Развитие личности ребенка от 1 года до 3 лет

Развитие личности ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

Главная особенность ребенка раннего детства — это ситуативное поведение, целиком определяющееся ситуацией, в которой находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле. Действия ребенка на этой стадии определяются теми предметами и явлениями, которые находятся в поле его зрения, которые притягивают или отталкивают его. Одни предметы побуждают ребенка их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними и т. д. Таким образом, именно предметы и явления в окружении ребенка определяют направленность его поведения — «за каждым восприятием непременно следует действие».

В начале периода раннего детства, поведение ребенка импульсивно, желания его неустойчивы и быстро проходят, он не может их контролировать, не может соблюдать правила. Но уже к двум годам начинает формироваться произвольность, ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения. Это период, когда ребенок учится сам принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Сначала это касается еды, туалета, одевания и других бытовых задач. Ребенок может сам решить, положить ему еще каши или нет, будет он рисовать или играть в кубики. Это сензитивный период для закрепления самостоятельности и инициативности.Когда у детей начинает развиваться стремление к самостоятельности, они часто ошибаются и остро нуждаются в поддержке и огромном терпении со стороны любящих взрослых. Холодное отношение взрослых или даже насмешки — могут погубить в них это желание. Внешний контроль со стороны взрослых необходим, преимущественно он должен быть поощряющим. Излишняя строгость, наказания за ошибки или гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, привести к сомнению в собственных силах и способностях. Подробнее о практике развития самостоятельности в 1-3 года.

Положительное самоощущение развивается у ребенка в том случае, если взрослые, с одной стороны, поощряют его самостоятельность, содействуют ее проявлению. А с другой стороны, устанавливают согласованные, четкие и разумные ограничения. Относясь при этом к ребенку с любовью и пониманием.

Раннее детство также характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает узнавать себя, в том числе свой возраст, пол, имя, различать свои отдельные внешние свойства. В течение второго года начинает формироваться собственное «Я», появляется узнавание самого себя в зеркале. Большинство детей к 2 годам узнают себя на фотографии.

В конце второго года жизни появляются эмоции по отношению к себе, которые включают в себя стыд, смущение, вину, гордость. Похвала и одобрение окружающих, вызывают у ребенка чувство гордости. Если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослых, то возникает чувство стыда.

Двухлетний ребенок начинает все больше использовать местоимения первого лица (я, мне, мое). Отсюда появляется и чувство собственности. Речь двухлетнего ребенка полна утверждений обладания. Прежде всего, он устанавливает границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». С ростом устойчивости самоопределения, действия ребенка становятся все более собственническими и сопровождаются заявлениями: «Мое!».

Появление местоимения «Я», говорит об осознании себя отдельным человеком, ребенок начинает говорить и действовать со своей позиции. У ребенка появляются также определенные представления о себе в черно-белых тонах, что «я хороший» или «я плохой». Он не думает о себе как о ребенке, который иногда хорош в некоторых отношениях, а иногда плох в других. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых, становятся для него мерой своего «Я» и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Возникновение сознания «Я», приводит к распаду настоящей социальной ситуации, и подводит ребенка к кризису трех лет.

Источник

Глава 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

Ранний возраст – закладка основ психики

Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его воспитанию нужно относиться серьезно и ответственно. С самых первых дней маленький человек способен принимать решение, когда ему есть, а когда спать, когда он хочет, чтобы с ним поиграли, а когда хочет просто любви и ласки. Это ли не первое проявление характера? И можете даже не сомневаться: дальше будет развиваться не только сам малыш, но и его характер. А для родителей очень важно в этом постоянном процессе становления личности ребенка не наделать ошибок, которые потом придется исправлять. Попробуем вместе остановиться на основных моментах воспитания детей дошкольного возраста, чтобы легче было ориентироваться на этом трудном, но таком благодарном пути.

В первый год жизни ваш малыш получает базовые уроки взаимодействия с другими людьми, ориентируясь на два противоположных полюса: доверие и недоверие к окружающим. Нетрудно догадаться, что степень доверия к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от проявляемой к ребенку заботы. Вот почему в это время так важен и необходим телесный и эмоциональный контакт с мамой. Ребенок, получая тепло, внимание и ласку от близких, чувствует, что мир – уютное место, а люди – отзывчивые существа. Если за малышом не осуществляется должный уход и он не получает достаточно внимания, в нем вырабатываются боязливость, подозрительность, страх и недоверие.

К 2–3 годам благодаря совершенствованию моторных и психических способностей у малыша появляется возможность обрести некоторую независимость. Если родители позволяют ребенку все делать самому и не торопят его, то у него развиваются самостоятельность, уверенность в себе и умение владеть собой, своим телом. Он учится управлять своим жизненным пространством. Но если воспитатели регулярно выказывают раздражение и спешку, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.

Читайте также:  Ребенок 1 год сильно плачет на массаже

Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего, что раннее детство – самый оптимальный период для усвоения речи. Умиляющее

родителей смешное гуканье первых недель, то есть «автономная речь» ребенка, довольно быстро (обычно в течение полугода) видоизменяется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи:

• к 1 году словарь ребенка – 10 слов;

• к 1 году 8 месяцам – 100 слов;

• к 2 годам – 300 слов и более;

• к 3 годам – 1000–1500 слов.

Первые предложения малыш начинает составлять примерно в 1,5 года, включая в них не более 2–3 слов. Это чаще всего человек и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие или предмет и место действия («книга там»). К 3 годам речь становится полноценным средством общения. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, внимание, память, мышление.

Восприятие доминирует среди всех психических функций. В этом возрасте наблюдаются самые простые формы воображения, такие как предвосхищение (например, когда малыш радуется тому, что сейчас его возьмут на ручки), но творческого воображения еще нет. Это значит, что маленький ребенок не способен что-то выдумать или обмануть. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Подавляющую часть времени своего бодрствования младенец посвящает изучению окружающих его вещей. Ученые называют это предметной деятельностью. Предпосылки предметной деятельности формируются с самого первого дня жизни. Она позволяет ребенку понять, для чего предназначены окружающие его предметы (которыми могут являться и части собственного тела) и как следует с ними обращаться. Следует помнить, что самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не сможет понять назначение предмета.

Этапы развития предметной деятельности:

• 1-й этап: 1–1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

• 2-й этап: 2–2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

• 3-й этап: после 2,5 года – отделение действия от предмета: ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Проявление личности в раннем возрасте

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к 3 годам, возникает местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Вот основные его признаки:

Читайте также:  Чем остановить понос у ребенка 1 год народными средствами

1) Негативизм. Ребенок дает отрицательную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

2) Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

3) Обесценивание. Этот признак особенно важен, так как будет присутствовать и в последующие годы, и в последующих переходных периодах. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам), и т. д.

4) Строптивость. Она близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

5) Своеволие – желание ребенка делать все самому; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности. В 3 года малыш стремится к самостоятельности намерения (автономии).

6) Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

7) Деспотизм – когда ребенок пытается диктовать свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что каждый малыш развивается по-своему и, соответственно, все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Глава 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Роль игры в развитии ребенка
Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность.

Глава 3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Эмоциональная и социальная сферы
Для дошкольного периода развития характерны в целом спокойный эмоциональный фон, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует

Особенности развития речи детей четвертого года жизни
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Особенности физического развития
На втором году жизни внешне рост организма протекает не так бурно, как на первом году жизни, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.На втором году жизни вес ребенка увеличивается

Особенности психики ребенка
К концу первого года жизни в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими; у него формируются первые привязанности; с помощью близких он открывает для себя мир предметов и

Особенности развития речи детей пятого года жизни
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Особенности речевого развития детей 2–4 лет
Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2 лет 6 месяцев малыш овладевает необходимым

Особенности психического развития детей
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе

Особенности развития речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.

Особенности психомоторного развития у недоношенных детей
Современная медицина заметно повысила показатель выживаемости младенцев. Однако участились и случаи преждевременных родов, увеличившись за последние несколько лет с 10 % от общего числа новорожденных до 15–30 %

Личностные особенности ребенка
Причина детских обманов может скрываться в личностных особенностях ребенка. Чрезмерно неуверенные в себе, тревожные дети зачастую думают, что они недостаточно хороши, чтобы их любили такими, какие они есть. Поэтому они будут всеми силами

Источник

развитие ребенка от 1 года до 3 летИтак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот – позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки – так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его – к маме, близким взрослым.

Читайте также:  Длина стопы ребенок 1 год

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время,  у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок — другой…

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания,  ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов – Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский – открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка – совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его.  У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления – процесс их приобретения только зарождается.  Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции – ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет — открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.            

Сознание крохи не направленно на будущее – он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого – даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша – не значит – думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны.  Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.
А еще игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать – играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка – радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет — в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Итак в этом разделе «Развитие ребенка от года до трех лет» мы предлагаем:

1. Методику комплексного развития ребенка от 1 года до 3 лет:

  • Развитие ребенка от 1-го года до 1 года и 3 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес;
  • Развитие ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 месяцев;
  • Развитие ребенка от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет;
  • Развитие ребенка от 2 до 3 лет.

2. Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет

3. Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 3 лет

4. Развитие речи ребенка 1-3 лет

6. Мир вокруг нас

7. Музыка для развития ребенка 1-3 лет

8. Секреты воспитания ребенка 1-3 лет

9. Физическое развитие ребенка

Всего Вам доброго, удачи и попутного ветра в паруса корабля развития Вашего малыша!

Команда сайта «У Совенка».

сайт про развитие детей у совенка


Источник