Развитие мотивов поведения ребенка дошкольного возраста

Развитие мотивов поведения ребенка дошкольного возраста thumbnail

Общая характеристика мотивов поведения ребенка.Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием воз­никших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей:

1. мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

2. мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельно­сти, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповтори­мую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

3. В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотноше­ния. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требова­ния и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положитель­ные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

4. В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотноше­ний со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимо­отношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

5. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нрав­ственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепри­нятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют.

6. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руковод­ством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты­вали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольни­ки довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удоволь­ствии, которое им может доставить флажок.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразова­нием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

19. Самосознание и самооценка удетей дошкольного возраста

Особенности развития самосознания и самооценки.Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в само­оценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.

Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл со­вершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам.



Источник

Понятие мотива поведения и разновидности мотивов дошкольника

Определение 1

Мотив поведения – это импульс к выполнению какого-либо действия, необходимого для удовлетворения потребностей, достижения какой-то поставленной цели или задачи, решения проблемы, реализации своего интереса.

В основе развития мотивов ребенка дошкольного возраста лежат его естественные потребности. Они определяют направленность его деятельности, формирование интересов, идей, убеждений и установок. Благодаря мотивам поведения реализуется развитие ребенка. Дети стремятся к конкретным направлениям деятельности. В ходе ее реализации и удовлетворения потребностей ребенка происходит развитие его познавательной сферы, усвоение нравственных принципов поведения, формируются новые навыки деятельности, укрепляются и углубляются теоретические знания и практические навыки дошкольника.

Мотивационная сфера деятельности ребенка активно развивается на всем протяжении дошкольного этапа. В старшем дошкольном возрасте формируются новые мотивы поведения, которые определяют мотивацию дошкольников к переходу на новую ступень своего обучения, воспитания и развития, новый этап свой жизнедеятельности – обучение в школе.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

К основным мотивам поведения ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести следующие:

  1. Мотивы подражания. Они отражают интерес ребенка к миру взрослых и его желание подражать их поведению, действовать так же, вести себя, как взрослый в той или иной ситуации.
  2. Мотивы коммуникативного взаимодействия. Эти мотивы отражают желание ребенка сформировать положительную систему коммуникации с представителями разных возрастных категорий граждан: это могут быть, как взрослы – педагоги, родители, иные родственники, так и сверстники. Эти мотивы направляют поведение ребенка, ориентируя его на завоевание симпатии других людей по отношению к нему, уважения и желания общаться с ним. Это заставляет ребенка действовать по правилам поведения в социальной среде, уважать чужое мнение, взгляды, идеалы, считаться с оценками других людей.
  3. Игровые мотивы. Они связаны со стремлением ребенка принимать участие в игровых действиях, играть в разнообразные игры. Это обуславливает изучение и выполнение ребенком игровых правил, формирование навыков взаимодействия с другими участниками игры.
  4. Мотивы самореализации и самоутверждения. Эти мотивы заставляют старшего дошкольника действовать таким образом, чтобы его уважали другие люди, восхищались им, хвалили его, хотели исполнить его желания и прислушивались к его взглядам.
  5. Познавательные мотивы. Они начинают активно развиваться именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок ориентирует свою деятельность на усвоение содержания учебной дисциплины. Эти мотивы способствуют усвоению новых знаний ребенком и способов их получения.
  6. Нравственные мотивы. Они отражают нравственные установки и принципы ребенка, его духовные ценности и идеалы. Мотивы изменяются по мере развития ребенка и осознанного усвоения им моральных норм. Поведение ребенка, под действием нравственных мотивов, отражает его отношение к себе и к другим людям, осознание значимости своих поступков и поведенческих реакций, развитие умения контролировать свое поведение.
  7. Социальные мотивы. Они отражают стремление ребенка действовать на благо и удовлетворение не только своих потребностей, а для принесения пользы всему обществу. Мотивы формируют у дошкольников чувство долга и стремление нести ответственность за свое поведение и свою деятельность. Кроме того, они отражают жизненную позицию ребенка, его стремление к занятию определенного места в социальной сфере.

Мотивация старших дошкольников

Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста характеризуются их расширением и усложнением. Они, в большей степени, ориентированы на развитие познавательной сферы деятельности ребенка и отражают стремления дошкольников к познанию, расширение своих познаний в той или иной области, желание изучать окружающий мир и расширять свой кругозор.

Ведущими принципами формирования мотивации старших дошкольников являются следующие:

  • Принцип эмоциональности. Он означает, что познавательная деятельность должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Занятия ею должны вызывать положительные эмоции. А это требует активного участия взрослого в процесс познания ребенка.
  • Принцип развития любознательности. Любознательность ребенка необходимо развивать. Поэтому, процесс познания требует мотивации. Ребенка необходимо привлечь к этой деятельности, чтобы активизировать его любознательность.
  • Принцип инициативы. Он означает, что инициативы к познанию должна исходить от взрослого и передаваться ребенку. Поскольку, в старшем дошкольном возрасте, дети еще стремятся к подражанию поведения взрослых, то и познание возможно на основе подражания.
  • Принцип безоценочности. Процесс познания, его итоги не должны быть оценены. Это может разрушить познавательные мотивы ребенка и заставить его действовать совершенно по-другому.
  • Принцип развития активности ребенка. Педагогу и родителям необходимо поддерживать ребенка в развитии их активности в различных направлениях. Нельзя подавлять любопытство ребенка. Интересам ребенка требуется уделять особое внимание. Кроме того, исследовательской деятельности детей, проведению экспериментов отводится огромная роль в развитии познавательных мотивов. Познание должно опираться на практику. Только самостоятельная исследовательская работа, проведение экспериментов поможет ребенку в осознании значимости познавательной деятельности, разовьет его интерес к ней.

Содержание учебной информации должно отвечать потребностям ребенка. Сама информация не имеет никакого значения для дошкольника, а значит и не способствует мотивации к обучению.

В этой связи, учебный материал должен быть привлекательным для ребенка, преподнесен в аналитической форме, а также дополнен занимательными вопросами, загадками, возможно, игровыми моментами. Это поможет в эффективном становлении мотивации к познанию ребенка старшего дошкольного возраста.

Источник

Мотивационная сфера дошкольника развивается активно, формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста.

Формирование самосознания находится во взаимосвязи с развитием мотивационной сферы. На основе их развития у ребенка появляется осознание своего социального Я и формирования внутренней позиции.

Основой мотивов являются первичные (природные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отражаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т.

Общая характеристика мотивов поведения ребенка

Одно и то же деятельность может быть вызвана различными мотивами, которые находятся в определенной субординации: одни играют ведущую роль, другие — второстепенную. Соотношение их образует систему мотивов определенного акта поведения.

Мотив раскрывает смысл, который имеют для человека его действия и поступки, их жизненное значение. Он сложный индивидуальных характер.

Мотив (франц. Motif, лат. Motus — движение) — осознанная причина действий и поступков человека.

Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии.

Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются.

Мотивация — система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека.

Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение. Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека, поскольку мотивы его поступков заметны во всем.

На разных возрастных этапах мотивация обусловливается ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития.

В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет много, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства.

Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они. Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре. Его часто используют в воспитании ребенка: «Ты же большой, а большие одеваются сами», «Мужчины не плачут».

В поведении детей постоянно оказываются игровые мотивы «связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые. Также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают неповторимую специфику дошкольного детства. Иногда они порождают недоразумения, когда ребенок выдает желаемое за действительное «Мы с папой катались на лодке, перевернулся …». Высказывания о том, чего не было, не дают оснований считать мальчика лжецом, ведь он создает воображаемую ситуацию, в которой из игры фантазия переместилась в рассказ. Любое дело ребенок может превратить в игру: иногда кажется, что она занята серьезным делом, а на самом деле — играет, создав для себя вымышленную ситуацию. Например, во время психологического исследования детям предлагали из изображений четырех предметов (человек, лев, конь и виз) отобрать «лишний «. Дети назвали лишним льва, пояснив:» Дядя запряжет лошади в телегу и поедет, а для чего ему лев? Лев может съесть и его, и коня, поэтому его нужно отправить в зоопарк «.

Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружающих. Своими действиями она пытается заслужить их одобрение. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнения и оценки, выполнять установленные ими правила поведения.

С повзрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников. Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает их в своем поведении (может занять стульчик у соседа, если захочет сесть).

Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника. Особенно стараются они получить симпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично. Для воспитателя важно, чтобы ребенок получала признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным путем.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы ее уважали и слушались, обращали на нее внимание, выполняли ее просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх. Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ними себе положительных качеств, без особых переживаний о соответствии их действительности, преувеличение своей смелости, силы и тому подобное. Например, на вопрос, силен он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой камень.

При определенных условиях стремление к самоутверждению может привести и негативные проявления (капризы, упрямство). Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является следствием неправильного отношения к ребенку, закрепленные негативных форм взаимоотношений с ней. Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым. Такими обычно становятся безынициативны дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.

На протяжении дошкольного детства мотивы поведения ребенка существенно изменяются. Младший дошкольник, как и ребенок раннего возраста, в основном действует под влиянием ситуативных чувств и желаний, не осознавая того, что заставляет его к определенным поступкам. Более осознанной является деятельность старшего дошкольника, что выражается в его способности объяснить, почему поступил так, а не иначе.

Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они совпадают и клюют, а 6-летний — чтобы помочь маме по хозяйству.

О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют:

1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивам. Например, 6-7-летние дети, для которых имеет значение общественное мнение, всегда считаться в своих поступках интересы, оценки товарищей. Об этом заботиться даже дети, которые находятся в группе в роли лидеров. Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер, поэтому его поведение нередко бывает неожиданной для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание), следствием чего является нарушение хорошо известных ему правил;

2) четкое проявление побудительной силы различных мотивов. Например, задача игрового характера (найти скрытый флажок) имеет наибольшую побудительную силу для младших дошкольников; трудовое задание (сделать куклы для спектакля) — для 5-6-летних детей; интеллектуальные задачи (составление флажка из мозаики) — для старших дошкольников.

С осознанием себя и своего места в мире взрослых типы мотивов поведения дошкольника меняются качественно: появляются другие причины, ситуативные желания перемещаются на задний план.

Источник