Развитие мелкой моторики ребенка посредством продуктивной деятельности

Развитие мелкой моторики ребенка посредством продуктивной деятельности thumbnail

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов продуктивной деятельности»

Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.        

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для дошкольника:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Действительно, во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Но стоит помнить, что успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.

Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок.  При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Особую роль играет рисование. Именно с него начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. Рисуя инструментами, близкими по форме к тем, какие будут использоваться в школе, происходит формирование первоначальных графических навыков. Педагог помогает ребёнку правильно держать карандаш, обучая складывать большой, средний и указательный пальцы в «щепотку». С помощью рисунков воспитатель может отследить уровень и динамику развития мелкой моторики на каждом возрастном этапе. С самого зарождения детской психологии появилась идея о том, что детский рисунок является одним из средств исследования душевного мира ребёнка.

Также большой интерес для дошкольников представляет конструирование. В различных многочисленных постройках, как правило, отражена окружающая действительность. Важно отметить, что мышление во время конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. Так, создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения. Во время выполнения движений у ребёнка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию. Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.

Работа с бумагой один из любимых видов деятельности детей, так как бумага может стать основой для многих интересных игр. Педагоги и психологи отмечают, что разрывание, разрезание, сгибание и сминание  бумаги не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и носит терапевтический характер, благотворно влияя на нервную систему ребёнка. При выполнении различных работ пальцы становятся сильными и гибкими. Так, к примеру, уверенно пользоваться ножницами  в старшем дошкольном возрасте помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. Такая техника обработки бумаги как бумажная филигрань или квиллинг требует тонких, точных и ловких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.

Не стоит забывать и о том, что прививает любовь к природе и способствует развитию мелкой моторики такой вид деятельности как работа с природным материалом. Изготовление поделок процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, данные занятия способствуют развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.

Заключение

В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети становятся  более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными.

 Список использованной литературы

  1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009
  4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз» 2009.8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.:«Издательство Гном и Д», 2007.
  5. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. — СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  6. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  7. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

Источник

Людмила Михеева
Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности (обобщение опыта)

Обобщение опыта

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности.

Читайте также:  Занятия для развития умного ребенка

Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук.Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для развития мелкой моторики.

2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.

3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассеин.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.

В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания.В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. В средней группе я продолжила работу по развитию мелкой моторики. Весь год работал кружок «Мастерская гномика»

Мы познакомились со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, оригами.

В старшей группе продолжает работать кружок «Мастерская гномика». Весь год решили посвятить квиллингу и изонити.

Организовывала работу

-как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,

-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,

-в свободной самостоятельной деятельности.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

В начале и в конце года проводила диагностику развития мелкой моторики. В конце младшей группы результаты были выше,но не так значительно: Низкий-48%, средний -52%, а на начало года низкий -60%, средний-40%.Кисти и пальцы некоторых детей приобрели подвижность, гибкость. Так как результаты не такие высокие в следующем году было решено провести родительское собрание с целью ознакомления родителей со значение мелкой моторики и различных техник аппликации. Формировать у родителей мотивации к работе с детьми — индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных. Было решено подготовить папки-передвижки, консультации для родителей.

К концу средней группы результаты были неплохими высокий -25%, средний- 60%, низкий-15%. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Читайте также:  Развитие форм взаимодействия с ребенком при рда

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторикиу детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Каких результатов удалось достичь

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторикирук в группе детского сада и семье способствовала:

-совершенствованию мелкой моторики рук

-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

-совершенствованию активной речи, словарного запаса;

-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-совершенствованию навыков учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

— пополнять копилку пальчиковых игр;

— следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

— осуществлять взаимодействие с семьей;

продолжить работу кружка «Мастерская гномика».

Источник

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через продуктивные виды деятельности»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей средне-старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;

  2. Улучшить общую двигательную активность

  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

  4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

  5. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

  6. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

  7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;

  • индивидуальная работа;

  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

  • Динамика развития мелкой моторики.

  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности.

  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

  • Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

  • Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • массаж кистей рук

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки

  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

  • пальчиковый театр

  • театр теней

  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

  • конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

  • различные виды аппликаций

  • рисование по трафаретам

  • штриховка

  • дорисовка (по принципу симметрии)

  • лабиринты

  • графические диктанты

  • игры с мелкими предметами

  • игры с камешками Марблс

  • пазлы, мозаика

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

  Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ)

Теоретический

В течение года

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме

Создание информационной базы по теме

Создание предметно-развивающей среды по данной теме

Разработать перспективное планирование по теме

Изучение опыта работы других педаго-

гов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Изучение инновационных нетрадиционных технологий(криотерапия, иглотерапия, пуговичная терапия, массаж Су-Джок)

Разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

Проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года

Составление картотеки игр, статей

Перспективные планы

Подготовки материала по данной теме и консультаций

Практический:

Работа с детьми в течение года

Введение инновационных технологий по тематики в образовательную деятельность

В течение года

Включение пальчиковых игр в ОД, утреннюю гимнастику,

физкультминутки, в свободную деятельность детей.

Планирование индивидуальной работы

Использование дидактических, развивающих игр, нетрадиционных атрибут:

игрушки-шнуровки

кубики

пластилин

рисунок из фасоли

мозайка

цветная манная крупа

• Лепка из глины и пластилина.
• Рисование или раскрашивание картинок
• Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических

фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д 

Читайте также:  Ушинский природа ребенка и его развитие

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра «Тактильный мешочек»

Упражнение с пипеткой

Упражнение с пинцетом

Помпоны и щипцы

Коробочка с прищепками

Упражнение с дыроколом

Трубочки для коктейля

Конспекты занятий

Изготовление наглядно-методических пособий

Выставки

Фотоотчет

Картотека пальчиковых игр

В свободное время с детьми: сортировка семян 

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук 

В течение года

Работа с родителями

Проведение анкетирования.

Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями

Подготовка и проведение родительского собрания

Совместные изготовление атрибутов, оборудования

Конспекты консультаций, рекомендаций, памяток

Конспект родительского собрания, презентация

Самореализация

Участие в методическом объединении:

проведение мероприятия,

подготовка презентации

Участие на педагогическом совете

Разработка конспектов

Отчет о проделанной работе

Показ мероприятий и презентации на базе образовательного учреждения

Мастер-класс для воспитателей по теме «Камешки Марблс- разноцветное счастье детей»

Изучение методической литературы

в течение года.

  1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

  2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. — М.: ЭКСМО, 2007.

  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  6. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.

  7. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.

  8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, «Корона», 2007г.

  9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

  10. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

  11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

  12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

  13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

  14. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006

План работы на 2020 — 2021 учебный год.

Сентябрь

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик — я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

ОКТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»

НОЯБРЬ

Самомассаж с помощью камешков Марблс. Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью камешков Марблс.

Игры с камешками Марблс: работа по образцу «Заполни предметы», «Урасим торт», «Рукавица», «Грозди винограда», «Тучка и дождик»

Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы диски. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цветаИспользуются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы), развития фантазии, речи.

Оформление папки-передвижки «Игры с камешками Марблс»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.

ЯНВАРЬ

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

МАРТ

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика  Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

АПРЕЛЬ

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

-Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторикуразвивать конструктивные способности детей.

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей».

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

МАЙ

Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

-Игра: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

— Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Источник