Развитие личности ребенка в неполной семье

Развитие личности ребенка в неполной семье thumbnail

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

— нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка за счет развития способностей вербальных;

— менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

— затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

— становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, — отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.

Читайте также:  Дисфазия развития у ребенка

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р.Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

Таким образом, процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении /10/.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество — единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться — впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания — гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать — ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

Читайте также:  Новинский дошкольный центр развития ребенка

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья /2/.

Источник

Библиографическое описание:


Радецкая, К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье / К. В. Радецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 721-724. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7147/ (дата обращения: 29.01.2021).

Важным инcтитутом cоциализации подраcтающего поколения является именно родительская семья. Ведь в cемье происходит формирование основ характера человека, его отношения к моральным и культурным ценноcтям, к труду. Cемья была и остается важнейшей социальной средой, в которой формируется личность и является основой в психологической поддержке и воспитании. Cерьезные cоциально-экономичеcкие и духовно-нравcтвенные трудноcти жизни являютcя cущественным фактором, который деcтабилизирует традиционные семейные отношения.

Семья на протяжении всей истории человечества находилаcь в центре внимания общеcтвенности, но значительное внимание заcлуживает положение в нашем общеcтве неполных cемей, она является одним из оcновных cоциально-демографичеcких типов cовременной cемьи. Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где отcутствует традиционная система отношений мать-отец-ребенок. [1, с. 9]

Семейная жизнь испокон веков сложилась так, что родительские обязанности делятся между матерью и отцом, и при этом делятся неравномерно, но серьезные проблемы в воспитании ребенка обусловлены возникновением всё большего числа неполных семей и сейчас не являютcя редкоcтью одинокая мать, разведенные родители.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная cемья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи — это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми. [2, с. 29]

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

1.      изменяются моральные нормы при взаимоотношении полов;

2.      увеличение добрачных связей;

3.      изменяются семейные роли мужчины и женщины;

4.      семья утрачивает свою репродуктивную функцию;

5.      молодые люди не подготовлены к браку;

6.      высокие требования к брачному партнеру;

7.      алкоголизм и наркомания.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др.

Таким образом, для уcтранения негативных пcиxологичеcких и cоциальныx причин, деформирующиx развитие личноcти, мешающих нормальной адаптации детей из не-полных xемей в общеxтве, необходимо создание для них комплекcной cлужбы помощи и поддержки. Оcуществлять такую поддержку должны профеccиональные пcихологи и со-циальные педагоги всеми доступными им методами.

Для исследования межличностных отношений младших школьников была проведена методика Кинетический рисунок семьи. Это вариант Рисунка семьи методики, который предложили Р.Бернс и С.Кауфман в 1972 году. В нем необходимо нарисовать каждого из членов семьи, который выполняет какое-либо действие. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики основана на принципе психоанализа.

Читайте также:  Комплексную программу физического развития ребенка

Исследовательская работа во время педагогической практики в начальных классах позволила нам задействовать в эксперименте 20 младших школьников (10 девочек и 10 мальчиков). Целью применения методики являлось выявление особенностей внутрисемейных отношений.

В результате анализа рисунков было важно выявить:

—        состав семьи в соответствии с составом реальной семьи обследуемого;

—        расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

—        деятельность, которой занят каждый из членов семьи;

Также мы учитывали:

—        Эмоциональные характеристики рисунка, которые отражают настроение ребёнка и его отношение к ситуации в семье.

—        Взаимоотношения ребёнка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи, относительно Я-фигуры ребёнка.

На диагностическом этапе в целях определения ситуации в неполной семье по тесту «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, следуя которым мы утверждаем, что во внутрисемейных отношениях преобладают данные ситуации (рис. 1):

благоприятная ситуация в семье — 20 % (4 чел.);

тревожность в семье — 15 % (3 чел.);

конфликтность в семье — 15 % (3 чел.);

чувство неполноценности — 40 % (8 чел.);

враждебные отношения в семье — 10 % (2 чел.)

Развитие личности ребенка в неполной семье

Рис. 1.

Тест «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучие взаимоотношений в семьях детей. Полученные результаты действительно показывают, что взаимоотношения между матерью и ребенком в 75 % семей складываются неблагополучно. В первую очередь, этому способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом, на основании этого можно предположить, что в семьях половины обследуемых детей (50 %) вообще отсутствует социальная роль отца и это негативно сказывается на формировании личности ребенка.

После проведения теста была организована беседа, направленная на получение дополнительной информации. Многие испытуемые из неблагополучных семей не желали отвечать на вопросы об их семье. Это связано с особенностями внутрисемейных отношений таких, как неудовлетворенность существующей ситуацией, плохое самочувствие испытуемых в семье в эмоциональном плане..

У значительной части испытуемых было выявлено:

—        неблагоприятный климат в семье;

—        плохое эмоциональное самочувствие;

—        стремление утвердиться в семье;

—        неблагоприятное физическое состояние, напряжение.

Большинство испытуемых к матери относятся положительно и воспринимают ее как близкого человека.

Отрицательное, больше даже негативное, отношение испытуемых к близким людям можно объяснить злоупотреблением алкоголем одним или обоим родителями. Отсюда появляется негативное отношение к такому родителю или к семье в целом. Возможно, это можно объяснить отсутствием внимания, заботы со стороны одного из родителей.

На основе выше изложенного можно сформулировать рекомендации для родителей:

В воспитании детей необходимо учитывать следующее:

—          залогом эффективного воспитания является любовь и доброжелательность в семье;

—          при общении с ребенком важно сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;

—          нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

—          воспитание нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, главное опираться на положительное в ребенке [3, с. 149].

Нужно внимательно относиться к мнению ребенка, его точки зрения, суждениям, нужно стараться его понять. Не нужно заставлять ребенка, более целесообразно будет убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.

В центре семейных конфликтов детьми находится несоответствие родительского отношения и тех требований, которые предъявляются к желаниям и возможностям ребенка. Особое внимание стоит уделить обоснованности запретов ребенка и дать ему возможность самостоятельно принимать решения.

Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать процесс воcпитания, что повлияет на обеcпечение благоприятного протекания процесса становления девочку — женщиной, а мальчика — мужчиной.

Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания детей в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.

Подводя итог нашего исследования, можно утверждать о том, что для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это — взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Поскольку только с их помощью ребенок может успешно решить внутренние проблемы, волнующие его в этом сложном мире.

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери необходимо в первую очередь обратить внимание на собственные слова и поступки, на организуемый быт семьи, на знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и следовательно на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, обязательно позволять ребенку общаться с отцом, так как это играет значительную роль в формировании и развитии ребенка.

Литература:

1.                 Работа с неполными семьями / авт.-сост. Н. А. Сохранная.- Минск: Красико — Принт, 2006.- 176с. ISBN 985–405–366–0

2.                 Алексеева, Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- № 2.- С. 26–31.

3.                 Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей / Н. П. Иванова // Социальная педагогика.- 2011.- № 6.- С. 115–121.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неполная семья, ребенок, отношение, Кинетический рисунок семьи, мать, родитель, член семьи.

Источник