Развитие личности ребенка в младшей школе

Развитие личности ребенка в младшей школе thumbnail

Теплякова Елена Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школы № 346

«Развитие личности младшего школьника»

Ребенок младшего школьного возраста начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне он не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, стремлению сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется, в первую очередь, в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.п.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от его оценки взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он и впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень успешности этого будет зависеть от типа его отношений с учениками.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ученика начальных классов, как уже было сказано, является мотив достижения успеха. Иногда встречается его разновидность — мотив избегания неудачи.

В сознание младшего школьника закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Он начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, крайне важно постоянное внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного личностного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Именно в этом возрасте, переживая свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети открывают для себя новые групповые формы активности, занятий. Поначалу они стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь ее законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми — хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Ребенок теперь стремится к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциаль-ном поведении, учете их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, он невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Источник

  • Развитие от А до Я

Развитие личности младшего школьника

Первый раз в первый класс — этот день для каждого маленького человечка чрезвычайно значимый, волнительный, но при этом очень интересный и ответственный. Дети шагают на следующую ступень своего развития, где основным его «учителем» будет школа. Теперь на развитие личности младшего школьника в большей степени будет влиять учитель и одноклассники, а роль семьи уступит свое неоспоримое ранее главенство. И от того, насколько хорошо родители подготовили малыша к школе, а также от качества преподавания будет зависеть успех малыша в учебе и в его общении с окружающими.

Почему мы так стремились в детстве поскорее пойти в школу? Потому что каждый ребенок мечтает быть взрослее, хочет делать и поступать, как взрослый, и ему часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, тогда станешь взрослым» или «Лиля уже взрослая, она пошла в первый класс». Малыш представляет себе, как теперь он получит много того, чего не мог добиться в садике — самостоятельности, познаний, ярких ручек, пеналов, рюкзак, не нужно будет спать днем.

Родители обязаны подготовить свое чадо к столь ответственному моменту — научить его азбуке, держать в руках ручку, пускай и медленно, но читать. Даже если при родителях ребенок и не показывает уникального стремления к письму и чтению, зато он уже будет иметь представление о том, что в школе придется делать домашние задания, учиться, и тогда учеба не станет таким уж серьезным стрессом.

Факторы формирования личности младшего школьника

Влияние учителя на ребенкаНа формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает дома, в школе, на улице, но самый главный фактор теперь — учитель, который не только обучает различным предметам, но и раскрывает «внутреннее содержание» ученика.

Учитель

Практически во всех школах первые 3 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков — на продлёнке. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном. И если учитель сказал решить задачу так, то никакие уговоры мамы, что можно сделать проще, не подействуют. Раз учитель сказал — значит это единственно верное решение.

Сверстники

Малыш уже проходил эту фазу интеграции в общении со сверстниками, когда пошел в садик. Ребенку снова нужно знакомиться с новыми людьми, находить с ними общий язык, приспосабливаться к жизни в коллективе. Так и происходит социализация личности школьника — навязываемая друг другу форма общения, скорректированная учителем и проанализированная дома. Примерно к 9–10 годам дети начинают равняться друг на друга, на более успешных в учебе или в общественной деятельности детишек, на лидеров.

В младших классах в ребенке борется два противоположных желания — быть как все и быть непохожим на одноклассников. Первое желание обусловлено тем, что учитель для всех и для каждого предъявляет одинаковые требования, некий образец поведения, к которому нужно стремиться. Так, например, на уроках всем нужно сидеть тихо, всем нужно выполнять одинаковое домашнее задание, всем нужно приходить в опрятной одежде, всем нужно слушаться учителя. В первом классе практически все детки так и делают — они повторяют друг за другом ввиду того, что еще не могут самостоятельно выбрать и определиться с линией поведения. Но рано или поздно проявится личность младшего школьника, которая подскажет ребенку, как выделиться из толпы. То ли это стремление быть лучше всех — первым сделать задание, первым поднять руку, лучше всех прочитать, быстрее всех сосчитать. То ли обратить на себя внимание шалостями и непослушанием. В любом случае ребенок старается приемлемым ему способом утвердиться среди сверстников.

Семья

Ребенок в семьеХотя семейные отношения в большей степени влияют на развитие личности маленького ребенка, для школьника младших классов семья так и остается важным фактором формирования его характера. Ведь кому в первую очередь ребенок рассказывает все свои беды, весь свой день, жалуется или делится радостями, просит совета? Конечно, это мама и папа. Поэтому, пока ваше мнение еще так важно для малыша (в подростковом возрасте слово мамы для ребенка наверняка будет «пустым звуком»), вы обязаны направлять малыша на истинный путь, помогая ему справляться со своими проблемами. Если малыш с кем-то повздорил, разберитесь в проблеме и вместе с ребенком найдите причину и пути решения. Так же и с оценками — не ругайте за плохую успеваемость, а лучше помогите ребенку полюбить эти занятия или обратитесь за помощью к репетиторам, ведь не всем детям одинаково хорошо дается математика или письмо.

Читайте также:  Оценка моторного развития ребенка

И если школа все свое внимание обращает на обучение ребенка, то семья просто обязана сосредоточиться на воспитании в ребенке таких качеств личности, которые ему будут просто необходимы для успешной учебы и общения со сверстниками.

Субъективные факторы

На формирование личности младшего школьника могут влиять и такие факторы, на которые ни родители, ни учителя повлиять не могут, поскольку это особенность возраста. У одних она проявляется ярче, у других может и вовсе быть незамеченной, но ясно одно: дети в возрасте от 7 до 10 лет имеют несколько личностных особенностей — повышенная активность, чрезмерная внушаемость, исключительная эмоциональность, особо высокая подражательность.

Ремонт холодильников по Москве и области от Холод Групп

Как влияет младшая школа на развитие личности ребенка?

Школа может привить ребенку желание учиться и стремиться к вершинам, а может подавить в ребенке любое стремление, любые надежды — все это зависит и от отношения учителя к своим ученикам, и от правильности составления школьной программы, и от помощи родителей, которые все еще направляют малыша и дают ему советы.

Сохранение положительных взаимоотношений

Положительные отношения в семьеКогда ваша кроха еще ходила в садик, ей очень важно было поддерживать с вами, то есть с родителями, положительный контакт, слышать от вас похвалу, поддержку. Ребенку так же важно было установление положительного контакта и со своими воспитателями, поскольку они ставились на один уровень с вами — их похвала была важна не меньше. Теперь же, когда ребенок пошел в школу, ему чрезвычайно важно установить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и с учителем.

Мотивации

У ребенка появляются новые мотивации. К чему стремится ребенок в школе? К новым знаниям, к хорошим оценкам, к одобрению со стороны взрослых, к общению со сверстниками, к признанию со стороны одноклассников, к первым местам. В эти моменты у ребенка начинает развиваться чувство ответственности, а это качество очень важно для развития полноценной личности. Ребенок понимает, что он один в ответе за свои действия, поступки и вытекающие последствия. Поэтому он начинает думать, размышлять, спрашивать совета у родителей, лишь бы получить желаемый результат.

Ответственность проявляется в том, что ребенок начинает осознанно делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему положено, что ему задали, ради похвалы и определенного признания среди сверстников.

Коллективизация

Еще в 6–7 лет дети вряд ли смогут понять, как играть в игру, где нужно быть сплоченным коллективом, уступать друг другу или советоваться. Пока что это недостижимо для их понимания. Детям в первом классе сложно смириться с тем, что нужно давать высказаться однокласснику, что нельзя перебивать, выкрикивать. Первоклассники видят друг в друге соперников, но никак не людей, с которыми что-либо можно делать сообща. И только благодаря стараниям учителя, его фантазии и умению сплотить детей, они научатся коллективизации. Личность младшего школьника начнет взрослеть в тот момент, когда сможет в своем однокласснике увидеть «коллегу», а не противника.

Развитию коллективизации способствуют коллективные задания, разбивка класса на некие подгруппы. Если класс из 30 детей разбить на 6 подгрупп и дать каждой из них одинаковые задания, можно научить их работать в коллективе. Так, например, каждая группа должна придумать себе название, девиз, нарисовать плакат. В общении детишек сразу можно будет выделить лидера, сильных личностей и детей ведомых, которые подчиняются чужому мнению. Ну, а дальше каждая группа получает баллы — за хорошие оценки, качество уборки в классе, за поведение. Вот и образуются коллективы, поскольку дети со временем понимают, что только сообща можно набрать большее количество баллов и получить приз. Поддерживать сверстника за хорошую оценку или ругать его за плохое поведение — так дети научатся стремиться к одной цели сплоченным коллективом.

Самосознание и самооценка

Ребенок в школеВ школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:

  • Успеваемости ребенка.

При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной. Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких оценок, и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение». При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.

  • Дальнейшего отношения к ребенку родителей.

Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе. К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.

  • Отношения учителя к ребенку.

Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы. Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку. Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.

  • Возможностей ребенка.

Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей. Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то. К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: нравственный, гражданский и патриотический аспекты  

Формирование основных психических качеств личности осуществляется именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что в этот период происходит исправление системы жизненных отношений, ведь у ребенка возникают новые обязанности перед обществом (А. Н. Леонтьев). Именно в начальной школе формируются личностные механизмы поведения, зарождаются связи, отношения со сверстниками, вырабатываются механизмы подражания, активизируется рефлексия. Все выше перечисленное формирует личность индивида.

Многие психологи считают, что именно этот возраст, является не просто стадией адаптации, а настоящей социализацией.  Ведь в этот период осуществляется активный процесс приумножения знаний о положительном и отрицательном аспекте в жизни общества, а также  формируется представление об отношениях в обществе, свободе выбора, а также способе поведения и т.д. [6].

Отечественный психолог Л. И. Божович, опираясь на свои исследования, говорила: «Зачисление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.  Оказавшись обучающимся, ребенок получает не только новые права, но и обязанности. На этом этапе он занимается общественно значимой деятельностью, выполнение которой  определит его место среди окружающих людей и его взаимоотношения с ними. Данная ситуация влияет на формирование индивидуальных особенностей у младших школьников [6]. Овладение спецификой совместного обучения осуществляется через сотрудничество педагогов с детьми. Однако в данном сотрудничестве должен присутствовать определенный уровень рефлексии и нравственного развития ребенка.

Для всестороннего социального развития личности складывается ряд необходимых психологических качеств. С помощью воспитательных воздействий на учеников, у них уже в 3 классе формируется произвольность, чувство долга [13]. В основе нравственного и гражданского поведения обучающихся лежит чувство долга. Чувство долга – это общезначимый моральный компонент личности, для которой общественно значимое является вместе с тем и личностно значимым» [46, с. 591]. «Общественно значимое, переходя в личностно – значимое для индивида, порождает в нем динамические тенденции долженствования» [46, с.31]. Долженствование – это категория сугубо нравственная, которая принадлежит только к миру культуры, ассоциирующееся с понятием совести. Долгом человека называют его умение следовать по пути добродетели, совершать добро, совестью называют способность индивида, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга» [18, с.361].  

Читайте также:  Дошкольные центры развития ребенка адреса

К важнейшей деформации успешности младшего школьника относят: его восприятие учебного процесса, отношение к учебному учреждению, преподавателям, одноклассникам и процессу познания в целом.

Тем не менее, психологи утверждают, что отношение к деятельности выражает собой направленность на деятельность и оказывает воздействие на все составляющие процесса ее реализации (К.А. Абульханова — Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн).

Деятельность обучающихся выражает познавательный характер. Доктор психологических наук Л. Б. Ительсон охарактеризовал учение, как специальный вид деятельности, выражающийся в активном познавательном характере. По его мнению, обучающийся, в ходе процесса обучения, способен управлять сознательной целью, а так же усваивать определенные знания, умения, формы поведения и виды деятельности [По: 53, с.70].  

Советский психолог, философ и педагог — А. Н. Леонтьев считал, что личность способна развиваться лишь во время процессов обучения и воспитания. Обусловленность мотивационно — целевого аспекта познавательной деятельности,  с его точки зрения, лишь отношение обучающегося к изучаемому им предмету, в этом заключается смысл процессов воспитания и обучения [34].

Основываясь на анализе психологических исследований учебной деятельности младших обучающихся, можно выделить ряд ее специфических характеристик:

  • несмотря на то, что учебная деятельность является  общественной, по своему смыслу, содержанию, форме, она осуществляется сугубо индивидуально. Ученик овладевает предметными универсальными учебными действиями, которые были получены человечеством, однако, он не изменяет их; предметом изменения становится сам ученик, как ее субъект. Собственно он, как субъект образовательного процесса, ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления:
  • еще одной исключительной особенностью учебной деятельности является то, что ребенок должен подчиниться правилам, которые обязательны для всех обучающихся. Это нужно для развития умения регулирования своего поведения, а так же для обучения ребенка произвольному управлению;
  • процесс и эффективность развития учебной деятельности зависят от содержания изученного материала, той методики, которая  была использована для обучения и форм организации учебной работы обучающихся. Обучающимся нужно научить учиться самостоятельно, в этом и заключается главная задача адаптационного периода школьного обучения [13].

Изменения в мотивационно — потребительской сфере деятельности ученика и отношения к ней, связано со степенью изучения им  пространства школы. Первоначально обучающий учится из-за того, что «так надо», он еще не понимает смысла обучения, а считает это игрой. Лишь после достижения «ситуации успеха» у ребенка появляется интерес к учебе, а именно в приобретении новых знаний [13].

С момента зачисления в школу у детей меняются игры. В дошкольном возрасте у ребят преобладали ролевые игры, ситуативные, подвижные игры, но тогда, когда они стали школьниками, им интересны игры, в которых можно  проявить свои интеллектуальные способности.  Игра способствует развитию индивидуальных качеств обучающихся, но учитель не может забыть о том, что учебная деятельность должна занимать первое место по значимости. Внеклассная работа, которая проводится с классным коллективом, должна содержать в себе игры с гражданско-патриотической направленностью. Также должны быть и развивающие игры, в которые можно играть не только в классе, но и дома [Волкова].

Младший школьный возраст — сенситивный период для воспитания положительных качеств личности, а также гражданственности и патриотизма. Податливость,  а также детская доверчивость, влечение подражать, а также авторитет, которым обладает преподаватель, способствует благоприятному решению этой проблемы.

Процесс осмысления себя как личности одновременно сопровождается и формированием  адекватной самооценки, способности сравнивать себя с окружающими, появляется совершенно новый этап в развитии самосознания младшего школьника. Ведь это необходимо для правильного формирования учебно-воспитательной деятельности, которая направлена на целенаправленное гражданско-патриотическое воспитание учеников начальной школы, а также развитие их нравственной устойчивости. Все же, в младшей школе гражданско-патриотическое воспитание осуществляется с нуля [33]. Начало школьного периода в жизни ученика — начала развития у него представлений о доме, семье, городе или селе, где он родился, об окружающей среде, и о том, что  называется малой Родиной. Не без причины В.А. Сухомлинский верил в то, что любовь к Родине зарождается от любви к матери [55].

Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, а также младших школьников считается одним из важных условий его успешности. Одной из важнейших проблем в дидактике является – проблема преемственности, ее еще называют «вечной».

Теоретические основы, подходящие для решения имеющейся проблемы, представлены в Концепции непрерывного образования. В педагогической сфере функционирование преемственности универсально, и считается общепедагогическим законом. Категория «преемственности» представлена работах философов: Э.А. Баллера, Б.С. Батурина, А.И. Зеленкова, Г.Н. Исаенко, З.А. Мукашева, В.Г. Рубанова и др. Преемственность в развитии человека способствует сохранению и переносу наиболее прогрессивных элементов старого на новый, более высокий уровень. Некоторые авторы: Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, И.Т. Огородников и др. рассматривали принцип преемственности, а С.М. Годник, И.Д. Зверев, как одно  из условий воспитания. Особенности преподавания гражданско-патриотического воспитания в начальной школе предопределены особенностями этого возраста, спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Данная специфика предопределяется, определенными особенностями данного возраста. Восприятие младших школьников к внешним влияниям,  их  эмоциональность, стремление к усвоению нового, яркость восприятия, импульсивность поведения. Учитывая эти возрастные особенности  обучающихся начальной школы,  Л.И. Мищенко выделял следующие этапы в их нравственном развитии, как одного из составляющих гражданско-патриотического воспитания:

  • интенсивное формирование нравственных представлений и чувств, их последовательное обогащение, подготавливающее формирование соответствующих понятий;
  • поэтапное  осознание социальной значимости обучения и общественно-полезной работы, развитие стремления к деятельности на общую пользу;
  • формирование заинтересованного отношения к совместной работе с одноклассниками.

Следует выделить следующие направления нравственного и патриотического развития младшего школьника:

  • формирование положительного отношения к своему имени, к себе, любви к близким людям, положительное отношение ко всем окружающим.
  • формирование интереса к истории семьи, к истории города, к истории страны.
  • формирование нравственных представлений и чувств через определенную подачу конкретных знаний. Интересно наблюдать, как по мере составления своей родословной расширяются и представления ученика о своей стране, формируется интерес от истории своей семьи к истории страны. Понятие «Родина», «Гражданин» расширяется, углубляется и становится понятным и реальным [38].

Нравственный облик младшего школьника состоит из: гражданственности и патриотизма.  Его можно характеризовать яркостью и эмоциональностью проявления, но также и недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности. «Умение сопоставлять личное с общественным» еще недостаточно сформировано  у учеников начальной школы. Широкие социальные мотивы такие, как любовь к Родине, сознание и чувство общественного долга, у младших школьников развиты плохо, они не могут быть непосредственными побуждениями социально-ценной деятельности. В лучшем случае, они могут придавать определенный смысл и эмоциональную окраску этой деятельности. В этом возрасте младшие школьники нуждаются в общественном признании их достижений в присутствии одноклассников и значимых взрослых. Стремление обучающихся к чему-то необычному, желание познавать окружающий его мир — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовлетворение деятельностью, которую организует учитель в учебно-воспитательном процессе» [31, с. 35].

  1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. — 2008. — №6.
  2. Амоношвили, Ш.А. Единство цели / Ш.А. Амоношвили. — М.: Просвещение, 1987. — 308с.
  3. Аргутинский-Долгорукий А.И. Путь России: Итоги тысячелетия. XXI век. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2010. -115с.
  4. Баронина К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина, А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. — 2010. — №1.
  5. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. — 2010.
  6. Бедник Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания // Библиотечное дело. — 2006.
  7. Белорусова В.В. Педагогика. — М., 2009-351с.
  8. Бениаминова М.В. Воспитание детей – М., 2009.
  9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 538 с.
  10. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 3т. — Т.1. — М.: Педагогика, 2009.
  11. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – Москва, — 2010. — 160 с.
  12. Бойков, В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти / В.Э. Бойков. // Социс. — 2003. — №8.
  13. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 340с.
  14. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2009. — №4. — С.39-36.
  15. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 37-43.
  16. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010.
  17. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. // Педагогика. — 2006.
  18. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. / Ю.С. Васютин. — М.: Мысль, 2010. — 173 с.
  19. Воспитание патриотизма — залог возрождения Отечества //Парламентский час. — 33 февраля 2003 г.
  20. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006. – 160 с.
  21. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. – 2011. №3. – С. 30-33.
  22. Гартман Н. Проблема духовного бытия: Исследования к обоснованию философии истории наук о духе: Введение // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юристъ, 2013. с.608-648.
  23. Гасанов З.Т. Морально-эстетические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. – 2013. — №5. – С. 18-36.
  24. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2010. №4. – С.34-30.
  25. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.
  26. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.
  27. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. – М.: Эдиториал УРСС, 2011. — 308с.
  28. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. – 2006. – № 8. – С. 11-17.
  29. Духовность, художественное творчество, нравственность: «Круглый стол» // Вопросы философии. — 2009. №3. — С.3.
  30. Жариков А.Д. Растите детей патриотами – М., 2009. – 336с.
  31. Жуковская Р.И., Козлова С.А. – Родной край – М., 2010. – 133с.
  32. «Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 39 декабря 2013 г. N 373-ФЗ. – М., 2013. – 79 с.
  33. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 2011. – 341с.
  34. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2008. – 303с.
  35. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 3001-3005 гг.»// Патриот Отечества. – 2006. – № 4. – С. 15-33.
  36. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. – М. — 2013, — 319 с.
  37. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М., 2008. – 184с.
  38. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 36-30.
  39. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. – 2009. №3. – С. 119-137.
  40. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2010. – 173с.
  41. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – 34 с.
  42. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. — №1. – С. 36-46
  43. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 35 с.
  44. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. №3. – С. 53-56.
  45. Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования // Социс.- 2010.- № 7. — С. 31-35
  46. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 2008. – 301с.
  47. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. – с. 63-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.
  48. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2010. — 456с.
  49. Официальные документы в образовании. – № 33 (335) август 2006.–96 с.
  50. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М, -2009. — 160 с.
  51. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика. – М.: Роспатриотцентр; Волгоград: Авторское перо, 2005. – 400 с.
  52. Постановление Правительства РФ от 5 октября 3010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы»
  53. Программа педагога дополнительного образования: от разроботки до реализации. В.А. Разумный, Д.А. Белухин. Москва 2010. – 87с.
  54. Российская педагогическая энциклопедия М., 2011. Т.3. – 563с.
  55. С.П. Баранов, Л.Ф. Болотина, А.А. Сластенин. — Изд. 3-е, перераб. Учебное пособие для пед.училищ. — Просвещение, 2010. — 368с.
  56. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 2009. — 144 с.
  57. Солженицын А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2011. – 103с.
  58. Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тапкина О.А. История Барнаула: Учебное пособие для средней школы. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2010. — 330с.
  59. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
  60. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ / [В.Г. Бирюков, В.Г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. — Л.: Просвещение, 2009. — 384с.
Читайте также:  Развитие мозга ребенка 1965

Источник