Развитие лингвистической способности ребенка
Кисаретова Лилия Васильевна,
педагог ШРР «Тропинка»
Куйбышевского ДДТ
Новосибирская область, город Куйбышев
Развитие языковых способностей
дошкольников через игровую деятельность
Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в
них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.
Ш. А. Амонашвили
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. К сожалению, последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников.
Передо мной, как педагогом, непосредственно занимающимся развитием речи дошкольников, встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста. Анализ показал, что детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям дошкольного возраста свойственна подражательность; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.
Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель — обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность.
Показателями речевого развития являются языковые способности дошкольников: звуковая культура речи (устойчивое чистое звукопроизношение), грамматика (точное формо- и словообразование), связная речь (самостоятельное составление небольшого творческого рассказа). Этот перечень показателей, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Мною же были сформулированы следующие задачи:
- развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
- расширять и обогащать словарный запас;
- учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы);
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно только в условиях эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса:
- представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;
- стимулировать дошкольников комментировать (сопровождать речью свои действия);
- внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
- создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
- поощрять проявление детского словотворчества;
- поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
- предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
- овладевать в игровой деятельности «языком чувств».
В соответствии с данными условиями, мною определены основные направления работы по развитию языковых способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие грамматически правильной речи;
- развитие связной речи.
Реализуя свою воспитательно-педагогическую деятельность по заданным направлениям, осуществляю подбор игрового материала:
- Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов («Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог»…);
- Игры на формирование грамматического строя речи.
В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола («Подбираем рифмы», «Домики», «Кузовок»», «Чье все это?»…);
- Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Пойми меня», «Если бы…».
В результате реализации данной работы ребенок к концу года:
- овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
- проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
- в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
- проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
- правильно произносит все звуки родного языка;
рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.
Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправленном использовании дидактических игр в ходе занятий.
Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.
Януш Корчак
Источник
Автор — Н.И. ЛЕВШИНА
Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).
В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:
- восприятие словесной информации;
- прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
- улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
- воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.
В 6—7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.
В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.
Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).
В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.
Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)» [3].
Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» [3].
Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.
Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.
Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.
Модель — это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.
Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:
- личностно-ориентированный,
- коммуникативно-деятельностный,
- комплексно-тематический,
- структурно-функциональный.
В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.
Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.
Условия можно подразделить на четыре блока:
- учет психолого-педагогических особенностей детей,
- требования к речи педагога,
- построение предметно-развивающей среды,
- предметно-практический инструментарий.
Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6—7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности
требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
- в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
- в процессе игр;
- при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
- в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
- во время праздников и развлечений и другое.
Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.
Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.
В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.
Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К
аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» — здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.
Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.
Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения — ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.
Литература:
1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — Магнитогорск, 2010.
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.
3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — 1991. — С. 185—220.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2015.
Источник
Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста.
Александрова Н. В.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ДТДиМ» МО г. Братска
Новый закон об образовании определил важную составляющую образования в Российской Федерации — выявление и поддержку одаренных детей, детей, проявивших выдающиеся способности.
Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»1
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что можно утверждать о развитии лингвистических особенностей у дошкольника, если ребенок обладает ярко выраженной познавательной потребностью (стремлением к новому знанию, способу или условию действия), повышенной речевой активностью, наблюдательностью, целенаправленностью внимания к речевому окружению, развитым речевым, поэтическим слухом, способен к быстрому восприятию, переработке, сохранению сенсорной информации, не испытывает трудности в актуализации слов, успешно осуществляет перенос усвоенной грамматической формы, способен к языковому моделированию, замещению и символизации, проявляет самостоятельность и оригинальность в решении вербальных задач, способен применять речевые навыки и умения в любых ситуациях общения.
Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».2
Составляющими лингвистической одаренности являются «чувство языка», «языковая догадка или интуиция», «языковые и коммуникативные способности».
Именно в период дошкольного возраста у детей закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения. Успешным условием развития компонентов лингвистической одаренности является выбор методов обучения, обеспечивающих организацию процесса познания ребенком языковой действительности. Добиться этого можно, используя проблемные, коммуникативные методы обучения. Эти методы имеют большой спектр различных приемов: речевые логические задачи, творческие задания, моделирование, дидактические, театрализованные, ролевые игры.
Система развивающих упражнений по реализации функционально-смысловых элементов языка предполагает обучение выделению существенных признаков, понятий, категорий, сравнению и дифференциации сходных языковых явлений, грамматическому анализу, обобщению и классификации. Целесообразно использовать такие упражнения как «Убери лишнее», «Какая гласная буква есть во всех словах», «Одинаково ли читается гласная буква в словах?», «Сгруппируйте слова по указанному признаку», «Выберите рисунки и расположите их в той последовательности, в которой они встречаются в рассказе» и пр.
Творческие упражнения по развитию языковой догадки, упражнения на словотворчество, упражнения по развитию логического мышления, построение рассуждений на лингвистическую тему, упражнение на исправление языковых ошибок, символическое изображение языковых явлений. Здесь возможно использование следующих упражнений: «Найди рифму», «Решение ребусов и кроссвордов», «Угадай предмет по описанию. Придумай свою загадку», «Придумай начало (конец) рассказа», «Ассоциации слова», «Оживи картинку» и др.
Для развития лингвистической одаренности особую роль играет использование различных языковых игр.
Фонетические игры:
«Слышу – не слышу»: Работа с сигнальными карточками: педагог произносит слово, если учащийся слышит долгий гласный звук (если в названии слова есть …) – поднимает красную карточку, если краткий – зеленую.
«Какое слово звучит?»: Учащимся предлагается набор из 5-10 слов. Педагог читает слова в произвольной форме с разной скоростью. Учащиеся должны: поставить порядок произнесения слов, отметить только произнесенные.
«Кто быстрее?»: Соединит слово, транскрипцию и картинку (перевод).
«Испорченный телефон» Дети сидят, образуя полукруг. Тому, кто сидит с краю, ведущий говорит английское слово (согласно пройденной или изучаемой теме). Слово передается на ухо другу. Если последний игрок сказал слово, которое загадал ведущий, значит «телефон не испорчен».
«Читай по губам»: Ведущий произносит английские слова без голоса. Игроки должны узнать слово по движению губ ведущего
Орфографические игры:
«Буквы рассыпались» — работа с буквами – карточками.
«Испорченный компьютер» — работа по исправлению ошибок.
«Волшебный лес»: задание — собрать светлячков (бабочек, ягоды и т.д.) Распределяются роли: фея, волшебница, рыцарь и др. Каждый должен собрать своих светлячков. Каждому дается свое задание собрать только гласные буквы, только согласные, буквы, в названии которых есть звук [ei] и др.
Лексические игры:
«Угадай-ка». Педагог предлагает угадать, какое слово она загадала.
«Съедобное — несъедобное»: Ведущий называет слово по-английски и кидает мяч ребенку. Малыш должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет. Если же слово обозначает несъедобный предмет, мяч ловить не нужно.
«Что в мешке?»: Ведущий складывает игрушки в мешок. Затем подносит к каждому игроку. Ребенок запускает руку в мешок, и отгадывает, что это за предмет. Говорит: «It is a….»Затем достает из мешка, и все смотрят, правильно ли он назвал.
«Чего не хватает?» («What’s the missing?»): Ведущий расставляет игрушки. Просит детей назвать их и запомнить и по команде «Close your eyes!» закрыть глаза. Затем убирает одну из игрушек и по команде «Open your eyes!» просит детей открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
«Is it true or not?»: Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: «Is it true or not?» Игрок ловит мяч и отвечает: «Yes, it’s true», либо «No, it’s not true». Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. Например: Yellow lemon, Pink pig, Orange bear, Brown monkey, White snow Red crocodile, Purple mouse, Green grapes, Gray elephant, Purple cucumber, Blue apple, Black sun.
Речевые игры:
«We go to the Zoo». Задание. Расскажите, кто живет в зоопарке.
Ролевая игра «At the cafe». Представьте, что вы очень проголодались и зашли в кафе, а официант разговаривает только на английском языке. Скажи ему, что бы ты хотел покушать и попить.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине»: Дети выбирают роли продавца и покупателя. Продавец раскладывает продукты и встречает покупателей. Задание: Мама готовит дома борщ (салат, кашу, и т.д.), какие продукты нужно ей купить?
Проектный метод также применяется как практический и действенный способ развития лингвистической одаренности способностей детей, позволяя на практике реализовать идеи личностно-ориентированного подхода. Элементы проектной деятельности необходимо вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения английскому языку, поскольку работа над проектом создаёт благоприятные условия для практического применения коммуникативных навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни. Дошкольники с удовольствием выполняют индивидуальные мини-проекты по темам: «Моя семья», «Любимые игрушки», «Любимые животные», развивая языковые и коммуникативные способности.
Выбор проекта зависит от различных факторов: педагогической целесообразности, интересов учащихся, их психологических особенностей, склонностей. Обоснованием выбора моего проекта «Умная книга «Секреты чтения английских букв» стало желание не только заложить прочную основу умения читать на английском языке у дошкольников, но и развить лингвистические способности.
Целью проекта стало: Обучение чтению через развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, аналитических умений учащегося. Продукт проекта: «Умная книга «Секреты чтения английских слов», сделанная учащимися. Для достижения поставленной цели определены три вида задач: Образовательные задачи: Научить читать слова в открытом и закрытом слогах; Формировать умение рассказывать о своей работе и представлять ее; Увеличить лексический запас. Формировать сочетание буквенного и звукового образ слова. Развивающие: Развивать умение формулировать цель, планировать действия для достижения цели; Развивать логическое мышление через умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, принимать решение, аргументировать свою позицию. Воспитательные: Воспитывать уверенность в своих силах; Формировать интерес к английскому языку; Развивать умение оценивать результат своей работы и деятельности; Воспитание культуры общения, толерантности.
В ходе реализации проекта были созданы условия для развития умений точно и глубоко анализировать и усваивать учебный материал, философски его осмысливать, развивать мышление, память, внимание. Деятельность в рамках проекта позволила учащимся учиться понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими или подчиняться правилам, а так же представлять свою точку зрения и отстаивать ее. Выполнение творческих работ: моделирование и изготовление страниц книги позволило реализовать творческий потенциал каждого ребенка. В результате работы над проектом учащиеся имели возможность продемонстрировать свои лингвистические способности.
Правильный отбор и использование методов обучения, обеспечивающих организацию процесса познания ребенком языковой действительности, способствует развитию у учащихся эмоциональных чувств гармонии в языке, пониманию системных свойств языка, которые сопровождают процесс порождения и восприятия речи, развивают способность раскрывать значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст; использовать знания в области словообразования, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях.
Результаты практической работы по развитию лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста показывают высокий уровень познавательной активности учащихся, сохраняющийся в течение всего процесса изучения иностранного языка, активность и результативность участия в различных олимпиадах и конкурсах, а так же успешность при изучении гуманитарных предметов.
Литература:
- Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 95.
- Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам. https://cyberleninka.ru/article/n/slagaemye-lingvisticheskoy-odarennosti-i-sposobnostey-k-inostrannym-yazykam
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», — Минск: Вышэйшая школа, 1998, — 522 с.
Источник