Развитие личности ребенка в онтогенезе

Развитие личности ребенка в онтогенезе thumbnail

С тезисом о том, что личностью человек не рождается, а становится, соглашается сейчас большинство психологов. Но точки зрения на то, по каким законам развивается личность, значительно расходятся. Это касается понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, принадлежности, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблемами развития и формирования личности занимались Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, О.В.Запорожець, Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, О.РЛурия и другие. Следует отметить, что именно Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович и О.В.Запорожець сделали наибольший вклад в разработки психологической теории детского развития. Поэтому в дальнейшем мы будем опираться главным образом на их труда.

Д.Б. Эльконин разработал концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательный и личностное развитие детей от рождения до окончания школы. Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которого начинается формирование личности ребенка еще до развития у нее коммуникативной функции, выступает ее непосредственно-эмоциональное общение с матерью и другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, совместной учебной и трудовой деятельности детей, раскрывая новые возможности для совершенствования личности. В это время происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы (сфера «хочу»).

Другую группу ведущих деятельностей составляют те, в середине которых происходит преимущественно развитие познавательной сферы и соответствующих способностей людей. Это манипуляционно предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей школьного возраста, обучение и труд в школьном детстве. Это сфера «могу», «умею».

Если все разновидности общения и деятельности детей расположить в порядке их становления, то получается такой возрастной ряд:

1. Непосредственно-эмоциональное общение (возраст младенца).

2. Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст).

3. Сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст).

4. Учебная деятельность (младший школьный возраст).

5. интимно-личностное общение (подростковый возраст).

6. Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

Таким образом, от рождения до ранней юности (до окончания школы) ведущие деятельности предметного плана последовательно и периодически сменяют друг друга, с одной стороны, и формы общения — с другой, что обеспечивает последовательный развитие познавательных процессов и самой личности.

Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б.Эльконин разделил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (от 1 до 4-5 классов), средний и старший школьный возраст (5-8 и 10-11 классы). Каждый из этих этапов состоит из двух периодов, начинающихся с ведущей деятельности общения, направленного на развитие личности, а заканчиваются выходом на первый план деятельности, связанной с формированием познавательной сферы.

Один этап от другого разграничивают моменты, которые можно назвать «критическими периодами развития». В этих обстоятельствах возникает несоответствие между познавательными (операционно-техническими) возможностями ребенка и его личностью.

Систему взглядов Д. Б. Эльконина на формирование личности развил и продолжил Д.И. Фельдштейн. В центре его внимания находится социальное развитие личности, который понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации, то есть привлечение ребенка к единым для всех социальных норм и вместе с тем ее постепенное превращение в неповторимую личность. Признавая выдвинутую Д.Б.Эльконина тезис о том, что развитие личности опережает становление познавательной сферы ребенка, Д.И.Фельдштейн формулирует закономерность, которую он называет «механизмом обратной силы». Суть ее заключается в том, что новообразования одного плана, например, личностного, входят в противоречие с той сферой деятельности, где они были сформированы (например, в общении), но получают возможность для реализации в другой сфере.

Д.И.Фельдштейн также внес некоторые изменения в уволен о периодизации детского развития по сравнению с концепцией Д.Б. Эльконина. Вместо трех возрастных этапов, разделенных на два периода каждый, он выдвигает гипотезу о двух фазах развития с четырьмя периодами каждый. Возрастная периодизация Д.И. Фельдштейна выглядит так:

I фаза — до 10 лет:

1-й период — до 1 года; 2-й период — от 1 года до 3 лет; 3-й период — от 3 до 6 лет; 4-й период — от 6 до 8 лет.

II фаза — от 10 до 17 лет:

1-й период — от 10 до 15 лет; 2-й период — от 15 до 17 лет. В середине каждого из шести выделенных периодов отмечаются по три фазы развития:

— Развитие одной определенной стороны деятельности;

— Максимальная реализация, кульминация развития этой стороны деятельности;

— Насыщение данного вида деятельности и актуализация другой стороны деятельности.

Понять роль детства в развитии личности чрезвычайно трудно, если не принимать во внимание, какое место этот период жизни занимает во всем процессе личностного развития человека. В этом плане следует обратиться к теории развития личности, разработанной Э. Эриксону.

Развитие личности, согласно этой теории, разумеется как закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития.

Личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не просто так — их появление на определенной стадии готовится всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться лишь тогда, когда в прошлом для него были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Э. Эриксон, исходя из своей концепции, выделил восемь стадий развития личности:

1. Раннее детство (от рождения до 1 года). Развитие ребенка определяется почти исключительно через общение с ним взрослых, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлениям в будущем стремление к людям или отчуждение от них.

2. Поздний период младенца (от 1 года до 3 лет). У ребенка происходит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, но их становления также в значительной степени зависит от характера общения и отношений взрослых с ребенком. До трех лет ребенок приобретает определенных личностных форм поведения — ребенок этого возраста уже личность.

3. Раннее детство (от 3 до 5 лет). Развивается живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). Устанавливается выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Происходит активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет). Происходит жизненное самоопределение, развитие временной перспективы — планов на будущее, активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкая половая поляризация в формах поведения, формирования мировоззрения.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет). Стремление к контактам с людьми, желание и способность к посвящение себя другим людям. Рождения и воспитания детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и другими людьми. Зрелое, полноценное, разнообразное жизни, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за детей. Обучение и воспитание нового поколения.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). Полнота жизни. Постоянные размышления над прошлым, его оценка. Способность смириться с неизбежным.

Следует указать, что в каждой из выделенных стадий развития личности указываются только отдельные моменты, которые объясняют его ход, и лишь некоторые, характерные для данного возраста, личностные новообразования.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе его социализации и воспитания. Под социализацией основном понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками путем усвоения системы знаний, норм и ценностей приобретает качеств, необходимых для ее жизнедеятельности в обществе. В таком понимании социализация — это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Читайте также:  Развитие ребенка с фас

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью. Вместе с тем социализация не является механическим отображением непосредственно прочувствованного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоения опыта носит субъективный характер: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может отличаться. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации. Социализация и индивидуализация — это не два противоположных процесса. В процессе социализации человек приобретает собственной индивидуальности, социальный опыт не только усваивается, но и активно прорабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Источник

Психическое развитие ребенка в онтогенезе — Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: и . А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: и .

Система в действительности является системой . Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.

В связи с тем что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде немалократно воспроизводятся, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.

Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, различающиеся по своим социально — психологическим характеристикам. Принятый и одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой и т. д. Кроме того, сами референтные для него группы находятся обычно в процессе развития, к которому он может приспособиться только при условии собственного активного участия в нем.

Все это делает возможным утверждать, что личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, и характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Поэтому был прав А. С. Макаренко, который утверждал, что личность развивается в коллективе и через коллектив.

Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.

Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества — периода среднего школьного возраста — характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности — периода старшего школьного возраста — характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности — как предметно — практической, так и направленной на развитие взаимоотношений — создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка — промежуточные и узловые.

Промежуточные рубежи между периодами онтогенеза (-1, 6, 15 лет) связаны с актуализацией предметно — практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию среди других. Узловые рубежи между этапами онтогенеза ( — 0, 3, 10, 17 лет) связаны с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место.

Промежуточные и узловые рубежи возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно следуя один за другим, но они качественно разнятся на разных уровнях развития личности по объему и содержанию. Так, у годовалого ребенка означает появление понимания, что есть , а У шестилетнего — рассмотрение себя среди других, конкретных людей, стремление походить на других. Если у трехлетнего ребенка означает , то у десятилетнего уже происходит осознание общества как объективно существующей социальной организации, где его выступает наравне с другими.

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое , начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом. К б годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Если у ребенка 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла (они находятся еще в узком кругу интимно — личностных отношений), то у шестилетних детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. От 9 лет к 10 годам возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество детей, которым интересно, нравится учиться.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. Если в 14 лет только для примерно пятой части подростков актуально стремление представить свое будущее, то в 15 лет в первом полугодии таких подростков уже более половины, а во втором полугодии это стремление проявляется у четырех подростков из пяти.

От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя.

Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) — собственно детства — происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания; на второй (от 10 до 17 лет) — фазе отрочества — происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка калинковичи

Развитие деятельности- основы развития личности — осуществляется как спиралевидный, постоянно насыщаемый процесс, каждый следующий момент которого снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований.

Здесь были приведены наиболее распространенные варианты периодизации детского развития. Вообще периодизация может строиться на разных основаниях, хотя основные и кризисные периоды определяются разными авторами примерно одинаково.

Источник

Формирование целостной, непротиворечивой личности не может характеризоваться развитием лишь ее способности к сознательному самоуправлению. Это очень важная линия развития не единственная. Не менее, а может быть, и еще более важным является формирование у человека мотивирующих систем , обладающих такой принудительной силой которая обеспечивает требуемое поведение без мучительной борьбы человека с самим собой. А для этого формирование личности должно идти таким образом , чтобы познавательные и аффективные процессы, а тем самым и процессы, контролируемые и не контролируемые сознанием, выступали бы в некотором гармоническом отношении друг к другу.

Итак есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой либо одной стороны- рациональной, волевой или эмоциональной. Личность это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

К сожалению, систематического исследования этой проблемы пока не было, но почти все психологи, занимающиеся изучением личности признают возникновение у нее « ядра» , которое обозначается ими то термином «я-система», то «система я» то просто «я». Эти понятия употребляются ими в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения. Однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрываются, тем более не устанавливаются закономерности его развития в онтогенезе. По-видимому, при этом имеется в виду, что каждый человек так или иначе понимает, о чем идет речь, основываясь на эмпирически схваченном переживании своего собственного «я».

Данные полученные в исследованиях Лаборатории формирования личности ребенка (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), а также литературные данные позволяют высказать некоторые гипотезы относительно содержания и строения того центрального психологического образования, которое возникает в конце каждого возрастного периода и характеризует особенности каждого возрастного периода и характеризует особенности личности, специфические для детей соответствующего возраста.

Подвергались анализу так называемые кризисы детского развития. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Стоит вспомнить также , что каждое системное новообразование , возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и поэтому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становиться исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности.

В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: кризис 3, 7 и 12-16 лет. Л.С. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14лет) и позитивную (15-17 лет).

В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно с родителями и воспитателями ; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Все эти особенности говорят о их фрустрированности. На стыке двух возрастов такую реакцию дают дети , у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые проявляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным, т.е. личностным , новообразованием соответствующего возраста.

Изучение литературных данных обнаружило, что черты фрустрированного поведения наблюдаются достаточно часто не только у детей 3,7 и 13 лет, но , что оно является характерным и для детей на рубеже первого и второго года жизни.

Содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуется сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря ,в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Доминирующим в сознании ребенка является восприятие.

По словам Л.С. Выготского, социальная ситуация развития детей первого года жизни, состоит в том, что поведение ребенка, вся его деятельности реализуется либо опосредованно через взрослого либо в сотрудничестве с ним. В результате в человеке как в предмете удовлетворения буквально всех потребностей- и органических и социальных, воплощаются и фиксируются все указанные потребности, и он становиться притягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.

Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психологические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности. В результате этого предметы приобретают побудительную силу., они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении , соответствующем данной ситуации- ситуативность. Ситуативность свойственна не только детям первого года жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, дошкольного и даже школьного возраста. Особенно стоит подчеркнуть ,что у детей первого жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.

В начале второго года жизни наступает момент, когда ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, а взрослый уже не может управлять его поведением при помощи организации внешних воздействий. Одновременно с этим, дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.

Память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и тем самым перестраивает структуру детского сознания и его поведение. Начиная со второго года жизни в сознании ребенка активно функционируют воспоминания и что аффективными для него становятся не только непосредственно воспринимаемые предметы, но и представления о них, их образы.

Таким образом, центральным, т.е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды. Мы будем называть их « мотивирующими представлениями».

Появление мотивирующих представлений принципиально изменяет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе идущих от взрослого человека), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых потребностей настолько велика, что не учет их, а тем более прямое подавление являются причиной фрустрации ребенка, часто, определяющей его дальнейшее взаимоотношение со взрослыми, а следовательно, и дальнейшее формирование его личности.

Со второго года жизни начинается новый период формирования личности, длящийся до трех лет. В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря ,к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова Я.

Дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа; они сами передвигаются в пространстве, могут сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, становятся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредованную взрослыми людьми. Этим прежде всего и отличается социальная ситуация развития детей раннего возраста от социальной ситуации развития младенца.

Читайте также:  Ребенок с особенностями развития в обычном детском саду

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя. Процесс самопознания , по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Ребенок выделяет себя в качестве особого предмета (субъекта действия)в отличии от окружающих предметов. Однако самопознание на втором и даже третьем году жизни продолжает оставаться для ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета».

Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей. Сначала дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Однако наличие такого соотнесения еще не означает, что в этот период уже закончился процесс выделения себя из мира предметов и осознания себя как субъекта. По-видимому, такое осознание приходит лишь вместе с появлением местоимения «я» До этого для указания на самого себя дети еще долго пользуются собственным именем.

Представляется несомненным, что в так называемую систему я входят и рациональные , и аффективные компоненты, и прежде всего отношение к самому себе. Процесс самопознания, завершающийся понятием «я», осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Более того, некоторые факты свидетельствуют о том, что аффективное выделение себя возникает даже раньше, чем рациональное.

Центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «системная» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому; как известно, она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка- «Я сам». Сила этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные, потребности ребенка. Следовательно, потребность в реализации и утверждении своего Я в этот период развития является доминирующей.

Анализ психологического содержания кризиса 3 лет и характер его протекания свидетельствует, что депривация именно этой потребности вызывает основные трудности в поведении детей на рубеже второго и третьего года жизни. Не случайно наиболее остро переживают кризис те дети которые слишком опекаются взрослыми, либо те которые живут в условиях авторитарного воспитания, сопровождающегося строгими мерами наказания. И в первом и во втором случае потребность ребенка в самостоятельности подавляется. Напротив , дети живущие в больших семьях и воспитывающиеся в детских учреждениях, дают кризисные реакции значительно реже и в смягченном виде.

После возникновения « системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим». Самооценка отчетливо проявляется уже к концу второго года жизни, но она не вытекает из оценки ребенком своих действий, проявляется раньше и носит эмоциональный характер. На этом этапе развития противоречия между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения. Наличие указанного противоречия в поведении и переживаниях детей приводит к обострению кризиса 3 лет. В конце второго года дети относительно легко преодолевают его, но после 3 лет он часто выливается в тяжкие формы упрямства и негативизма, что создает извращенное отношение к требуемым нормам поведения и извращенным взаимоотношениям со взрослыми. Таким образом . раздвоение, расщепление личности может иметь свой источник уже в раннем детстве, и игнорирование этого факта грозит в последующих возрастах усилением разрыва между знанием норм и правил поведения и непосредственным желанием их выполнять. А это в свою очередь, может в дальнейшем отрицательно сказаться на нравственном развитии ребенка и гармоничном строении личности.

Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования ввиду «системыя. В эту систему входит не только некоторое знание, но отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

Кризис 7 лет, знаменует собой переходный период от дошкольного детства к школьному.

Стоит вспомнить, что каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью — игрой, учением, трудом.

На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Однако в ранние периоды развития (до 6-7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности не находящие реализации в рамках того образа жизни который они ведут, когда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление , что и находит свое выражение в кризисах 1 года и 3 лет.

В отличие от этого у детей 6-7 летнего возраста в связи с продвижением в их общем психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое , более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становиться доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становиться возможным потому, что к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я.

Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его « внутренней позиции» , образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом.

Во время кризиса 7 лет, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией; и если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период.

Следовательно, кризис 7 лет в основе своей также имеет депривацию потребности, которая порождается возникающим в этот период психическим новообразованием.

Итак, внутренняя позиция школьника в соответствующем ее содержании является тем центральным личностным новообразованием, которое подготавливается на протяжении всего дошкольного возраста и завершается к его концу. А это есть вместе с тем и новый этап в формировании личности ребенка. Леонтьев Леонтьев АН Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // вопросы психологии ребенка дошкольного возраста . М.,1948 на основании многочисленных исследований, поведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом в котором впервые возникает система сочиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому ?