Развитие мозга ребенка презентация
1
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября 2014 г. Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования
2
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский
3
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л. С. Выготский
4
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками. Широкое использование технических средств в процессе воспитания и обучения; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
5
Мифы развития современного дошкольника Миф 1 – Необходимо начинать обучение как можно раньше (до 3-х лет), т.к. «окно развития мозга» закрывается в 4-6 лет. Миф 2 – Современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников летней давности;
6
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет
7
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет
8
Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)
9
Этапы развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте Возраст Проявление внимания Мозговое обеспечение Первое полугодие Ориентировочная реакция, открытое внимание [overt attention] Ретикулярная формация ствола. Зрительное двухолмие С 3 до 6 месяцев Появление скрытого внимания [covert attention]. Появление билатеральных установочных движений глаз Задняя ассоциативная кора Второе полугодие Формирование способности удерживать внимание к эмоциональнозначимому стимулу по инструкции взрослого. Лимбическая структура От 1 года до 3 лет Способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого, поддерживается эмоциональной привлекательностью. Неустойчивый характер внимания Лимбико- кортикальная система С 3 до 6 лет Увеличение количества выделяемых признаков, увеличение объема внимания Таламопариентальн ая система 6 – 8 лет Формирование механизмов произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным Фронтоталамическа я система
10
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )
11
Познавательное развитие детей, поступающих в 1 класс ( г. ) 1- организация деятельности 2- речь 3- моторика 4- зрительно- пространственное восприятие 5- интегративные функции Количество детей (в %), имеющих возрастную несформированность школьно значимых функций
12
Познавательное (когнитивное) развитие детей, поступающих в 1 класс (2009 – 2010 гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание Память Речьдо 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
13
Показатели развития детей 6-7 лет. (популяционный срез, n= ) гг Количество детей, % показатели
14
C1 C2 Временная структура письма
15
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
16
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
17
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными…… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать…материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Е.Н. Водовозова
18
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Педсовет «РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА» Дорошенкова Татьяна Ивановна, руководитель Методического объединения учителей русского языка и литературы КГОБУ«Коррекционная школа-интернат I вида»
2 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
3 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.
4 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
5 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
6 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи.
7 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
8 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
9 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития мозга − это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.
10 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства. 1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
11 слайд
Описание слайда:
«Ухо-нос»
12 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? 2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
13 слайд
Описание слайда:
«Зеркальное рисование»
14 слайд
Описание слайда:
«Зеркальное рисование»
15 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? 3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
16 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
17 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л − левая рука поднимается в левую сторону, П − правая рука поднимается в правую сторону, В − обе руки поднимаются вверх.
18 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
19 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? А Б В Г Д Л П П В Л Е Ж З И К В Л П В Л Л М Н О П Л П Л Л П Р С Т У Ф В П Л П В Х Ц Ч Ш Я Л В В П Л
20 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Всем хорошо известно, что мозг состоит из
двух частей: левой и правой.
Занимаются
они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у
кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние,
использующие своё богатство максимально.
Какое же значение имеет использование этих особенностей в коррекционной работе с детьми, в частности для обучения учащихся школ I вида.
В процессе работы с детьми, выяснилось, что леворукие и праворукие дети по разному воспринимают учебный материал.
При этом на это восприятие учебного материала ни как не влияет особенность их развития по сравнению с обычными школьниками.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-691998
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Презентация по внеурочной деятельности по теме: «Мозг» Составила учитель начальных классов: Давыдова Елена Трофимовна.
Слайд 2
Расположение мозга.
Слайд 3
Самый большой головной мозг у финвала (сельдяного кита), его масса составляет 6–7 килограммов.
Слайд 4
М асса головного мозга индийского слона 4–5 килограммов.
Слайд 5
У человека – 1,4 килограмма.
Слайд 6
У лошади – 500 граммов.
Слайд 7
У гориллы – 430 граммов.
Слайд 8
У коровы – 350 граммов.
Слайд 9
У собаки – 100 граммов.
Слайд 10
У мартышки – 40 граммов.
Слайд 11
У домашней кошки – 30 граммов.
Слайд 12
У ежа – 3,5 грамма.
Слайд 13
Самый большой мозг у рыбы — Мормирус (рыба-слон). Масса мозга к массе тела достигает от 1:38 до 1:50, то есть такое же как и у человека.
Слайд 14
Животное с самым большим мозгом по отношению к телy — мyравей .
Слайд 15
Как же работает мозг ?
Слайд 16
Тренировка мозга.
Слайд 17
Мозг – суперкомпьютер. Как же его загружать ? Мозг — это суперкомпьютер. Это центр команд и контроля, управляющий жизнью. Он связан абсолютно со всеми вашими действиями. Мозг определяет мысли, чувства, отношения с другими людьми, даже устанавливает характер вашей личности. Мозг в центре всего, что вы делаете, чувствуете и думаете. Он как суперкомпьютер, который управляет вашей сложной жизнью. Независимо от возраста, умственная тренировка очень важна. Вот 22 способа, которые помогут вам повысить умственные способности. 1. Развивайте серые клетки! Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, вы становитесь более остроумными и счастливыми. 2 .Тренируйте своё мышление! Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот) Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Прочитайте новую книгу. 3. Спросите «Почему?» Наш мозг предрасположен к любопытству. Позвольте и себе быть любопытным! Лучший способ развивать наше любопытство — все время задавать вопрос “Почему?” Пусть это будет новой привычкой (по крайней мере, 10 раз в день). Вы будете поражены тем, сколько возможностей откроется перед вами в жизни и работе. 4 . Больше смеха! Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья Таким образом, смех может заряжать наш мозг.
Слайд 18
5. Развивайте память Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять 6. Разгадайте загадку! 7 .Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг. 8. Играйте Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в видеоигры. Играйте в настольные игры. Да поиграйте в перетягивание каната, в конце концов! Не имеет значение, во что вы играете. Просто играйте! Это научит ваш мозг думать стратегически. Играйте! 9. Отдыхайте . Во время работы всегда делайте перерывы. Это поможет снять напряжение, которое появляется из-за того, что вы слишком долго сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет вашему мозгу расслабиться. 10. Развивайте зрительную память Каждый день составляйте список необходимых дел. Попробуйте мысленно нарисовать фигуру, в каждом углу которой будет находиться по одному делу. Например, треугольник или квадрат. Такой способ помогает более ясно усваивать нужную информацию.
Слайд 21
Зрительные иллюзии.
Слайд 26
Использованные материалы: Иллюстрации из ресурсов интернета на тему «Мозг» ru.wikipedia.org/wiki/ Головной_мозг .. coolreferat.com/ Головной_мозг_челов . medical.odaily.info/articles/ Mozg -r . bolshoyvopros.ru/questions/86692-u-… uniport.pro/30508/blogs/22119 nauka-prosto.ru/page/u- kogo — samyj -b … samogo.net/ articles.php?id =1227 brainden.com/ golovolomki /eye- illusi .. scorcher.ru / neuro / neuro_sys / illusio … illuzi.ru / node /633
Источник