Развитие мотивационной готовности ребенка к школе

МБДОУ КУТЕРЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЁК»
ДОКЛАД
на тему:
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Подготовила: воспитатель
Вахитова А.Г.
Март, 2016г.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, природным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности ребенка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А.Анастази, Я.Йирасик, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.И.Эльконин). Л.С.Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. Л.И.Божович представляла, что готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И.Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы учения:
— мотивы, связанные с потребностью в общении;
— мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
— положительных представлений о школе;
— желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
— сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.
В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо» и «жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться. Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности – общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения. Все это входит в состав социальной активности личности. Опираясь на возрастные особенности детей 6лет, педагогу надо иметь в виду широкую палитру индивидуальных различий возможностей и их способностей. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.
Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
— учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
— сформирована широкая мотивация учения;
— сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
— сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы поведения;
— ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе. Данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми 6-7летнего возраста. Вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и вопросы воспитания, формирования его личности.
Поступление в школу очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависит от психологической готовности к обучению. ООП ДО направлена на формирование у ребенка основных интегративных качеств, которые являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом и позволяет ему решать жизненные задачи.
Мотивационная готовность к школе важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Наличие мотивов к обучению и положительное отношение к школе – вот основные факторы для школьной успеваемости.
Источник
Всякая эмоция только обогащает жизнь.
Джон Голсуорси
Дошкольный возраст требует к себе особого
внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается
в школу – еще большего внимания. В этом возрасте
ребенок имеет массу изменений, не только
внешнего плана, но прежде всего внутреннего,
дающих понять как родителям, так и психологу свою
исключительность. Это и период перехода от одной
ступени развития к другой.
Вопросы психологической готовности к обучению
в школе рассматривают педагоги, психологи,
дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер,
А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие.
Большое внимание уделил мотивационному
обусловливанию В. К. Вилюнас. “С психологической
стороны, а именно при учете того, что выработка
условной связи означает изменение субъективного
отношения к условному раздражителю, этот
механизм может быть изображен в виде передачи
эмоционального (мотивационного) значения…
новому содержанию”.
Особая актуальность изучения проблемы
психологической готовности ребенка к школьному
обучению связана с тем, что на сегодняшний день
именно несформированность у ребенка
психологической готовности к школе часто
является главной причиной проблем, возникающих у
ребенка в первый год обучения в школе.
Ежегодно множество родителей задается
вопросом готовности к школе. И тут важнее
всего определить, что лучше самому будущему
школьнику, насколько он готов к учёбе физически и
психологически. Многие полагают, что
готовность к школе определяется только знаниями,
но это самое большое заблуждение.
Детские психологи выделяют несколько
критериев готовности детей к обучению в
школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность
к концентрации внимания, умение строить
логические связи, развитие памяти, мелкая
моторика).
2. Эмоциональная готовность (мотивация к
обучению, умение сосредоточиться, управление
эмоциями).
3. Социальная готовность (потребность в
общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться).
В статье рассматривается изучение проблемы
мотивационной готовности к школе,
способствующей к дальнейшему снижению учащихся
к учению.
Известно, что наиболее большие трудности для
самих детей и взрослых связаны с нежеланием
детей — учиться. Заставить ребёнка учиться
невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому,
мотивационная готовность дошкольников к школе
является не менее важным аспектом
психологической готовности, чем, например
интеллектуальная готовность. Родители,
подготавливая ребенка к новому периоду жизни,
должны сформировать у него мотивацию к учебе,
ведь она является ключом к будущему успеху. От
успешности адаптации к школе зависит очень и
очень многое: ощущение успешности своей личности
у самого ребенка, его самооценка, причисления
себя к “удачливым” или же к “неудачникам”.
Целью статьи является разработка рекомендаций
для родителей и воспитателей,
педагогам-психологам, воспитателям предлагается
проективная методика для проведения диагностики
мотивационной готовности ребенка к школе.
Мотивационная готовность к школе начинается,
прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в
возможность быть лучше, т.е. стремлению к
совершенству. Самооценка – один из важнейших
механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку
преодолевать трудности. Считается, что
становление устойчивой самооценки как таковой
происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом
возрасте важно помочь ребёнку сформировать
адекватную самооценку, которая будет
способствовать преодолению возможных жизненных
сложностей, в том числе и школьных.
Как поднять интерес и положительное отношение
к школе? Прежде всего, выяснить, почему
отсутствует интерес у детей к школе.
Во-первых система мотивов, определяющих
желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут
быть адекватные (познавательный, социальный и
оценочный) мотивы и неадекватные (внешний,
позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в
той или иной степени присутствует в
мотивационной структуре ребёнка, но важно
установить какой мотив является доминирующим.
Во-вторых, у ребёнка возможна негативная
мотивация к школьному обучению. Причины её
выясняются индивидуально, в каждом конкретном
случае. Но как правило – это страх ребёнка перед
школой, который формируют сами родители
непосредственно или косвенно; ситуация в семье:
отрицательный пример старших детей –
школьников; пресыщение ребёнка самим процессом
подготовки к школе, занятиями по типу школьного
урока, усталость.
В-третьих, у многих детей, которые посещают
подготовительные курсы при школе, размыта грань
между будущей и настоящей “субботней” школой.
На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети
отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к
школе у некоторых детей также не выраженный,
поскольку у детей, посещающих подготовительные
курсы при школе, отсутствует некая интригующая
новизна предстоящего важного события –
поступления в школу.
И самое главное ему трудно будет учиться, если у
него не сформирована внутренняя позиция
школьника, которую следует рассматривать как
одну из составляющей мотивационной готовности к
школе. Внутренняя позиция школьника,
представляющая психологическую предпосылку к
овладению учебной деятельностью, не возникает на
занятиях по типу школьного урока, а формируется
преимущественно внутри ведущей деятельности
дошкольника – в игровой деятельности:
сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами,
режиссёрской, а также через традиционные виды
дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего
дошкольного возраста играет меньше, чем ему
требуется, а это часто происходит из-за
элементарного недостатка времени, выделяемого
на игру по остаточному принципу. В первую
очередь, много времени затрачивается на
репетиторов, на занятия по школьному типу, на
всевозможные кружки и секции и т.д. Лишившись
игры, дети не приобретают такие качества, как
самоконтроль, ответственность, осознанность,
умение действовать по правилу и инструкции, не
формируются социальные мотивы учения. В связи с
этим, возникает проблема: поведение ребёнка
остаётся ситуативным, непроизвольным.
Считается, что также самооценка ребёнка
становится к периоду обучения в школе
устойчивой, но всё же она зависит от мнения и
высказывания о нём взрослых – педагогов и
родителей. Например, тревога матери по поводу
возможных школьных проблем заражает ребёнка,
вселяет в него страх перед школой, снижает
самооценку. Некорректные высказывания родителей
о способностях или лучше сказать о
неспособностях ребёнка, о его несостоятельности
перед школой также способствуют понижению
самооценки. Преодоление тревожности, повышение
самооценки можно добиться посредством
совместных усилий педагогов и родителей на пути
продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя
ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с
более успешными детьми. Надо шаг за шагом
показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен
сделать, чтобы достичь больших успехов.
Рекомендации для воспитателей. Главный акцент
в развитии эмоционально-волевой готовности к
школе педагоги должны делать на воспитании
мотивов достижения цели: не бояться трудностей,
стремление преодолевать их и не отказываться от
намеченной цели.
Рекомендации для родителей. Поддерживать
интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его
вопросы, давать новые сведения о знакомых
предметах. В развитии волевой и эмоциональной
готовности может помочь использование примеров
из сказок и рассказов (чтение художественной
литературы, постановка сказок детского театра,
рассматривание картин, слушание музыки). А самое
главное, стараться не воспринимать занятия с
ребенком как тяжелый труд, радоваться и получать
удовольствие от процесса общения, никогда не
терять чувство юмора, ведь появилась прекрасная
возможность подружиться с ребенком.
Далее в статье предложена проективная
методика, применяемая в групповой и
индивидуальной диагностике детей. Задания
методики мной апробированы в подготовительной
группе детского сада. Методику можно проводить
как в начале, так и в конце учебного года, что
позволяет увидеть более четкую картину, начать
коррекционную работу и дать рекомендации
родителям и воспитателям.
Проективная методика (цветовой тест) на
определение мотивации учебной деятельности
дошкольника
Цель методики: диагностика и исследование
интереса дошкольника к учебе, развитие мелкой
моторики руки.
Инструкция: дошкольникам предлагаются
бланки-раскраски с нарисованными фигурами
(смайлик, солнышко, облачко, сердечко и звездочка)
(см. приложение) и 3 цветных
карандаша. Дети отвечают на вопросы психолога,
выбирают нужный цвет карандаша и закрашивают
фигурки.
Вопросы для детей:
1. МОТИВ — Я в школу… (синий – хочу; красный — не
хочу; желтый — не знаю).
2. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ — Я знаю о школе… (синий — все
знаю; красный – ничего не знаю; желтый — что-то
знаю).
3. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ — Почему я хочу в
школу…(синий — получать знания, быть умным;
красный – заставляют родители; желтый — найти
друзей).
4. ЭМОЦИИ — Мои эмоции по отношению к
школе…(синий — радость; красный – страх; желтый —
нет эмоций).
5. ОСОЗНАННОСТЬ – Готов ли я пожертвовать
некоторыми вещами ради школы (временем,
прогулкой с друзьями, игрой, игрушками)…(синий –
да; красный – нет; желтый – еще не знаю).
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был
успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и
с удовольствием занимался. Зачастую ребенок,
имеющий хорошее интеллектуальное развитие,
трудно адаптируется к школе, при первой же
неудаче отказывается ходить в школу, не
испытывает интереса к выполнению домашних
заданий. Это происходит в результате
несформированной мотивационной готовности
ребенка к школе, отсутствия “внутренней позиции
школьника”. Таким образом, по окончании первого
года в школе у ребенка может выработаться
стойкое нежелание учиться. Родительская
заинтересованность в ребенке, поддержка со
стороны педагогов – главные условия его
благополучной адаптации к школе и успешной
учебы.
Список использованной литературы
- Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика
готовности к школе. СПб, 2002. - Белова Е. Размышления перед школой: (Советы
родителям) // Дошкольное воспитание, — 2004 г., — №8,
стр.80-83. - Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.
Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям. — Ярославль: Академия, 2006. — 320 с. - Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш
ребенок к школе? М., 1994. - Венгер Л. Как дошкольник становится школьником?
// Дошкольное воспитание, — 2005, — №8, стр.66-74. - Вьюнова Н.И. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению – М.: Академический
проект, 2005.. - Гуткина Н. Психологическая готовность к
школе. Серия Детскому психологу. Издательство
“Питер”, 2007 г. - Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип
оценки умственного развития детей. М., 2003. - Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее
источники, структура и условия. // Хрестоматия
по возрастной психологии. Под ред.
Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158. - Костюк Н.В. Развитие позитивной мотивации к
обучению учащихся начального профессионального
образования: Дис. канд. пед. Наук. — Кемерово, 2004. —
193 c. - Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. М., 2002. - Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании. М., 2008.
Источник