Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное  учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема:  В чем проявляются основные особенности

 формирования личности ребенка с ОВЗ.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                        В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.

Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.

 Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:

-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном  отношении, так и в темпах и в сроках развития;

-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,

-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.

Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к  слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с  реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы.  Отсюда большое значение  и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития  у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни контрольная

 Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Источник

Люди с ограниченными возможностями, которые самореализовываются  – подвиг не только для них. Это подвиг для психологически и физически здоровых людей. Именно абсолютно здоровый человек может продуктивно повлиять на результат, помочь реализовать желаемое. Человек с ограниченными возможностями – не белая ворона в стае. Он равный всем остальным, он может развиваться и достигать успеха, творить искусство, разрабатывать новшества или просто научиться тому, что казалось далеким и невозможным. Эта статья посвящена тому, как важно быть человеком, даже если ты не такой как все.

<<Оглавление>>

Мысли материальны

Уже давно многие ученые в области эзотерики освещали факт материализации наших мыслей. Позитивно мыслишь – позитив заполнит твою жизнь. Негативные мысли всегда будут притягивать только негатив. Чем чаще мы думаем о своих успехах, тем больше шансов, что Вселенная услышит.

Часто можно услышать такие фразы, как «сила разума», «сила духа». Эти понятия не просто популярные изречения. Они – ключевое звено для людей с ограниченными возможностями в развитии личности. Сила духа – возможности человека не только с психологической стороны, но и возможность побороть физически все препятствия, перешагнуть через тот барьер, который человек сам себе поставил.

«Жить – значит непрерывно двигаться вперед»
С. Джонсон

Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от желания их самих. Чем больше внутри желания, позитивных мыслей, настроенных на отличный результат, тем быстрее такой человек сможет стать частью большого мира.

Развитие личности детей с ограниченными возможностями

люди с ограниченными возможностями

В процессе воспитания ребенка встречаются два широко употребляемых понятия – «психика», «личность». Вместе они едины, но имеют совершенно разное содержание.

Психика – способность мозга ориентироваться в мире , управлять поведением. Психикой наделенные все живые организмы (существа). Но человек в процессе развития (эволюции) научился оперировать понятиями и словами. А наличие сознания дало возможность регулировать поведение и деятельность, что стало основой в формировании и развитии личности людей с ограниченными возможностями и людей здоровых.

Личность – качество индивида (человека), приобретаемое в процессе развития. Как и психика, личность субъекта имеет разные степени интенсивности развития. Формирование личности ребенка начинается с первых дней жизни. Уже к трем годам маленький человечек имеет свое мнение, может целенаправленно совершать определенные действия. Например, игра. Он сам может принять решение как поступить, сделать или отказаться от помощи, предлагаемой сос стороны. Появляется четкое выражение «Я сам (а)».

Процесс развития личности ребенка – взаимодействие реальных и идеальных форм. Он не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. © Л. С. Выготский

Важный этап развития личности людей с ограниченными возможностями занимает юношеский период (подростковый возраст). В этот момент ребенок начинает задумываться о пропорциях своего тела, обращать внимание на форму носа, лица в целом, тело. Подросток будет чувствовать себя уверенным ощущая личную идентичность. Понятие «не такой как все» в этот период формирования личности играет огромную роль.

Аномальные дети (с ограниченными возможностями) часто переоценивают собственные силы или недооценивают. Таким образом, легко поддаются под влияние со стороны. Их ограниченность жизненной среды, гиперопека могут сыграть негативную роль в развитии личности.

Важным этапом саморазвития людей с отклонениями и детей есть развитие стойкости к ситуации, несущей травмирующее влияние. Нужно активно воспитывать психологический иммунитет к негативному поведению окружающих.

Современная наука говорит, что организм детей, здоровье, личностные характеристики – единое образование. Поэтому развитие личности людей, детей с ограниченными возможностями нужно формировать комплексно, применяя адекватные воздействия.

Ограниченные возможности – не конец жизни

В нашем мире существует сегодня масса программ и возможностей для развития человека с ограниченными возможностями. Это различные тренинги, волонтерские организации, курсы, видеоуроки и множество литературы. Единственный минус такого положения – практически отсутствует финансирование от государства.

Чтобы начать саморазвитие людей с отклонениями создано множество литературы, призванной помогать, учить советовать. А благодаря внешней помощи родных, близких, друзей опытных специалистов человек имеющий ограничения может всесторонне развиваться, используя все возможности жизни.

Развитие личности людей с ограниченными возможностями предусматривает несколько простых рекомендаций, помогающих набраться сил преодолеть неуверенность, проблемы:

  • читайте литературу, слушайте музыку.
  • занимайтесь искусством: это может быть все, что вам нравиться или то, что вы хотели давно попробовать;
  • изучайте новые направления: наука, танцы, рисование, физические упражнения;
  • занимайтесь саморазвитием.
Читайте также:  Центр развития ребенка и матери

Саморазвитие людей с отклонениями – путь к свободе личности. Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от жизненной среды и тех рамок, в которых они оказались. В таком положении переосмысливаются все ценности и приоритеты. Начинается путь неизведанных дорог: в психологическом направлении (ломание стереотипов, формирование своей психологической атмосферы, становление человека, как индивида), физическом (открытие новых возможностей, постоянное движение, изучение новых направлении в познании мира), моральном.

Кем бы ты ни был – будь лучше! © Авраам Линкольн

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха

Посмотрите только на всемирно известного Стивена Хокинга. Этот человек не остановился на стадии – «я инвалид и этим все сказано». У него неизлечимая болезнь, не позволяющая нормально двигаться, говорить. Но он смог стать великим ученым, который развивался каждый день, изучал интересные ему области науки, ставил эксперименты и делал прогнозы для нашей планеты. Страшная болезнь не остановила его, а наоборот дала ему силы двигаться вперед и доказать, что великими гениями могут быть не только абсолютно здоровые люди.

Алексей Маресьев смог доказать, что обстоятельства не проблема, их можно преодолеть. Будучи молодым, он пережил ампутацию. Но даже это не остановило молодого человека: А. Маресьев летал на самолете (был пилотом), вел активный образ жизни, много путешествовал и занимался личным развитием.

Ник Вуйчич – удивительной силы воли, духа и огромным желанием к жизни. После множественных попыток он смог обрести смысл жизни, научился жить с тем, что ему дала природа. Этот человек потерял все конечности, но все же нашел силы идти дальше. Сегодня он прекрасный муж и отец, известный во всем мире спикер мотивации. Его пример должен послужить прекрасным толчком к тому, что жизнь не заканчивается и нужно всегда идти вперед, развиваться, искать себя.

личности с ограниченными возможностями

Успехи людей с ограниченными возможностями известны сейчас во всем мире. Некоторые стали узнаваемыми, некоторые сделали подвиг для себя лично и уже вышли на первый пьедестал. Хокинг, Рузвельт, Писториус, Вуйчич – живой пример того, что нужно двигаться вперед, только тогда будет прогресс. Это люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха и не останавливаются на достигнутом.

Социализация – ведущий фактор развития личности

с ограниченными возможностями

Социализация – применение социального опыта во время общения, деятельности. Социальный опыт – то, что помогает воспринимать мир, познавать его: чувства, знания, умения. Развитие личности людей с ограниченными возможностями в процессе социализации, накопление социального опыта зависят от нескольких факторов: внешних и внутренних.

Внешние:

  1. Условия макросоциального типа: мораль, географическая среда обитания, общество, массовая информация, религиозная принадлежность, традиции семейные и народные, литература.
  2. Условия микросоциального типа: семейная среда, круг общения, учреждения образования и воспитания.Внутренние факторы, влияющие на развитие личности людей с ограниченными возможностями:
  3. Физиологические. Любое затруднения для овладения конкретным навыком может повлиять на восприимчивость окружающего мира. Часто люди сдаются, теряют силу воли и не хотят двигаться вперед. В таком случае, важно максимально комфортно устроить процесс обучения, воспитания, чтобы любое дело, деятельность приносила удовольствие человеку.
  4. Социально-психологическое восприятие окружающей сред. Это индивидуальные ощущения, изобретательность, ассоциативная и условная значимость в ходе воспринимания материала.
  5. Особенности социально-психологического мышления: творческий потенциал, стереотип мышления, мастерство обобщать.
  6. Социальная установка, степень совершенствования потребностно-мотивационной сферы.
  7. Личная активность индивида при усвоении общественного опыта.

Время социализации индивида – усвоение социального опыта, преобразующего в собственные установки, ценности, стереотипы, которые есть нормальными в обществе или группе, где аномальный человек взаимодействует. В процессе социализации развитие личности людей с ограниченными возможностями основывается на личном опыте, воспитании.

Ограниченные возможности в жизнедеятельности – не приговор. Каждый человек – индивид. У каждого свой вектор развития, восприятия и реализации задуманного. Чтобы человек был всесторонне развитым нужно прикладывать много усилий, ума, терпения. Важным есть саморазвитие людей с отклонением. Так как их спектр жизнедеятельности имеет физические, психические рамки, то для каждого аномального человека нужны индивидуальные программы, подход.

Источник

Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Читайте также:  Угрозы современной социальной ситуации развития ребенка

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.

Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.

В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Источник