Развитие мелкой моторики и координации движений рук ребенка
Ольга Акимова
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
(В. А. Сухомлинский)
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)
Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту.Перед собой я ставлю следующие задачи: научить детей правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г. В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обучению письму С. О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С. Е. ; методику развития мелкой моторики, глазомера и координации движений Т. А. Воробьевой, Т. В. Гузенко.
Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях с детьми аппликацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампами, тычками, пластилином, с помощью трафаретов, конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки, для составления узоров нитью на гвоздиках (графика, игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы», «Сделай так же», «Сделай сам», «Определи на ощупь», игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет», «Юный архитектор», игры с пинцетом для формирования и закрепления пинцетного захвата пальцев («Мозаика», «Разбери по цветам», «Золушка»). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пуговицами, крупами, прищепками.
Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей. Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребёнком:
• изобразительных умений;
• музыкально – исполнительских умений;
• конструктивных умений;
• трудовых умений;
• овладения родным языком;
• развития первоначальных навыков письма.
В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце.
В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (аккупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук, используя специальные массажоры (он представляет 2 части: мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воздействуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовостановления организма. Также применяем различные виды массажа рук, в т. ч. самомассаж зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т. д. В группе имеется большая картотека таких игр, дети сами обыгрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом, пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в результате чего развивается:
• сила и ловкость руки;
• переключаемость с одного вида движений на другой;
• внимание ;
• глазомер и зрительная память;
• усидчивость и аккуратность;
• фантазия и образное мышление;
• подготовка руки к письму
Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений,которые я использую в работе с детьми и советую родителям выполнять их дома со своими детьми:
• Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
• Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладонями.
• Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложнение – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – треугольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально).
• Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кисти работающей руки.
• Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать слоги на отработанные звуки.
• Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар правой рукой — 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и тонизирующий массаж на акупунктуры.Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.
Источник
Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
«Ум ребенка – в пальчиках»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
— способствует овладению навыками мелкой моторики;
— помогает развивать речь;
— повышает работоспособность головного мозга;
— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
— развивает тактильную чувствительность;
— снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх — потешках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи». Или:
«Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игры с пинцетом и пипеткой.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Аппликация
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
Работа с пластилином
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки,
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука — соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Рисование
Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
- Организуйте игры с пластилином, тестом.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
- Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
- Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Запускайте пальцами мелкие волчки.
- Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
- Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Источник