Развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет презентация
1. Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет
Особенности
развития моторики
детей от рождения до
Закономерности роста и
7 физического
лет
развития детей
2. Закономерности роста и физического развития детей
Рост — увеличение массы тканей и
органов, т.е. образование новых
соединений из поступающих в
организм веществ.
Развитие – процесс дифференцировки
органов и тканей, их функциональное
совершенствование. Формирование
новых функций и видов деятельности
организма.
3. Для детского и подросткового периода свойственны:
Неравномерность темпа роста и развития;
Неодновременность (гетерохронность) роста и
развития отдельных органов и систем;
Обусловленность роста и развития полом;
Биологическая надёжность функционирования
систем организма;
Обусловленность процессов как генетическими, так
и средовыми факторами;
Периодичность в изменении ростовых процессов
(акселерация, децелерация).
4. Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно
и носят поступательный характер, но их темп имеет
нелинейную зависимость от возраста. Наибольший
темп увеличения длины тела – в раннем возрасте: к
концу 1 года рост увеличивается на 47%, в возрасте
4-7 лет увеличение длины тела составляет 5-7%.
Данная закономерность является основанием для
правильной группировки детей разного возраста,
научной основой возрастной периодизации.
5. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Избирательное и ускоренное созревание на разных
этапах развития определённых структурных
образований и функций обеспечивает
выживаемость организма (П.К.Анохин).
Головной мозг: новорожденный – 360-390 г, к 1 году
возрастает в 2-2,5 раза; в 3 года – 1100 г; 7 лет –
1250 г; взрослый – 1400 г.
Значение: формирование условнорефлекторных
связей и приспособление к окружающей среде,
следовательно, выживание.
6. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Формирование двигательных навыков и развитие
основных качеств в онтогенезе неодновременно:
вначале ребёнок осваивает ходьбу и двигательные
акты, необходимые для самообслуживания, затем –
бег и другие движения, необходимые для жизни.
Знание закономерности развития систем в
онтогенезе, необходимо обеспечить такую же
последовательность при воспитании ребёнка.
7. Особенности роста и развития в зависимости от пола
Выделяют различия в
морфологических показателях,
развитии функциональных систем,
психологические отличия и др.
Воспитание мальчиков и девочек должно
быть дифференцированным.
8. Обеспечение надёжности биологических систем организма
В процессе роста и развития организма
создаётся избыточность структур,
дублирование функций, большой запас
резервных возможностей (АА. Маркосян).
Этим обеспечивается надёжность в работе
любой биологической системы.
Правильно организованное физическое
воспитание раскрывает потенциальные
возможности растущего организма,
обеспечивает высокий запас его прочности.
9. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Генетические факторы определяют темп роста,
порядок созревания отдельных органов и систем, их
биологическую надёжность, формирование
морфотипа человека, тип высшей нервной
деятельности.
Наследственная программа реализуется лишь при
стимулирующем влиянии среды.
Средовой фактор является ведущим при определении
массы тела, а также в развитии моторики,
проявлении физических качеств.
10. Периодичность в изменении ростовых процессов
Акселерация – ускорение темпов роста и
развития детей и подростков по сравнению
с предшествующими поколениями.
Например, увеличение массы и длины тела
новорожденных, раннее прорезывание
зубов, становление двигательных навыков,
окостенение скелета, сокращение сроков
полового созревания и проч.
11. Периодичность в изменении ростовых процессов
Децелерация — замедление темпов
роста и развития подрастающего
поколения.
12. Развитие движений на первом году жизни
1-2 месяца
3-4 месяца
В 1-1-.5 мес держит головку,
постепенно развивается
координационное движение рук
Самостоятельно поворачивается
со спины на бок, сидит при
поддержке за руки. С 3-3.5 мес
координированно,
целенаправленно действует
руками.
13. Развитие движений на первом году жизни
6-7 месяцев
7-8 месяцев
Начинает сидеть самостоятельно
переворачивается,
приподнимает туловище, лёжа
на животе. В 7 мес стоит при
поддержке за руки.
Сидит без опоры, встаёт на
колени, начинает ползать,
переступает при поддержке за
руки.
14. Развитие движений на первом году жизни
Садится из положения лёжа,
встаёт на ноги, стоит и
переступает при поддержке за
8-9 месяцев
одну руку и держась за
неподвижную опору.
Стоит без опоры, ходит за
движущимися предметами, при
10-11 месяцев поддержке за одну руку,
перелезает через препятствие на
четвереньках.
15. Развитие движений на первом году жизни
12 месяцев
Самостоятельно стоит без
опоры, приседает, выпрямляется,
начинает ходить
самостоятельно, влезает на
ступеньку.
16. Развитие движений на первом году жизни
В зависимости от состояния ЦНС дети
осваивают движения по-разному, но три
движения формируются одновременно у всех:
Поднимание и удерживание головы (1-1,5
мес)
Поднимание головы из положения лёжа на
животе (4-5 мес)
Поднимание туловища с опорой на
предплечья (5-6 мес)
17. Младший дошкольный возраст
Движения неточные, по общей схеме
Замедленная двигательная реакция
Недостаточно развиты мышцыразгибатели
Высоко расположен центр тяжести,
Малая опора – ребёнок неустойчив
Новые условнорефлекторные связи
создаются легко, но они непрочные
18. Младший дошкольный возраст
Дети умеют бегать , бросать и ловить
мяч, лазать по гимнастической
лестнице. Способны выполнять
несколько действий подряд, изменять
направление движения подчиняться
заданному темпу. К 4 годам катаются
на санках (спуск с горы), умеют ходить
на лыжах, кататься на 3-колёсном
велосипеде и др.
19. Средний дошкольный возраст
Увеличивается прочность скелета,
выражены изгибы позвоночника,
повышается устойчивость ребёнка.
Движения становятся точнее и
энергичнее. Дети ориентируются в
пространстве, согласуют свои
действия с другими. Развивается
двигательная память, воображение,
мышление.
20. Старший дошкольный возраст
Сформирован позвоночник. Увеличивается
объём мышц. В движениях появляется
точность, плавность. Осваивают тонкие
движения, меньше требуется повторений
при разучивании. Способны к анализу и
самоанализу качества движения.
Появляется устойчивый интерес к достижению
коллективного результата в командных
играх и эстафетах, умеют проводить
подвижные игры самостоятельно.
Источник
Слайд 1
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тихонова Т.К.
Слайд 2
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Слайд 3
Цель работы : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр . Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Слайд 4
Согласно поставленным задачам, была разработана общая система для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры. — Разработана картотека пальчиковых игр; -Составлен комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; -Совместно с детьми и родителями создана предметно- развивающая среда.
Слайд 5
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Что такое мелкая моторика ?
Слайд 6
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. 2. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций мышления, памяти, внимания. Значение мелкой моторики
Слайд 7
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
Слайд 8
Работа осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями, при необходимости оказывается помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, формируют сенсомоторные способности детей.
Слайд 9
«Разноцветные бусы», «Сделаем куклам, маме» — помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы сделанные из разноцветных пуговиц и макарон, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – длинные — короткие, диаметр шнурка большой; далее, чередование цвета.
Слайд 10
Поиграем в «Золушку» Малышам можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешаем в мисочке по чуть — чуть гороха, фасоли и крупных бусин, предложим рассортировать по баночкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее.
Слайд 11
«Завяжи узел». Только на первый взгляд кажется просто развязать и завязать узел на толстой верёвке, на самом деле ребенку приходится потрудиться.
Слайд 12
Игры со спичками и счётными палочками. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук..
Слайд 13
Игры-шнуровки — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Слайд 14
Большую роль в развитии мелкой моторики играют занятия по продуктивным видам деятельности: лепка, аппликация, ИЗО деятельность.
Слайд 16
«
Слайд 17
Вывод: Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Источник
Слайд 1
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Слайд 2
Актуальность данной темы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Слайд 3
Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Слайд 4
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.
Слайд 5
Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, почувствовать его температуру и влажность и т.д. Постукивание предмета дает возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие предмета в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
Слайд 6
Ощупывание поверхности дает возможность определить свойства этой поверхности . Таким образом мы можем помогают распознать не только гладкость-шероховатость, и сорт материала, например, на ощупь определить какая бумага: газетная, пергаментная, гофрированная или фольга.
Слайд 7
Тонкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики рук, их активно публикуют в книгах, журналах, сборниках, на сайтах сети Интернет. Сейчас мы с вами познакомимся с наиболее распространенными средствами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Слайд 8
« Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика » — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, рассказов или сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях « вправо » , « влево », « вверх », «вниз » и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки .
Слайд 9
Игры с пластилином. Пластилин дает уникальную возможность проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Играя с пластилином, малышу можно показать все чудеса пластилинового мира.
Слайд 10
В образовательном процессе лепка играет большую роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста.
Слайд 11
Игры с крупами. Крупы – это не только ценный пищевой продукт, но еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у ребят. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей, горохом, фасолью и макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений.
Слайд 12
Игры с пуговицами. Игры с пуговицами или бусами способствуют развитию координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.). С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения (бусы, например).
Слайд 13
Игры с палочками. Хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки дают игры со счётными палочками, эти игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них положительный эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения . Играя в эти игры можно использовать различные варианты действий с палочками, можно предложить ребёнку действовать сначала одной рукой, затем – другой, а потом – одновременно двумя руками.
Слайд 14
Игры с конструктором. Играя с конструкторским набором, каждый ребёнок имеет возможность постоянно повышать свой уровень развития. И самым интересным является то, что дети ощущают себя настоящими конструкторами и думают, что до них ничего подобного никто не создавал. Малыши растут, играя, приобретая навыки, учась проектировать и строить различные здания, собирать машинки или необычные механизмы. Каждый раз, перебирая детали конструктора, дети стараются разделять предметы, различать их по цвету, формам, размерам. В таком процессе нужно проявить выдержку, терпение, научиться усидчивости и стараться всё доводить до конца. Это дисциплинирует и делает детей ответственными, приучает к порядку, ведь каждый раз после игры нужно обязательно убрать конструктор в коробку, а если творение малыша особенно удалось, то можно оставить его на видном месте и любоваться до следующей игры.
Слайд 15
Игра с песком . Песок для детей наиболее притягательный материал. Игры с песком не требуют специальной подготовки. Также игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Песок — это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. Все игры проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя.
Слайд 16
Игры с прищепками Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.
Слайд 17
Игры – шнуровки. Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры- шнуровки. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук, и что немало важно игры – шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Слайд 18
Работу по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста желательно проводить ежедневно, уделяя ей хотя бы по 3 — 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и т.д , все эти направления направлены на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей.
Слайд 19
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику рук.
Слайд 20
Презентацию подготовила Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 19 Калининского района г. Санкт – Петербург Крюкова Елена Сергеевна
Источник