анализа проблем ребёнка служба сопровождения (ПМПк) высказала идею о составлении индивидуального маршрута воспитания и обучения, коррекционных программ.

Реализация адресных программ была разбита на шаги (ступеньки, определены цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждого исполнителя службы.

Программа индивидуального сопровождения или индивидуальный образовательный маршрут вырабатывается на консилиуме при коллегиальном обсуждении.Это позволяет:

— изменить состояние ребёнка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция;

— изменить отношение взрослых к ребёнку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях;

— определить позитивные прогнозы взрослых относительно положительных изменений ребёнка.

В апреле — мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае выведения воспитанника в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.

Таким образом, сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная деятельность, в рамках которой обязательно выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики, о чём уже упоминалось ранее.

Читайте также:  Какое развитие ребенка в 12 недель

2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения на основе данных диагностики. Реализация данного компонента предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые находятся в данном учреждении. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, логопеда, психолога, так как их подходы и требования должны ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для этого разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Кроме этого, поддерживается также тесная связь с невропатологом, психиатром,офтальмологом: дети, нуждающиеся в их помощи, всегда в полной мере получают соответствующие консультации и лечение. По мере необходимости поддерживается связь и с другими специалистами.

Таким образом, индивидуализация процесса образования, обучения и воспитания помогает выстроить текущую работу как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия внутри ДОУ.

Взрослые участники учебно-воспитательного процесса – педагоги, логопеды, психолог, дефектологи, администрация, родители – участвуют в нём на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного ребёнка, при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно устанавливают единый подход и стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения.

Источник

Гузель Садретдинова
Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде

В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия, несет личную ответственность за свои поступки. Это актуализирует необходимость содержательно технологических изменений о образовании, среди которых наиболее оптимальной является как раз процесс индивидуализации. И коснулись эти изменения дошкольного образования.

Сегодня перед педагогом дошкольного учреждения возник серьезная проблема «Что нужно сделать для того, чтобы образовательный процесс стал ориентированным на конкретного ребенка с его особенностями, потребностями, способностями, интересами. Или другими словами, как реализовать принцип индивидуализации, на которое нас ориентирует гост дошкольного образования.

Что же следует понимать под индивидуализацией образования. Индивидуализация образования – это особая форма организации образовательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.

Педагоги часто отожествляют понятие индивидуализация и индивидуальный подход. Давайте попробуем развести эти 2 понятия. В чем же все таки основные понятия этих отличий.

Компоненты Индивидуализация Индивидуальный подход.

Цель: Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Способы общения Признание права выбор; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

Тактика Сотрудничество и партнерские отношения. Диктат и опека

Убеждение Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Ребенок учиться лучше и научиться большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

«Хороший ребенок» Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.

• И чтобы реализовать этот принцип индивидуализации можно применить практику индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде». Цель практики – развитие социально успешной личности старшего дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды.

Реализация прнципа индивидуализации в образовании возможна тоько при наличии у ребенка культуры выбора.

А как формировать у ребенка эту культуру выбора.

Для того, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор в группе предполагается средовая работа, когда организуется определенная среда и все дети погружаются в нее. Место, где ребенок может быть активным называется центром активности. Дети включаются в центры активности делая выбор центра самостоятельно. Задача воспитателя максимально насытить центры развивающими материалами, инструментами, которые помогают детям организовать свою самостоятельную деятельность. Это могут быть схемы, пошаговые алгоритмы деятельности, пиктограммы вариативного использования оборудования.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

В групповых помещениях можно сделать доски выбора, где обозначается, какие центры сегодня открыты. Их может быть открыто от 3 до 5 одномоментно. И на этих же досках обозначается, сколько детей могут заниматься в одном центре вместе.

Основным образовательным событием является самостоятельные занятия по выбору детей, которая проводиться во второй половине дня во время отведенной для совместной самостоятельной деятельности детей. Занятия имеют определенную структуру.

• Круг общения или мотивационный круг.

• Самостоятельная работа в развивающих центрах

• Презентация

• Рефлексия.

На первом этапе педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая-то проблема, с которым к детям обращается сказочный персонаж или воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. (Пример: на праздник день матери нужны подарки).

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, в планировании, сами принимают решения, в каком центре они сегодня будут работать. Что именно в этом центре предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде.

После выбора центра активности и планирования работы, приходит время собственного выполнения плана, т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог пережит чувство успеха. С какими-то заданиями дети могут справиться сами, а где-то выполняют работу при участии педагога.

Во время работы детей воспитатель может переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям или может работать в одном из центров. Воспитатель наблюдает за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды. Педагог также может просто наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть незакончена за день. В этом случае ребенок может продолжать работу в последующие дни.

Завершения занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одного центра к другому и рассказывают, чем они занимались, что удалось а что не получилось и почему. Что им понравилось, а что бы они хотели изменить. А можно обсудить эти вопросы и представить получившиеся продукты вернувшись в круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы и давать оценки себе и своим товарищам. А главное в развивающей среде, где воспитатель побуждает детей следовать своим интересам,у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей, потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания.

Еще одно из форм релаксации, которое можно использовать во время занятий является «индивидуальные дневнички», где дети фиксируют, в каких центрах они сегодня занимались, а цветом обозначают свои эмоции, ощущения, отношения к тому, что они делали. Воспитатель в свою очередь фиксирует выбор детей в общей карте наблюдения, что позволяет ему своевременно проектировать, корректировать предметно-пространственную среду группы на развитие интереса и потребности детей.

Еще одно направление –это работа с родителями. Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует. Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатель организует детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывной, четко организованный процесс.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему; в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему – либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Источник