Развитие личности ребенка в изодеятельности

Развитие личности ребенка в изодеятельности thumbnail

лена новохацкая
Развитие личности ребёнка посредством изодеятельности. Рекомендации для воспитателя

Развитие личности ребёнка через изо деятельность.

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» человеческой души. Он пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Занятия изобразительной деятельностью необходимо как воздух для нормального развития ребёнка. Приобщаясь к искусству, ребёнок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно – прикладного творчества – рисование, лепка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов. Для детей, с какими-либо нарушениями развития, с неустойчивой психикой изобразительная деятельность наиболее необходима. Она помогает само выражаться, раскрываться. Благодаря творчеству исчезает тревога, психическое напряжение. Каждому человеку необходимо в какой-либо форме выплёскивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие теми или иными событиями, тем самым позволяя стать добре и чище. Огромную роль в развитии личности школьника играет приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к народной культуре. Сейчас это важнейшая задача для всех образовательных учреждений. Воспитать детей культурными, талантливыми, духовно красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Каждый должен знать, что народное творчество учит самовыражению чувств, раскрывает потребности души, заставляет искать прекрасные формы, помогает фантазировать, подсказывать пути к раскрытию творческих способностей, приводит к гармонии с природой. Развитие личности ребёнка через приобщение к народной культуре — основа, фундамент для любого образовательного учреждения, так как это необходимо каждому ребёнку для развития чувства национального самосознания, закрепления его нравственного стержня, который не даёт пропасть в этом непростом, постоянно меняющемся мире. Всего этого можно достичь, увлекая детей творчеством на занятиях изобразительной деятельности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, рассматривая, прослушивая) – это, прежде всего, информация для ума. Более того, никаким другим путём, кроме как через чувственный опыт, через восприятие, мы не можем получить необходимых первоначальных знаний об окружающем мире. Только на базе этого опыта может возникнуть мышление. Общеразвивающие возможности изобразительного искусства известны давно. Именно уроки декоративного рисования представляют для этого исключительные, уникальные возможности. Они знакомят детей с народными художественными промыслами, развивает изобразительные способности, логическое мышление, чувство ритма и цвета, даёт представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитывает интерес к народному творчеству и чувство гордости за национальную культуру. Из года в год обогащается опыт учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям – лепке, росписи. Эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые тесно связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учёбе и других видах интеллектуальной деятельности. Воспитание личности ребёнка через фольклор, традиции и обычаи народа ведёт к тому, что у школьников развиваются такие качества, как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Всё это благотворно влияет на формирование человека будущего. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно развивать. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребёнка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребёнке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребёнка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. В. А. Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Этим требованиям отвечают занятия декоративно – прикладным искусством. Декоративно искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Своей целью ставлю развитие способностей детей через творческие задания.Достижение цели вижу через осуществление следующих задач: — овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно – прикладной работы; — ознакомление с особенностями работы декоративно – прикладного искусства и народного искусства лепки, росписи; — развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; — воспитание интереса и любви к искусству. Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию. Постигая народное творчество, дошкольники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей в процессе изучения народного творчества воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласна с тем, что «самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено то, что народ пронёс через столетия». Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства.Веками народ в своем искусстве: в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни каждого человека, особенно для нашего подрастающего поколения, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Характерной чертой русской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в вещественной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи дети постигают истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видят душу народа. С этой точки зрения забота о развитии ребёнка посредством народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Работа по декоративному рисованию достигает нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать детей к таким предметам, как расписная посуда, народные вышивки, русские народные игрушки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам, родной природе и родному краю, воспитать настоящего гражданина своей страны, который будет гордиться тем, что он родился и вырос.

Источник

Лекции.Орг

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков — не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предпо­лагает знание ответов прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития? Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности?

На эти и другие вопросы пытаются ответить философия, соци­альная и возрастная психология, педагогика и другие науки.

Отсюда различие подходов к трактовке личности. Философско-социологический подход в центр анализа ставит систему общест­венных отношений, в которых развивается индивид, психологиче­ский — деятельность, в условиях которой происходит ее развитие.

Реализация идеи развития личности ребенка в теории и прак­тике воспитания требует интегративной теории личности. То есть педагогический подход к личности учитывает основные положе­ния философско-социологического и психологического аспектов ее трактовки. Только при таком подходе возможно создание оп­тимальных условий для развития ребенка.

Итак, что же такое личность?

Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. В данном опреде­лении личности ярче представлен психологический аспект. Лич­ность — не просто представитель общества, но и уникальный, са­мобытный деятель, творческий человек. Он самостоятельно ста­вит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с цен­ностными ориентирами, усвоенными им в обществе; принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступ­ков; может отстаивать свои позиции в жизни. Личность не подчи­няется слепо обстоятельствам, а учитывает их в своей деятельно­сти. Более того, личность способна изменять, преобразовывать обстоятельства. То есть в личности ярко проявляются самостоя­тельность, инициативность, волевой момент. Активная позиция личности в жизни немыслима без преодоления трудностей.

При всем множестве теорий личности в них есть общие поло­жения, в частности, касающиеся условий ее развития.

1. Личностью человек становится в обществе, вступая в общественные отношения. Это одна из важнейших закономерно­стей развития личности, признаваемая всеми.

2. Личность порождается и развивается в деятельности.

В психологии личности широко используются термины «субъект», «субъектность».

По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности — это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

«Освоение деятельности, превращение индивида в субъект дея­тельности означает овладение им основными структурными ком­понентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями»

Личность рассмат­ривается в первую очередь как субъект предметной деятельности (практической и познавательной); субъект деятельности общения; субъект деятельности самосознания (познание и осознание чело­веком своего «Я»). Следовательно, процесс формирования лично­сти ребенка в изобразительной деятельности — это в первую оче­редь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Последние означает одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера. Таким образом, без освоения ребенком изобразительной дея­тельности нельзя говорить о его личностном развитии в условиях этой деятельности.

Какую бы деятельность личность ни осуществляла, она всегда вносит в нее неповторимые особенности — ее результаты ориги­нальны и индивидуальны. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделан­ное другим или им самим. Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н.Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе пси­хологического развития человека лежит поисковая деятельность. Ученый определяет деятельность экс­периментирования как самую поисковую в детстве. Он выделил две формы детского экспериментирования: 1) познавательное творческое экспериментирование, направлен­ное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, ри­сунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспери­ментирование — два генетических источника творчества. В про­цессе поисковой деятельности формируется эвристическая струк­тура личности.

Деятельность человека подчиняется его потребностям, жела­ниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из кото­рых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.

В психологии потребность определяется как состояние человека, обусловленное нуждой в чем-то (в предметах или в условиях, не­обходимых для жизнедеятельности). Потребности бывают орга­нические и социальные. Среди последних — материальные (жилье, одежда и т.п.) и духовные (в общении, познании, творчестве, со­зидании). В зарубежной гуманистической психологии выделены такие духовные потребности, как потребность в любви и призна­нии других людей, в самооценке и самоуважении, в самореализа­ции или самоактуализации, свободе и т.д. Духовные потребности постепенно формируются и у детей. Рост личности связан в пер­вую очередь с ростом духовных потребностей.

Когда определяется предмет, который может удовлетворить потребность, у человека возникает конкретный мотив, желание (человек понимает, чего он хочет). В этом случае он может поста­вить цель по удовлетворению этой потребности и организовать деятельность по ее достижению.

В мотивационно-потребностную сферу личности входят и интере­сы. Это форма проявления познавательной потребности человека. Интересы имеют свое содержание, привлекательное для человека.

Более развитая личность строит свою жизнь в соответствии с идеалами — представлениями о наиболее ценных, привлекатель­ных чертах, которые хотелось бы иметь. Предпосылки их разви­тия — в раннем возрасте. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш начинает узнавать рано.

Зрелая личность в поведении и деятельности руководствуется и убеждениями (система осознанных и прочувствованных жизнен­ных принципов).

Потребности, желания, интересы, идеалы, убеждения в совокуп­ности составляют мотивационно-потребностную сферу личности, определяющую ее направленность. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, которые и определяют отношение человека к миру, обществу и себе независимо от конкретных ситуаций, меняющихся условий.

Направленность личности многие психологи считают централь­ным моментом и главным показателем ее развития. Именно мотивационно-потребностная сфера считается «ядром» личности, она определяет развитие всех других ее особенностей (интересы, черты характера, стремления и т.п.)

Таким образом, мотивационно-потребностная сфера и именно высоконравственная направленность личности способствуют раз­витию творчества.

Во всех теориях личности отмечается, что развитие ее мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Поэтому для ее определения иногда используется термин «эмоционально-потребностная сфера».

Эмоция, чувство есть реакция человека на успешность удовле­творения потребностей. Сама потребность субъективно ощущает­ся как та или иная эмоция, переживание. В психологии определе­но, что эмоции в жизнедеятельности человека выполняют разные функции; в них выражена оценкапроисходящего, степень значи­мости предметов, явлений. Они побуждаютк деятельности, активизируютее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, лю­бовь к делу стимулирует деятельность); выявляют отношениелюдей к тому или иному явлению (выразительная функция) и др. То, есть эмоции регулируют жизнедеятельность человека. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возмож­ности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональ­ное воздействие, иначе оно не искусство. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично впле­тены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительное искусство и собственная деятельность — благодатнейшее средство для их развития.

Л.С. Выготский отмечал, что главное в развитии высших пси­хических функций — это их опосредование и изменение межфунк­циональных связей и отношений. Примером межфункциональных связей, определяющих целостность личности, является не только единство и взаимовлияние аффекта и интеллекта, но и развитие волевых процессов. Недоразвитие воли как способности овладе­ния собой, своим поведением — одна из причин, сдерживающих общее психическое развитие человека.

Идеи Л.С. Выготского о развитии воли, о межфункциональных связях и отношениях важны для понимания не только проблемы целостности личности, взаимосвязанного развития всех ее сфер, но и проблемы самодвижения, саморазвития личности. Большин­ство исследователей личности отмечают момент самодвижения, саморазвития как одну из сущностных ее характеристик. При всех заботах и общества, и отдельных людей о человеке он изначально строит себя, свою жизнь и судьбу сам. Человек постоянно живет в ситуации выбора. Какую выбрать цель и способ ее достижения в соответствии со своими принципами и идеалами или принципами других людей? Смириться с обстоятельствами или отстаивать свою позицию? Пойти на личные жертвы, пусть и малые, но не­приятные, ради общего дела или нет? Остановиться в своих при­тязаниях или ставить новые цели и т.д. и т.п.? То есть человек в своих размышлениях, поступках в конечном счете всякий раз ре­шает сам, как поступить, и тем самым развивается и утверждается как личность.

Никто не сделает из человека личность, кроме него самого. А.Н.Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития человека, подчеркивал, что личность выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Поэтому процесс развития личности — это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Что же определяет процесс само­движения, саморазвития личности?

Как показывают психологические исследования, только при­мерно к трем годам у ребенка появляются первые признаки во­левого поведения. Малыш, освоив многие предметные действия, хочет действовать сам. Возникают личные желания, стимулирующие его инициативную активность, настойчивость («Я хо­чу», «Я сам»).

В дошкольном возрасте отмечается начало волевого преодоле­ния себя и обстоятельств, что является показателем и условием становления личности. У дошкольника можно заметить проявле­ния борьбы мотивов.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное функционирование всех сфер личности представляет собой процесс ее развития.

Воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, вопло­щающим требования общества.

Личностно-ориентированный подход предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, пе­дагогами и родителями условий содействия развитию личности. Первое из них, хотя и трудно выполнимое, — надо помнить, что только личность воспитывает личность. Это условие в первую очередь должно быть создано в семье. Родителям необходимо осознать истину, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет в первую очередь семья. Роди­тель — «профессия педагогическая», а потому необходимо соот­ветствовать этому назначению. Чувство ответственности за ре­бенка заставляет родителей посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования. То же относится и к личности педагога.

Необходимо включение ребенка в различные виды деятель­ности в условиях семьи и ДОУ — это второе условие развития личности. В раннем и дошкольном возрасте это общение, пред­метная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и дру­гие виды деятельности. На первых порах любая деятельность, в том числе изобразительная, осуществляется совместно со взрос­лыми. Совместная деятельность — это основа содержательного общения взрослых и детей. Постепенно дети овладевают дея­тельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и вы­полнить, получая результат.

Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. В чем это должно проявляться? Общаясь и взаимодействуя с ре­бенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства.

Будучи сам личностью, педагог обладает следующими зна­ниями и умениями:

1. Знанием общих закономерностей развития личности до­школьника; способностью видеть, понимать, чувствовать кон­кретного ребенка и разумно пользоваться общими знаниями в общении с ним.

2. Способностью к самостоятельному и обоснованному определению задач и средств воспитания каждого ребенка и группы в целом.

3. Знанием искусства и способностью чувствовать его.

4. Пониманием особенностей детской изобразительной деятельности и возможностей развития детей в ее условиях. Осозна­нием смысла культивирования ее в дошкольном возрасте.

5. Способностью видеть перспективу развития изобразительной деятельности и ребенка в ней и определять на этой основе задачи и средства воспитания ребенка и группы детей в целом.

6. Владением вариативной методикой воспитания детей в изодеятельности, адекватной, с одной стороны, уровню наличного и возможного развития конкретного ребенка, с другой — интересам, возможностям, способностям самого педагога как субъекта педагогической деятельности.

7. Умением предвидеть, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в процессе применяемых технологий, методик воспитания.

8. Способностью к педагогическому творчеству и др.

9. Способностью к анализу и коррекции своей деятельности на основе рефлексии.

К педагогической рефлексии в психологии отнесены:

— осознание педагогом мотивов собственной деятельности;

— умение отличать свои затруднения и проблемы от затрудне­ний и проблем воспитанников;

— способность к эмпатии, децентрации;

— оценка собственных личностных влияний, оказываемых на воспитанника1.

Таким образом, педагог должен обладать профессиональными умениями: гностическими, проектировочными, прогностически­ми, коммуникативными, рефлексивными. В результате взаимо­проникновения профессиональных умений и индивидуальных интересов, убеждений, идеалов, потребностей педагога формиру­ется воспитательная позиция его личности.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 749 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник