Развитие мелкой моторики ребенка с овз

Развитие мелкой моторики ребенка с овз thumbnail

Елена Козикова
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны,

воспитателя I категории

СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина

с Старый Аманак м. р. Похвистневский Самарской области

Аннотация: В статье приводятся практический материал по организации и проведению игр на развитие мелкой моторики. Обосновывается связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

На протяжении многих лет работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, мной была выявлена закономерность, что у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем

В своей статье я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций,изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов и многое другое.

Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом,чтобы:

1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2. использовались изолированные движения каждого из них.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. С моей точки зрения, их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец,или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Читайте также:  Ребенок 8 месяцев развитие не ползает

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты»— движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей я использую бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая; красная, красная, жёлтая, красная, красная, жёлтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям. (см приложение №1)

В своей работе с детьми использую бросовый материал — крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру например такую как «Математические ёлочки» (см. приложение №2)

Для развития тактильного восприятия в группе было создано пособие

«Волшебная шляпа» (см. приложение №3) Это ёмкость со шляпой, с отверстиями по бокам, к которым пришиты рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и определить размер, форму, его температуру и поверхность предмета на ощупь.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. С помощью родителей в группе создана коллекция семян.Дети рассматривают семена: определяли форму, цвет, величину; сравнивают. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов игр с семенами. (см. приложение №4)Дидактическая игра: «Рисуем картину», где дети сначала приклеивают, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают их. При помощи семян можно изготовить поделки, украшать вазы, тарелочки. Крупные семена можно использовать для дидактической игры «Раздели семена по сортам», где дети сортируют семена по форме, цвету, величине (см. приложение №5). Детям нравится играть в «Сухом бассейне». Когда Берётся банка или какая то другая ёмкость, в меру глубокая и широкая, это наш бассейн. На ее дно кладем одну или несколько небольших игрушек и сверху засыпаем горохом или фасолью. Ребенок ищет игрушку и называет её и описывает. Дети с удовольствием играют в такую игру, как «Покорми Нюшу». (см. приложение №6) На одной из крышек изображаем Нюшу с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки. Во вторую баночку насыпаем фасоль. Сообщаем детям, что фасоль-это витаминки для Нюши. Дети с удовольствием угощают её витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.

Читайте также:  Роль семьи и детского сада в развитии речи ребенка

«Игровой квадрат» — один из «инструментов» замечательной коллекции развивающих игр педагога-изобретателя Вячеслава Воскобовича. Он умеет превращаться в разные предметы и попутно «сообщает» детям о различных геометрических свойствах фигур. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, он изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов. «Игровой квадрат» предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков. Об этом квадрате обоснованно сказано «Великий квадрат не имеет предела». В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. (см. приложение №7)

Использование вышеприведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в речевом развитии.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

В работе по развитию мелкой моторикирекомендуется придерживаться некоторых правил:

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• проводить работу регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;

• стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используемая в моей работе система мероприятий, по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и с систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка пи переходе на новую ступень образования.

Источник

Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В последнее время обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. У таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а так же формирование мыслительных операций..  

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении есть дети , относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и работе с ними уделяется большое внимание. В нашем детском саду работает логопункт и логопедическая группа для детей с ТНР. Работая в тесном контакте с логопедами и воспитателями, большое внимание уделяю работе по развитию мелкой моторики, т.к. вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, память, координация, наблюдательность, эмоции.

Цель: Формирование и развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

  1. Создавать условия для формирования и развития мелкой моторики у детей .

  2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

  3. Развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук.

  4. Формировать зрительно-моторную координацию.

  5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

  6. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

  7. Повышать педагогическую компетентность родителей по развитию мелкой моторики .

Создана неплохая развивающая среда, много игр и пособий делаю своими руками: массажные мячики; прищепки разных цветов; пальчиковый бассейн; картотека пальчиковых игр; игр с песком, альбомы с заданиями, игры-шнуровки; мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы; счетные палочки ; образцы графических рисунков; обводки, трафареты; природный материал. У нас в детском саду очень хорошая материальная база. В методическом кабинете имеются много игр, которые применяю для работы : Цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры- головоломки и др.

Читайте также:  Основные методы развития способностей ребенка

Использую формы работы

Подгрупповая форма работы — позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по уровню развития или по возрасту. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы — предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы — предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Работу по развитию мелкой моторики провожу как целым занятием, так и частью коррекционного занятия.

В занятия включаю:

1. Пальчиковые игры и упражнения:

— Игры- манипуляции ( «Сорока- ворона», «Ладушки- ладушки»,);

-Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением («Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Раз, два, три , четыре, пять, будем листья собирать» «Этот пальчик – дедушка…»), 

— Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

(«Кулак- ребро- ладонь», «Ухо- нос», «Симметричные рисунки», «Колечко»)

2. Массаж и самомассаж кистей рук, ладони и пальцев

Он способствует развитию движений пальцев рук, снятию мышечного напряжения, подготовке мелкой мускулатуры руки к письму.

Массаж нетрадиционным оборудованием : карандашами, фломастерами, с использованием бигудей, самассаж прищепками (Большой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно); мячами разной величины

3. Игры и упражнения с использованием различных предметов и материала

Упражнения с бумагой и ножницами

Способствуют: развитию мелкой моторики , ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

— Складывание разрезных фигур.

— Разрывание бумаги на мелкие части.

— Комкание и скатывание бумажного мячика.

— Вырезание ножницами

— Аппликация из бумаги

— Оригами.

Игры и упражнения с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую ,

— «волшебные мешочки» — угадывание на ощупь ,

— «Сухой бассейн» из фасоли разного цвета (игры «Найди клад», «Помоги Золушке»)

— выкладывание различных фигур по опорным точкам

Игры и упражнения со счетными палочками

Способствуют развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивается чувственный опыт.

— Перекладывать с одной руки в другую,

— доставать прищепки из корзинки,

— прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

— подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Шнуровки

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления

— шнуровка сюжетная,

— «незаконченная картинка»,

— шнуровка на игрушке – основе.

Графические упражнения.

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм. зрительно-моторной координации,

— Работа по трафарету.

Рисование, раскрашивание, штриховка, обводка,

— Дорисовывание предметов и деталей.

— Рисование по опорным точкам.

— Работа в книжках – раскрасках.

— Графические диктанты по клеточкам

Игры с резинками, заколками

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания,воображения, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера, умение работать по схеме.

Игры с конструкторами, пазлами , вкладышами, мозаикой, интеллектуальные игры

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного , логического мышления, воображения, различение цвета, формы.

-собирание по схеме,

— свободная деятельность.

Игры с пластилином.

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

— скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, и т. д.

— разрезать на кусочки,

— мять и отщипывать,

— выкладывать рисунок,

— надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

— поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

Игры с песком

Способствуют формированию чувства комфорта; снимают мышечное напряжение; улучшают зрение; расширяют словарный запас; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

-усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

— А также, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Любая работа в ДОУ не проходит без помощи и поддержки родителей воспитанников . Для родителей оформляем папки- ширмы, памятки, проводим консультации, беседы, приглашаем на семинары, мастер- классы.

И конечно же одному педагогу в развитии детей с ОВЗ трудно достичь хороших результатов, поэтому педагоги работают в тесном контакте друг с другом: логопеды, воспитатели, педагог по изо, инструктор по физ-ре, муз. руководители, педагог- психолог.

Таким образом , систематическая работа в данном направлении приносит результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, движения становятся более согласованными , координированными.

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание, воображение.

4. Определяется ведущая рука.

5. Ребенок старается правильно держать карандаш, ориентируется на листе бумаги

6. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

7. Улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки

Источник