Развитие личности ребенка в современной школе
Развитие личности в современной школе
Ни для кого не секрет, что система образования сейчас переживает очень важный период своего развития. Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном быстро развивающемся обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации подрастающего поколения и вместе с тем наглядно демонстрируют ограниченность традиционных образовательных систем, формирующих стандартный тип личности. И одной из значительных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия решению проблем как локально, так и на государственном уровне, ведь развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Проблема конкурентоспособности личности воспитанника связана с конкурентоспособностью самого общества. И как раз на данном этапе развития наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособности личности в различных сферах.
Конкурентоспособная личность воспитанника — это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции. Модель формирования конкурентоспособной личности воспитанника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий.
Но кто влияет на воспитание ребенка/подростка относительно конкурентоспособности? Тот, с кого они берут пример вне дома; тот, кто обладает знаниями, которые пока ему не доступны; тот, к кому могут обратиться за советом – педагог. Поэтому прежде всего следует именно педагогу обращать внимание на простые истины, которые еще никто не отменял. Прежде чем формировать конкурентоспособную личность, следует воспитать уверенного в себе человека. По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. Он выделяет 4 критерия повышения уверенности в себе:
1) освоение и совершенствование профессионального мастерства;
2) адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения;
3) поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;
4) создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.
Особое место в формировании конкурентоспособной личности занимает разработка и использование психолого-педагогических механизмов, стимулирующих потребности личности в самореализации, самоактуализации, в самооценке, в самовыражении, в самосовершенствовании с учетом особенностей возраста, так как, прежде чем внедрять рекомендации, их нужно создать, то есть подкрепиться теоретически – будь то образовательная программа или методические материалы.
Эффективность формирования конкурентоспособной личности воспитанника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.
Учебно-воспитательный процесс должен происходить в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Это, в совокупности с вышеперечисленными параметрами, даст неограниченные возможности для создания и функционирования здоровой конкурентоспособной среды.
Таким образом, моя задача – способствовать воспитанию активной творческой личности, готовой к самореализации и дальнейшему самосовершенствованию, готовой принимать решения и нести за них ответственность.
Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебе, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся? Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие? Надо помнить, что путь к уму и сердцу детей лежит через глубокое и интересное содержание, яркую, живую форму, мастерство.
Знакомясь с инновационными направлениями в образовании, я остановила свой выбор на сочетании элементов личностно – ориентированного и деятельностного подходов.
В личностно-ориентированной технологии во главу ставится личность обучающегося, его самобытность, самоценность, целостность. Субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается содержанием обучения, то есть центром всей образовательной системы является индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Поэтому для каждого обучаемого я создаю разностороннюю образовательную среду с целью предоставить возможность проявить себя.
Используя деятельностный подход, я не просто объясняю новый материал, а даю возможность учащемуся самому “открыть” новое знание: ребенок на моем уроке сам наблюдает, сопоставляет и обобщает результаты, занимаясь той или иной проблемой.
В учебном процессе меняется роль преподавателя, он становится, на мой взгляд, не источником знаний, а в первую очередь организатором, управленцем познавательной деятельности обучаемых по успешному овладению знаниями. Успешная работа преподавателя во многом зависит от методических приемов, форм организации и проведения учебных занятий.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Поэтому я веду постоянный поиск тех методов и средств обучения, которые помогают вовлечь обучаемых в познавательный учебный процесс, научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, активизировать мыслительную деятельность и развивать интерес к предмету. В учебной деятельности применяю следующие методы:
проблемный;
программированный;
эвристический;
модельный.
Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления я связываю с проблемным методом, так как оно связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллектуальной активности ребенка. Отмечу, что при этом обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, а это создает большие возможности для использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач.
Все эти методы обучения я стараюсь применять в различных формах, которые определяются дидактическим назначением урока.
Базируясь на традиционной, классно-урочной форме обучения, основы которой заложены еще великим педагогом Я.А.Коменским, в своей работе использую и нетрадиционные формы обучения, такие как уроки-сказки, уроки-игры, уроки-аукцион знаний, урок-экскурс в историю предмета, интегрированные уроки и другие.
“Ученик – это, не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который нужно зажечь”. И именно личность преподавателя может сформировать личность.
В своей педагогической деятельности не жду результатов своей работы сразу и сейчас, но стараюсь не свернуть с пути достижения цели – научить своих воспитанников в любой ситуации оставаться людьми в самом высоком смысле этого слова.
Успешная работа сегодня не дает успокоенности в том, что завтра она не будет еще более насыщенной, ибо завтра – новое испытание, другие ученики, еще более сложные задачи.
Источник
Развитие личности учащегося в современной школе и определение его уровня.
Современная культура характеризуется активизацией интереса к личности человека, в связи с чем и в системе образования наметились сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями, самосовершенствоваться и самообучаться.
Причиной этого становится стремительное изменение темпов жизни, усиление роли технологии в процессах обучения и воспитания, усложнение труда и социальной деятельности. Лавинообразный рост объемов доступной информации приводит к тому, что модель «передачи знаний от учителя к ученику» перестает работать, так как современный объем знаний превышает возможности этого канала как на входе, так и на выходе.
Таким образом, обращение к формированию личности ученика и гуманизация образования видятся закономерным шагом, но являются ли эти идеи действительно инновационными?
Анализ литературы показывает, что педагоги разных времен обращали внимание на необходимость учитывать особенности характера и внутреннего мира ученика. Педагоги-гуманисты XV—XVI в. Витторино да Фельтре (Италия), М. Монтень (Франция) Эразм Роттердамский (Голландия) и др. развивали идеи индивидуального подхода в обучении, уважения к личности ученика. В России эти идеи были подхвачены Л.Н. Толстым, развивавшим мысль о свободном воспитании.
В ХХ веке к личности ученика обращались такие педагоги как Д.Дьюи (США), и позднее К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль и др., которые предлагали не «натаскивать» учащегося на определенный материал, а оказывать ему определенную помощь в развитии.
С 80 годов ХХ века появилось направление в отечественной педагогике, под названием «личностный подход» или «личностно-ориентированное обучение», который начали разрабатывать такие ученые как К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др.
С.Л. Рубинштейн в своих трудах указывает, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального» [Рубинштейн : 158]. Следовательно, только гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы позволит сформировать активную, самостоятельную личность, способную отвечать на вызовы времени.
Таким образом, идеи учета личности ученика, вплоть до признания его «главной действующей фигурой всего образовательного процесса» (И. С. Якиманская), не новы. Однако, несмотря на долгую историю разработки этих идей, массовая школа всегда характеризовалась авторитарным стилем в обучении, и стандартизацией задач для всех учеников, без учета их индивидуальных различий.
В чем же принципиальная новизна современного подхода к формированию и развитию личности учащегося?
В первую очередь, впервые в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010) прописаны не только предметные цели, включающие «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета», но и метапредметные, включающие «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия […], построение индивидуальной образовательной траектории», а также личностные, включающие «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» (ФГОС 2010).
Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.
Определив важность личностно-ориентированного обучения необходимо задаться вопросом, что же собой представляет личностный рост учащегося, и как его измерить.
Ответ на этот вопрос находим в ФГОС 2010, который предлагает нам, среди прочего, следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в разных видах деятельности (ФГОС 2010).
Таким образом, развитие личности в школе предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию. Полное или частичное достижение данных результатов и может быть названо развитием личности учащегося.
Несомненно, наиболее целостное представление о различных сторонах развития личности учащегося имеет классный руководитель, который рассматривает достижения по сумме критериев оценки всех предметов, а также внеклассного воспитательного процесса, однако учителя-предметники также должны иметь четкие параметры оценки сформированности конкретных качеств на каждом возрастном этапе развития личности.
Опираясь на ФГОС 2010, шкалу, предложенную В. Д. Свинцовой, и работу Е. С. Кузьминой, выделим параметры, подходящие для оценивания личностного роста учащихся подходящую для учителя-предметника. Каждый из параметров разделен по шкале от 5 (полностью сформирован) до 1 (не сформирован), что позволяет измерять уровень роста на определенном временном отрезке. К ним относятся:
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Любопытство, заинтересованность, стойкая познавательная активность, научная любознательность – это путь зарождения интереса к предметным и надпредметным знаниям, непосредственно связанный активизацией воли и развитием познавательного интереса.
2. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление закономерностей). Данный аспект непосредственно связан с формированием универсальных учебных действий (УУД) на уроке. Его сформированность ведет к повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3. Степень обучаемости и самообучаемости отражает способность усвоения учебного материала, оценке и самооценке, развитие разных видов памяти, способности к концентрации внимания на решении поставленных задач.
4. Навыки учебного труда, включающие в себя планирование и контроль учебной деятельности, компетенцию в области использования информационно-коммуникационных технологий, включая владение технологиями поиска, построения и передачи информации, презентации выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Данный параметр включает также наличие навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, олимпиады и т. д.)
5. Инициатива в поиске и овладении новыми знаниями и умениями и целеустремленность, способность постановки перед собой конкретных целей, разработка стратегии и тактики достижения цели и поставленных задач.
6. Сформированность коммуникативных навыков, включающая в себя овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.
7. Последним важнейшим критерием оценки личностного роста является сформированная способность переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития. Она указывает на сформированную способность к саморазвитию и самосовершенствованию, наличие устойчивых личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, базирующихся на личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действиях.
Определив основные критерии оценивания развития личности учащихся, перейдем к конкретным способам, благодаря которым ученик может проявить свой личностный рост. Современная пятибалльная система, к сожалению, не затрагивает данный аспект, фокусируясь лишь на знаниевой части. Рейтинговая система которая осуществляется по показателям: учёба, творческие достижения; ответственность, инициатива в учебной работе – также не всегда может отразить потенциал ребенка. Обратная связь и рефлексия наиболее близко подводят нас к оценке и самооценке личностного роста, однако часто ребенку нужно более существенное, «вещественное» доказательство своих достижений. Прекрасной формой для этого выступает портфолио – банк личных достижений во всех сферах жизни ребенка.
Портфолио выступает не только дополнением к традиционной оценочной системе, но и прекрасной подготовкой к самостоятельной взрослой жизни, отражая результаты деятельности ребенка, его достижения и прогресс по сравнению с его же предыдущими результатами. Именно этого сравнения с «собой вчерашним», и не хватает детям в традиционной оценочной системе, а учитель дает возможность проследить этапы личностного роста своих учащихся.
На уроке иностранного языка портфолио представлено виде языкового портфолио – электронный документ, альбом или папка с набором работ ученика за определенный период времени. Как правило это не слишком короткий отрезок – четверть, триместр, полугодие, год или несколько лет, поскольку именно с течением времени становится заметно развитие навыков и личностных компетенций учащихся. В портфолио могут быть включены любые работы ученика, черновики, творческие проекты, отражающие постановку конкретной цели, способы и этапы ее достижения. В результате ученик получает возможность непрерывной оценки своих достижений и сравнения своих работ на разных этапах наполнения портфолио. Немаловажным является тот факт, что при помощи портфолио учащиеся могут не только наблюдать собственное развитие, но и предъявить результаты своего труда родителям, ученикам, одноклассникам, что является гораздо более весомым подтверждение собственных достижений, чем безликая отметка в дневнике.
Таким образом, использование технологии портфолио формирует новое понимание самого процесса обучения, что может дать новый толчок к развитию способов оценивания уровня развития личности учащихся.
Источники.
Педагогика https://paidagogos.com/?p=104
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Оценка уровня личностного роста ученика // Сайт учителя начальных классов МОУ «Кугесьский лицей» Свинцовой Валентины Дмитриевны // https://sval.21308s01.edusite.ru/p8aa1.html
Кузьмина Е.С. Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика. // https://www.elena-kuzmina.ru/formirovanie-ustojchivogo-poznavatelnogo-interesa-k-informatike,-kak-put-lichnostnogo-rosta-uchenika.html
Источник