Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка
Любовь Лобода
Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей
Консультация для родителей.
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
4. пальчиковый театр,
5. народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Я иголки не боюсь.
Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.
Чудо – прищепки.
При помощи прищепок,можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину — разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки — «бегает» по столу.
«Слоненок» — (средний палец выставлен вперед — хобот, а указательный и безымянный — ноги) «идет» по столу.
«Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Список используемой литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.
3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
5. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
Подготовила: Педагог-психолог Л. Н. Лобода.
Источник
«Мелкая моторика помогает развивать речь»
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
В.М. Бехтерев
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связная речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.
Развивая пальчики ребенка – мы развиваем речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием различного материала.
Средства развития мелкой моторики: — Пластилин — Бумага — Крупа, бусы, пуговицы — Природный материал — Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани — Куклы — Песок — Вода — Карандаши, счетные палочки картофельные печати и т.д.
Игры с пластилином: «Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики. Раскатываем колбаски и т.д.» Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции
Игры с бумагой «Бумагу» можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка.
Игры со счетными палочками, спичками и т.д. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, спички или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Игра в кубики и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.
Игры с пуговицами отлично развивают: мелкую моторику и тактильное восприятие; зрительно-моторную координацию; точность движений и внимание; математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); эмоциональное и творческое развитие
Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым надоест уже через 5-10 минут, но при этом все равно данная игра принесет пользу малышу.
Дети могут рисовать в крупе или делать из неё аппликации
Игры с веревочками, шнурками, ленточками Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все — пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Необходимо соблюдать важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
- Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Источник
Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.
Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи
Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.
Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.
Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.
Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».
Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте
По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.
Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.
Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.
По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.
Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:
- в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
- действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.
Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.
Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:
- «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
- «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.
Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.
Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.
Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:
- Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
- Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
- Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
- Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.
Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:
- Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
- Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
- Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
- Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
- Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
- Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
- Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
- Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
- Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.
Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
- Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
- Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
- Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
- Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.
Источник