Медицинский контроль в физическом развитии ребенка включает

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.

Основная цель медико-педагогического контроля: оптимизировать двигательную активность детей.

Основные задачи и формы медико-педагогического контроля

Задачи медико-педагогического контроля

  1. Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
  1. Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
  1. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
  1. Проведение санитарно-просветительной работы.

ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Основными формами медико-педагогического контроля являются:

  1. медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
  2. медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
  3. санитарный осмотр места проведения занятий;
  4. диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
  5. медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
  6. медицинское сопровождение во время соревнований;
  7. профилактика спортивного травматизма;
  8. санитарно-просветительная работа;
  9. контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:

  1. Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
  2. Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
  3. Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
  4. Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.

Внимание!

Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.

Перевести ребенка из спец группы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.

После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с овз в доу

Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп

Название

группы

Критерии

Характеристика физической

нагрузки

Примечание

Основная группа

1. Возраст

Высокий или средний уровень гармоничного развития.

2. Функциональные возможности соответствующие возрасту.

3. Отсутствие острых или хронических заболеваний.

4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку.

5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку

Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой

Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей)

Подготовительная группа

1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела.

2. Физические возможности ниже возрастных норм.

3. Отсутствие острых и хронических заболеваний.

4. Реабилитационный период после острого заболевания.

5. Отставание в физической подготовке.

Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений.

Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию.

Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно.

Специальная группа

Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания.

Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК.

Занятия проводятся специалистами по ЛФК.

Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах

Название болезни

Срок восстановления физкультурных занятий

Примечание

Ангина

2-4 недели

Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему

ОРЗ

1-3 недели

Избегать переохлаждения

Пневмония

1-2 месяца

Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения

Грипп

2-4 недели

Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы

Острое инфекционное заболевание

1-2 месяца

Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы.

Острый отит

3-4 недели

Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.)

Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.

Объекты

наблюдения

Признаки утомляемости и степень

Мала

Средняя

Недопустимая

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или посинение

Речь

Четкая

Затруднена

Затруднена или невозможна

Мимика

Обычная

Лицо напряжено

На лице выражено страдание

Потливость

Небольшая

Обильная, в верхней половине тела

Стекание пота по всему телу.

Дыхание

Ускоренное, ровное

Сильно ускоренное, рывками через рот

Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами

Движение

Бодрое

Качание, нетверды шаг

Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах

Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота.

Внимание

Точное исполнение команд

Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение

Выполнение команд нечеткое, вольное

Читайте также:  Литература для развития ребенка 3 лет

Оценка эффективности физкультурного занятия

Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:

  1. наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
  2. хронометражных наблюдений.

В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:

а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей  и подготовка их к занятию;

б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;

в) основная часть (8-14 мин), где раскрывается тема занятия, разделяется на два периода I период – формирование новых движений и II период закрепления их.

г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).

Общая плотность занятия

Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.

Моторная плотность занятия

Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%

Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки

Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой .

Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.

При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.

Читайте также:  Костное развитие ребенка дошкольном возрасте

Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.

Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.

Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.

ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ

№ п/п

Ф.И.

возраст

Группа здоровья

Пульс

До занятия

Вводная часть

Основная часть

Подвижная часть

Заключительная часть

Через 2 мин после занятия

1.

Созонцев Денис

5 лет

2 мес

1

80

88

120

130

94

80

2.

Артюшенко Лена

5 лет

8 мес

1

78

86

118

128

92

78

ФИЗИЧЕСКАЯ КРИВАЯ ЗАНЯТИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ

Пульс (удар в мин)

МИНУТЫ

5

15

23

27

30

150

145

140

135

130

125

120

115

110

105

100

95

90

85

80

Части занятия

Вводная

Общеразвивающие упражнения

Основные виды движений

Подвижная игра

Заключительная часть

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Группа      _____________________

Возраст          _____________________________________________________________

Дата         _____________________

Основные моменты хронометража

Время по минутам

Востановление частоты сердечных сокращений

Общее время в минутах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1

2

3

Выполнение упражнений

Расстановка, уборка инвентаря

Ожидание отдыха

Обоснованный простой

Частота сердечных сокращений, исходная

Показ, объяснение

В каждой графе время отмечается в секундах, по минутам

Продолжительность занятия —

Части занятия:

1. Вводная

Общая

полезное время

Х100%

2. Общеразвивающие упражнения

плотность

продолжительность

3. основные движения

занятия

4. Подвижная игра

5. Заключительная

Моторная

время затраченное на движения

Х100%

плотность

общее время занятия

Части занятия отмечаются — «Х»