Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования thumbnail

МБОУ Лицей №7

От совершенствования методики преподавания к
повышению мастерства учителя в учебно-воспитательном процессе

ДОКЛАД

Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования на примере медианаправления РДШ в Лицее 7 г. Саяногорска.

Автор:
педагог дополнительного образования
Федоров Евгений Евгеньевич

Саяногорск, 2018

Современная жизнь стремительно ускоряется. Находясь уже в 21 веке, человечество оглядывается на прошлое и строит планы на будущее. Но во многом это зависит от человека, оттого, что ценного и важного, доброго прекрасного он сумел открыть в себе и окружающем мире.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р Министерством Образования и другими заинтересованными федеральными органами разработана и утверждена межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей «Концепция развития дополнительного образования детей»

В ней отмечается: «Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.»

Педагог дополнительного образования, занимаясь с детьми в объединении, должен уделить внимание каждому ребёнку, учесть его индивидуальные особенности и развивать их. Поэтому специфика моей работы состоит в том, что приходиться постоянно разрабатывать свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение поставленных задач, учитывая особенность детского коллектива и отдельных его членов.

Интерес к данной теме обусловлен моей личной заинтересованностью в изучении этого вопроса, т. к. я наблюдаю за изменениями в поведении детей, в отношениях их друг к другу, в способности видеть и создавать.

Вместе с тем позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.


Цель исследования:
выяснить, какое оказывает влияние дополнительное образование на развитие личности ребёнка на примере медианаправления пилотного проекта «Российского Движения Школьников в Лицее №7 Саяногорск».


Гипотеза исследования:
доказать роль дополнительного образования в развитии личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности деятельности процесса дополнительного образования по воспитанию социальной активности детей.

2. Обосновать процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

3. Рассмотреть деятельность работы и результаты пилотной школы РДШ.

Роль дополнительного образования в развитии способностей детей.

Система дополнительного образования РФ в ее новом качестве развивается на протяжении 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:

  • образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  • воспитательная — определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

  • креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  • компенсационная — предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

  • рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

  • профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

  • интеграционная — создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;

  • функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

  • функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей.

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

Роль педагога дополнительного образования в воспитания ребёнка

Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ученика стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Читайте также:  Что полезно для развития мозга ребенка

Необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Одним из основных условий развития творческих особенностей ребенка является методическая культура педагогов (широкий арсенал приемов, методов, технологий). Не менее важен стиль педагогического руководства, так как он оказывает влияние на активизацию творчества детей. Наиболее успешным является демократический стиль управления в группе, где взаимоотношения между детьми и руководителем строятся на основе сотрудничества и паритетности.

Во исполнении Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Лицей 7 г. Саяногорска становится пилотной площадкой для данного проекта.

Главные цели российского движения школьников – это содействие совершенствованию политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в соответствии с системой ценностей российского общества. Эти цели будут решаться в рамках нескольких направлений:

  • личностное развитие;

  • гражданская активность;

  • военно-патриотическое;

  • информационно-медийное направление.

Развитию личности должны способствовать несколько направлений. Организаторы считают, что в Российском движении школьников это:

Творчество. Для детей организовываются фестивали и конкурсы, культурно-образовательные и досуговые программы, творческие проекты. Движение будет оказывать поддержку и помогать в продвижении и развитии детских коллективов.

Популяризация ЗОЖ. Этому должны способствовать фестивали и конкурсы, популяризация комплекса ГТО, работа спортивных секций в школах, тематические образовательные программы, турслёты.

Профориентационные мероприятия. Успешный человек – это человек, реализовавшийся в любимой профессии. Но для того, чтобы добиться успеха, с профессией нужно правильно определиться. Для этого надо помогать развитию детских проектов, организовывать профильные встречи различных масштабов, проводить игры, семинары, и другие образовательные программы.

Гражданскую активность призваны развивать такие направления Российского движения школьников:

  • поисковые работы;

  • изучение истории и краеведения;

  • воспитание культуры безопасности.

Они воплощаются в рамках таких видов деятельности как:

  • функционирование поисковых отрядов, деятельность которых направлена на сохранение памяти о героях Великой Отечественной Войны;

  • работа школ безопасности;

  • волонтёрство.

О волонтёрстве следует сказать отдельно, так как эта деятельность приобрела очень широкий размах среди учащихся. Школьники могут заниматься одним или несколькими из следующих её видов:

  • Экологическое (изучение природы малой родины и участие в акциях по охране животных и природы).

  • Социальное (помощь социально-незащищённым группам).

  • Культурное (содействие в проведении культурных мероприятий).

  • Волонтерство Победы (участие в акциях и мероприятиях, связанных с сохранением памяти о ВОВ).

  • Событийное (участие в образовательных, спортивных, социальных мероприятиях).

Развитию военно-патриотического направления среди школьников способствует Всероссийский военно-патриотический клуб «Юнармия», который преследует цель воспитать новое поколение патриотично настроенной молодёжи, умных, смелых, любящих свою родину граждан, готовых в любой момент встать на её защиту.

В рамках информационно-медийного направления Российское движение школьников проводит мероприятия, задачами которых являются:

  • обеспечение эффективного взаимодействия СМИ с государственными и общественными институтами; выяснение перспектив развития РДШ;

  • информационное развитие на местном уровне (создание школьниками стенгазет, подготовка статей для местных СМИ, ведение групп в соцсетях и т.п.);

  • подготовка информационных материалов для школьников.

В нашем Лицее очень активно развивается Информационно-медийное направление.

Основной задачей этого направления является раскрытие детских талантов, поддержка талантливых юных журналистов, создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях, проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для школьников.

Следуя этим направлениям в нашем Лицее создано информационно-медийное пространство, которое включает в себя следующие ответвления:

  • радиостудия «7 Волна»

  • газета «7 небо».

  • фотостудия

  • новостная группа в социальной сети Вконтакте

По средствам информационно медийных направлений нашего Лицея мы имеем возможности рассказывать обо всех проектах, мероприятиях, конкурсах, акциях, проходящих в стенах Лицея и за его пределами.

Радио. В эфире радио «седьмая волна» мы вещаем о жизни Лицея и его главных новостях, делимся интересными событиями всего мира. Записи выпуска являются неотъемлемой частью жизни школы. Любой ученик, может почувствовать себя радиоведущим и поучаствовать в записи эфира. Концепция выпусков заключается в «импровизации», а именно в живом диалоге учеников друг с другом на заданную (главную) тему. Кроме того, в эфире нашей радиостанции мы всегда рады видеть интересных гостей, участников и организаторов мероприятии проходящих в стенах Лицея.

Газета. Школьная газета «Седьмое небо» освещает главные новости из жизни школы. Отличительной чертой газеты является тот факт, что все новостные, информационные и научно-публицистические статьи, публикуемые на её страницах, написаны нашими школьниками. Вся редакция «7 Небо», а именно журналисты, редакторы и фоторепортёры, это молодые и талантливые ребята нашего Лицея.

Фото-студия. Как вы уже поняли, в стенах нашего Лицея мы развиваем разные информационно-медийные направления, тем самым помогаем и поддерживаем юных и талантливых школьников, воспитываем молодых радиоведущих и юных журналистов. Кроме того, мы раскрываем иные таланты учеников. Так, на базе имеющейся в Лицеи фото-площадки открыта и продуктивно работает фото-студия, на базе которой наши школьники могут освоить искусство фото мастерства.

Вконтакте. Новостная группа Лицея в социальной сети Вконтакте является не только новостной, информационной и позновательной платформой нашей школы, но и популярным контентом общения всех учеников.

Основной и главной задачей нашего Лицея является раскрытие имеющихся талантов наших школьников, создания комфортных условий для их обучения и творчества.

В России дополнительное образование детей реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д. Деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам, учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокупности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей, а также внеурочная деятельность непосредственно в школах.

У детей, которые прошли через учреждения дополнительного образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник — 1997, №9

  2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дис… канд. пед. наук – М., 1998 – 147 с.

  3. Дополнительное образование — фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 1998. — 204 с.

  4. www.рдш.рф – официальный портал Российского Движения Школьников

Читайте также:  Медицинский центр раннего развития ребенка

Источник

Развитие личности младшего школьника в системе

 дополнительного образования

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей  школьного возраста.  

Примерное положение о внеурочной деятельности младших школьников разработано в соответствии:

с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 2141);

письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).

Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников  и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

  Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть индивидуальные особенности обучающихся.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Очень часто курсы и мероприятия в рамках внеурочной деятельности становятся стартовой площадкой для реализации внутреннего потенциала обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных, спортивных, художественных, интеллектуальных.

В рамках осуществления внеурочной деятельности реализуются пять направлений: 

— спортивно-оздоровительное (спортивные секции, походы, подвижные игры, внутришкольные спортивные соревнования, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках физ. минуток); 

— общекультурное (организация экскурсий, выставки творческих работ, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида, культуре поведения и речи, работа ИЗОстудии, танцевального кружка, театральной студии); 

— общеинтеллектуальное (предметные недели, библиотечные уроки, конференции, олимпиады, разработка проектов к урокам); 

— духовно-нравственное (встречи с ветеранами ВОВ, выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе, оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивали патриотической песни, написание летописи родного края); 

— социальная деятельность (проведение субботников, разведение комнатных цветов, работа на пришкольном участке). 

              Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и  формы её организации.  

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП) реализуется образовательным учреждением (далее – ОУ), в т.ч. через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в различных формах и направленную в первую очередь на достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов начального общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Педагогические задачи организации внеурочной деятельности:

1. Создать условия для занятости младших школьников во внеурочное свободное время.

2. Обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности, учитывая интересы, возрастные, индивидуальные особенности учащихся.

3. Содействовать успешности, творческой самореализации учащихся, самовыражению, личностной самопрезентации реальных и потенциальных возможностей.

4. Способствовать формированию личностной, метапредметной и предметной компетенции учащегося.

5. Организовать социальные практики младших школьников с целью расширения кругозора, ознакомления с окружающим миром, активной социализации.

6. Обеспечить профилактику рисков возникновении вредных привычек, девиантных форм поведения, посредством включения младших в личностно-значимую и социально-полезную деятельность.

Внеурочная деятельность даёт учащимся возможность развития при помощи широкого спектра занятий. Содержание этих занятий формируется с учетом пожеланий школьников и их родителей. 

В соответствии с требованиями Стандарта, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: 

— художественно-эстетическое; 

— спортивно-эстетическое; 

— военно-патриотическое; 

— научно-познавательное; 

— общественно-полезная деятельность; 

— проектная деятельность. 

К видам внеурочной деятельности относится:

— Познавательная деятельность; 

— Игровая деятельность; 

— Художественное творчество; 

— Проблемно-ценностное общение; 

— Досугово-развлекательная деятельность; 

— Социальное творчество; 

— Туристско-краеведческая деятельность; 

— Спортивно-оздоровительная деятельность; 

— Трудовая деятельность. 

Формы организации внеурочной деятельности школьников

Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества обучающихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров. 

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут: 

— разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким представлением о результате; 

— подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня; 

— выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; 

— оценивать качество программ внеурочной деятельности; 

Читайте также:  Оценка развития ребенка до 3 лет жизни

— диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников образовательное учреждение может использовать возможности всех субъектов внеурочной образовательной деятельности: учителей начальных классов, преподавателей-предметников, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, родителей обучающихся, а также социума. Во время каникул для продолжения внеурочной деятельности могут быть использованы возможности летних школ, специализированных лагерей и тематических лагерных смен. 

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа — прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

В 2013-2014 учебном году в нашей школе были представлены все 5основых направлений.  Организованы такие часы внеурочной деятельности, как «Азбука нравственности», «Азбука здоровья», «Уроки речевого творчества», «Юный патриот», «Весёлая математика», «Я и мир профессий», «Умники и умницы», «Занимательная грамматика». Следует отметить, что с 2010 года наша школа  тесно сотрудничает с педагогами дополнительного образования ЦДТ.  В прошлом учебном году  взаимодействовали со специалистами Закировой Е.Н. кружок «Мир красок» и Плотницкой Г.А. «Затейники».

           Программа внеурочной деятельности детей — своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.   Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного жанра основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании внешней рецензии.

Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учебного года.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Продолжительность занятий такими видами деятельности, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры должна составлять:

не более 50 минут в день – для обучающихся 1 – 2-х классов;

не более 1,5 часов в день – для обучающихся 3 – 4-х классов.

Просмотры телепередач и кинофильмов должны проходить не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра:

до 1 часа – для обучающихся 1 – 3-х классов;

до 1,5 часов – для обучающихся 4-го класса.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут использоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивные залы, библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.

Индивидуальные образовательные планы для развития потенциала талантливых детей могут разрабатываться с участием самих школьников и их родителей. Возможна также организация дистанционного образования. 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Наполняемость групп обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме – 12 – 15 человек.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, которые будут понятны обучающимся. 

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

— первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

— второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества;

— третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

          Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности, которые должны найти отражение в программе внеурочной образовательной деятельности.

Так, например, в школе может реализовываться единая для всей начальной школы программа краеведческой внеурочной образовательной деятельности «Юные туристы», параллельно с ней может существовать программа исследовательского клуба для учащихся четвёртых классов «Почемучки» и т.п.

Предполагаемые результаты при реализации плана внеурочной деятельности в начальной школе включают в себя: 

— внедрение эффективных форм организации отдыха, занятости и оздоровления детей; 

— улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

— развитие творческой активности; 

— укрепление здоровья; 

— духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

— укрепление связи между школой и семьей.

Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:

— необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;

— описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;

— средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;

— средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;

— элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;

— аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

оценку достижений обучающихся (портфолио обучающегося);

оценку эффективности деятельности ОУ.

Эффективному развитию  и воспитанию младших школьников способствует продуктивное систематическое сотрудничество  родителей, обучающихся  и учителя, что приводит к своевременной и благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию разных людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в социуме, обеспечивает более высокие личностные и метапредметные результаты, качество которых зависит от каждого из участников педагогического процесса.

Литература

ФГОС НОО (06.10.2009)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). – Псков, 2011.

Источник