Развитие личности ребенка как педагогическая проблема

МКОУ школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                                   городского округа Павловский Посад Московской области

Статья на тему:

«Развитие личности, как педагогическая проблема»

Выполнил

 учитель первой квалификационной категории

Малинина Т. С.

2019-2020 г.

Развитие личности, как педагогическая проблема.

          Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой̆ единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Человек, определение — ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей.

          Личность —  человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный̆ конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний̆ продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Понятие индивид предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей̆, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной̆, интеллектуальной̆ и волевой̆ сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.                     Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида). В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной̆ возрастной̆ ступени к другой̆. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной̆ и духовной̆ сфере человека, обусловленный̆ влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.              Человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качестве преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

          Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной̆ стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;  развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;  развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной̆, биогенной̆, абиогенной̆), воспитания, собственной̆ практической̆ деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе ЦВ сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).        

        На формирование человеческой̆ личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающей̆, производящий̆) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов) К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств.

         Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный̆ участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя. Некоторые авторы определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей̆ к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий̆»). Наукой̆ доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию. По наследству от родителей̆ к детям передаются —анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямо хождения, мышления, трудовой̆ деятельности; —физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; —особенности нервной̆ системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определённый̆ тип высшей̆ нервной̆ деятельности; —аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; —предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный̆ диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

         Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей̆. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной̆ деятельности. Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной̆ нервной̆ системы, рецепторов)

индивидуальные(типологическиесвойстванервнойсистемы,откоторыхзависит скорость образования временных связей̆, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность;

индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей̆ коры головного мозга, органов и др.).

           Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий̆ уровень развития способностей̆ — талант, гениальность. Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей̆ (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной̆ основой̆ способностей̆, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной̆ деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей̆, а скорее о неадекватной̆ имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Читайте также:  Пути развития мотивации ребенка

         Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей̆. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей̆ было в роду Ч. Дарвина. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены.

           От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки — как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело- века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный̆, ответственный̆. В последнее время позицию о генной̆ обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

         Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой̆ происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда.  

         Так же важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение —одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой̆), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой̆, учебной̆, познавательной̆, трудовой̆, общественной̆, политической̆, художественной̆, творческой̆, спортивной̆ и др.

         Развитие личности происходит благодаря и самовоспитанию. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной̆ цели как субъективного, желательного мотива своей̆ деятельности. Субъективная постановка определенной̆ цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой̆ цели обеспечивает развитие личности. Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами — как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Список использованной литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. 3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

3. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. 2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

5.Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

6. Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

7. Вайндорф-Сысоева М.Е. , Крившенко Л.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов выс. Учеб. Заведений. М., 2009

Источник

Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ «ëè÷íîñòü» â ïåäàãîãèêå. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà â ïåäàãîãèêå è ðàñêðûòèå ñóùíîñòè ïîíÿòèÿ «ðàçâèòèå». Ðîëü âîñïèòàíèÿ â ôîðìèðîâàíèè âñåñòîðîííå ðàçâèòîé ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â ñâåòå òåîðèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà

Òåìà:

«Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè êàê ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà»

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ «ëè÷íîñòü» â ïåäàãîãèêå

2. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà â ïåäàãîãèêå

3. Ðîëü âîñïèòàíèÿ â ôîðìèðîâàíèè âñåñòîðîííå ðàçâèòîé ëè÷íîñòè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà íåñåò íà ñåáå ïå÷àòü åãî âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, êîòîðûå íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. Ñ âîçðàñòîì ñâÿçàíû õàðàêòåð äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, îñîáåííîñòè åãî ìûøëåíèÿ, êðóã åãî çàïðîñîâ, èíòåðåñîâ, à òàêæå ñîöèàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ. Âìåñòå ñ òåì êàæäîìó âîçðàñòó ïðèñóùè ñâîè âîçìîæíîñòè è îãðàíè÷åíèÿ â ðàçâèòèè. Òàê, íàïðèìåð, ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé è ïàìÿòè íàèáîëåå èíòåíñèâíî ïðîèñõîäèò â äåòñêèå è þíîøåñêèå ãîäû. Åñëè æå âîçìîæíîñòè ýòîãî ïåðèîäà â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ è ïàìÿòè íå áóäóò â äîëæíîé ìåðå èñïîëüçîâàíû, òî â áîëåå ïîçäíèå ãîäû óæå òðóäíî, à èíîãäà è íåâîçìîæíî íàâåðñòàòü óïóùåííîå.  òî æå âðåìÿ íå ìîãóò äàòü ýôôåêòà ïîïûòêè çàáåãàòü âïåðåä, îñóùåñòâëÿÿ ôèçè÷åñêîå, óìñòâåííîå è íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà áåç ó÷åòà åãî âîçðàñòíûõ âîçìîæíîñòåé.

Ìíîãèå ïåäàãîãè îáðàùàëè âíèìàíèå íà íåîáõîäèìîñòü ãëóáîêîãî èçó÷åíèÿ è óìåëîãî ó÷åòà âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. Ýòè âîïðîñû, â ÷àñòíîñòè, ñòàâèëè ß.À. Êîìåíñêèé, Äæ. Ëîêê, Æ.-Æ. Ðóññî, à ïîçæå À. Äèñòåðâåã, Ê.Ä. Óøèíñêèé, Ë.Í. Òîëñòîé è äð. Áîëåå òîãî, îòäåëüíûå èç íèõ ðàçðàáàòûâàëè ïåäàãîãè÷åñêóþ òåîðèþ, èñõîäÿ èç èäåè ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè âîñïèòàíèÿ, òî åñòü ó÷åòà ïðèðîäíûõ îñîáåííîñòåé âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, õîòÿ ýòà èäåÿ è èíòåðïðåòèðîâàëàñü èìè ïî-ðàçíîìó. Îäíàêî âñå îíè ñõîäèëèñü â îäíîì: íóæíî âíèìàòåëüíî èçó÷àòü ðåáåíêà, çíàòü åãî îñîáåííîñòè è îïèðàòüñÿ íà íèõ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ.

1. Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ «ëè÷íîñòü» â ïåäàãîãèêå

Ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå äëÿ ïåäàãîãèêè èìååò óÿñíåíèå ñàìîãî ïîíÿòèÿ «ëè÷íîñòü».  êàêîì ñîîòíîøåíèè íàõîäèòñÿ ýòî ïîíÿòèå ñ ïîíÿòèåì «÷åëîâåê»? Ïîíÿòèå «ëè÷íîñòü» âûðàæàåò ñîâîêóïíîñòü ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ïðèîáðåë èíäèâèä â ïðîöåññå æèçíè è ïðîÿâëÿåò èõ â ðàçíîîáðàçíûõ ôîðìàõ äåÿòåëüíîñòè è ïîâåäåíèÿ. Ýòî ïîíÿòèå èñïîëüçóåòñÿ êàê ñîöèàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ÷åëîâåêà. Êàæäûé ëè ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòüþ? Î÷åâèäíî, íåò. Íå áûë ëè÷íîñòüþ ÷åëîâåê â ðîäîâîì ñòðîå, ïîñêîëüêó åãî æèçíü áûëà ïîëíîñòüþ ïîä÷èíåíà èíòåðåñàì ïåðâîáûòíîãî êîëëåêòèâà, ðàñòâîðåíà â íåì, à åãî ëè÷íûå èíòåðåñû åùå íå îáðåëè äîëæíîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Íå ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòüþ ÷åëîâåê, ñîøåäøèé ñ óìà. Íå ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòüþ ÷åëîâå÷åñêèé ðåáåíîê. Îí îáëàäàåò îïðåäåëåííûì íàáîðîì áèîëîãè÷åñêèõ ñâîéñòâ è ïðèçíàêîâ, íî äî êàêîãî-òî ïåðèîäà æèçíè ëèøåí ïðèçíàêîâ ñîöèàëüíîãî ïîðÿäêà. Ïîýòîìó îí íå ìîæåò ñîâåðøàòü ïîñòóïêîâ è äåéñòâèé, äâèæèìûé ÷óâñòâîì ñîöèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè.

Читайте также:  Новорожденный период развития ребенка

Ëè÷íîñòü — ñîöèàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ÷åëîâåêà, ýòî òîò, êòî ñïîñîáåí íà ñàìîñòîÿòåëüíóþ (êóëüòóðîñîîáðàçíóþ) ñîöèàëüíî-ïîëåçíóþ äåÿòåëüíîñòü.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåê ðàñêðûâàåò ñâîè âíóòðåííèå ñâîéñòâà, çàëîæåííûå â íåì ïðèðîäîé è ñôîðìèðîâàííûå â íåì æèçíüþ è âîñïèòàíèåì, òî åñòü ÷åëîâåê — äâîéñòâåííîå ñóùåñòâî, åìó ñâîéñòâåíåí äóàëèçì, êàê è âñåìó â ïðèðîäå: áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå.

Ëè÷íîñòü — ýòî îñîçíàíèå ñåáÿ, âíåøíåãî ìèðà è ìåñòà â íåì. Òàêîå îïðåäåëåíèå ëè÷íîñòè äàë â ñâîå âðåìÿ Ãåãåëü. À â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå íàèáîëåå óäà÷íûì ñ÷èòàåòñÿ ñëåäóþùåå îïðåäåëåíèå: ëè÷íîñòü — ýòî àâòîíîìíàÿ, äèñòàíöèðîâàííàÿ îò îáùåñòâà, ñàìîîðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà, ñîöèàëüíàÿ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà.

Ëè÷íîñòü — ýòî ñîöèàëüíûé îáëèê ÷åëîâåêà êàê ñóáúåêòà îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé è äåéñòâèé, îòðàæàþùèõ ñîâîêóïíîñòü ñîöèàëüíûõ ðîëåé, êîòîðûå îí èãðàåò â îáùåñòâå. Èçâåñòíî, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê ìîæåò âûñòóïàòü ñðàçó âî ìíîãèõ ðîëÿõ.  ïðîöåññå èñïîëíåíèÿ âñåõ ýòèõ ðîëåé ó íåãî ôîðìèðóþòñÿ ñîîòâåòñòâóþùèå ÷åðòû õàðàêòåðà, ìàíåðû ïîâåäåíèÿ, ôîðìû ðåàêöèè, ïðåäñòàâëåíèÿ, óáåæäåíèÿ, èíòåðåñû, ñêëîííîñòè è ò.ä., êîòîðûå â ñîâîêóïíîñòè è îáðàçóþò òî, ÷òî íàçûâàåì ëè÷íîñòüþ.

Ïîíÿòèå «ëè÷íîñòü» óïîòðåáëÿåòñÿ äëÿ õàðàêòåðèñòèêè âñåîáùèõ, ïðèñóùèõ âñåì ëþäÿì êà÷åñòâ è ñïîñîáíîñòåé. Ýòî ïîíÿòèå ïîä÷åðêèâàåò íàëè÷èå â ìèðå òàêîé îñîáîé èñòîðè÷åñêè ðàçâèâàþùåéñÿ îáùíîñòè, êàê ÷åëîâå÷åñêèé ðîä, ÷åëîâå÷åñòâî, êîòîðîå îòëè÷àåòñÿ îò âñåõ èíûõ ìàòåðèàëüíûõ ñèñòåì òîëüêî åìó ïðèñóùèì ñïîñîáîì æèçíåäåÿòåëüíîñòè.

Ïåäàãîãèêà äîëæíà èìåòü íàó÷íîå ïðåäñòàâëåíèå î ëè÷íîñòè ó÷àùåãîñÿ, ïîñêîëüêó ó÷åíèê — ýòî ïðåäìåò è îäíîâðåìåííî ñóáúåêò ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà.  çàâèñèìîñòè îò ïîíèìàíèÿ ñóùíîñòè ëè÷íîñòè è åå ðàçâèòèÿ ñòðîÿòñÿ ïåäàãîãè÷åñêèå ñèñòåìû. Ïîýòîìó âîïðîñ î ïðèðîäå ëè÷íîñòè íîñèò ìåòîäîëîãè÷åñêèé õàðàêòåð è èìååò íå òîëüêî òåîðåòè÷åñêîå, íî è áîëüøîå ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå.  íàóêå ðàçëè÷àþòñÿ ïîíÿòèÿ: ÷åëîâåê, èíäèâèä, èíäèâèäóàëüíîñòü, ëè÷íîñòü.

×åëîâåê — áèîëîãè÷åñêèé âèä, âûñîêîðàçâèòîå æèâîòíîå, ñïîñîáíîå ê ñîçíàíèþ, ðå÷è, òðóäó.

Èíäèâèä — ýòî îòäåëüíàÿ îñîáü, ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ñ ïðèñóùèìè òîëüêî åìó îñîáåííîñòÿìè. Èíäèâèä ñîîòíîñèòñÿ ñ ÷åëîâåêîì, êàê îñîáåííîå ñ òèïè÷åñêèì è âñåîáùèì. Ïîíÿòèå «èíäèâèä» â ýòîì ñëó÷àå óïîòðåáëÿåòñÿ â çíà÷åíèè «êîíêðåòíûé ÷åëîâåê». Ïðè òàêîé ïîñòàíîâêå âîïðîñà íå ôèêñèðóþòñÿ êàê îñîáåííîñòè äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëà, òåìïåðàìåíòà), òàê è ðàçëè÷èÿ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Èíäèâèä â äàííîì ñëó÷àå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îòïðàâíîé ìîìåíò äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, ëè÷íîñòü — èòîã ðàçâèòèÿ èíäèâèäà, íàèáîëåå ïîëíîå âîïëîùåíèå âñåõ ÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ.

Èíäèâèäóàëüíîñòü òàê æå ñîîòíîñèòñÿ ñ ïîíÿòèåì ëè÷íîñòü, îòðàæàÿ îñîáåííîñòè êîíêðåòíîé ëè÷íîñòè.

Ëè÷íîñòü (öåíòðàëüíîå ïîíÿòèå äëÿ ÷åëîâåêîâåä÷åñêèõ íàóê) — ýòî ÷åëîâåê êàê íîñèòåëü ñîçíàíèÿ, ñîöèàëüíûõ ðîëåé, ó÷àñòíèê îáùåñòâåííûõ ïðîöåññîâ, êàê ñóùåñòâî îáùåñòâåííîå è ôîðìèðóþùååñÿ â ñîâìåñòíîé ñ äðóãèìè äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèè.

Ñëîâî «ëè÷íîñòü» óïîòðåáëÿåòñÿ òîëüêî ïî îòíîøåíèþ ê ÷åëîâåêó, è ïðèòîì íà÷èíàÿ ëèøü ñ íåêîòîðîãî ýòàïà åãî ðàçâèòèÿ. Ìû íå ãîâîðèì «ëè÷íîñòü íîâîðîæäåííîãî», ïîíèìàÿ åãî êàê èíäèâèäà. Ìû âñåðü¸ç íå ãîâîðèì î ëè÷íîñòè äàæå äâóõëåòíåãî ðåá¸íêà, õîòÿ îí ìíîãîå ïðèîáð¸ë èç ñîöèàëüíîãî îêðóæåíèÿ. Ïîýòîìó ëè÷íîñòü íå åñòü ïðîäóêò ïåðåêðåùèâàíèÿ áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ôàêòîðîâ. Ðàçäâîåíèå ëè÷íîñòè — îòíþäü íå ôèãóðàëüíîå âûðàæåíèå, à ðåàëüíûé ôàêò. Íî âûðàæåíèå «ðàçäâîåíèå èíäèâèäà» — áåññìûñëèöà, ïðîòèâîðå÷èå â òåðìèíàõ. Òî è äðóãîå — öåëîñòíîñòè, íî ðàçíûå. Ëè÷íîñòü, â îòëè÷èå îò èíäèâèäà, íå åñòü öåëîñòíîñòü, îáóñëîâëåííàÿ ãåíîòèïîì: ëè÷íîñòüþ íå ðîäÿòñÿ, ëè÷íîñòüþ ñòàíîâÿòñÿ. Ëè÷íîñòü îòíîñèòåëüíî ïîçäíèé ïðîäóêò ñîöèàëüíî — èñòîðè÷åñêîãî è îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà.

2. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà â ïåäàãîãèêå

Ïîñêîëüêó ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ÷åëîâåêà ðàçâèâàþòñÿ ïðèæèçíåííî, äëÿ ïåäàãîãèêè âàæíîå çíà÷åíèå èìååò ðàñêðûòèå ñóùíîñòè ïîíÿòèÿ «ðàçâèòèå».

Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè — îäíà èç ãëàâíûõ êàòåãîðèé â ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêå. Ïñèõîëîãèÿ îáúÿñíÿåò çàêîíû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè, ïåäàãîãèêà ñòðîèò òåîðèè î òîì, êàê öåëåíàïðàâëåííî ðóêîâîäèòü ðàçâèòèåì ÷åëîâåêà.  íàóêå åñòü ôîðìóëà: ÷åëîâåêîì ðîæäàþòñÿ, ëè÷íîñòüþ ñòàíîâÿòñÿ. Ñëåäîâàòåëüíî, ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ïðèîáðåòàþòñÿ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ.

Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïîíèìàåòñÿ êàê ïðîöåññ êîëè÷åñòâåííûõ è êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ. Ðàçâèòèå âåäåò ê èçìåíåíèþ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, ê ïîÿâëåíèþ íîâûõ ñâîéñòâ; ïñèõîëîãè íàçûâàþò èõ íîâîîáðàçîâàíèÿìè. Èçìåíåíèå ëè÷íîñòè îò âîçðàñòà ê âîçðàñòó ïðîòåêàåò â ñëåäóþùèõ íàïðàâëåíèÿõ:

— ôèçèîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå (ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ è äðóãèå ñèñòåìû îðãàíèçìà),

— ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (ïðîöåññû âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ è ïð.),

— ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå (ôîðìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ ÷óâñòâ, óñâîåíèå ñîöèàëüíûõ ðîëåé è äð.).

Ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò:

1.  åäèíñòâå áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî â ÷åëîâåêå.

2. Äèàëåêòè÷íî (ïåðåõîä êîëè÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé â êà÷åñòâåííûå ïðåîáðàçîâàíèÿ ôèçè÷åñêèõ, ïñèõè÷åñêèõ è äóõîâíûõ õàðàêòåðèñòèê ëè÷íîñòè), ðàçâèòèå èäåò íåðàâíîìåðíî (êàæäûé îðãàí ðàçâèâàåòñÿ â ñâîåì òåìïå), èíòåíñèâíî â äåòñòâå è þíîøåñòâå, ïîòîì çàìåäëÿåòñÿ.

×åëîâåê ðàçâèâàåòñÿ íåïðåðûâíî ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ è äî ñìåðòè, ïðîõîäÿ ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíî ñìåíÿþùèõñÿ ñòàäèé: ìëàäåí÷åñòâî, äåòñòâî, îòðî÷åñòâî, þíîñòü, çðåëîñòü, ñòàðîñòü. Âñå îíè íàêëàäûâàþò ñâîé îòïå÷àòîê íà åãî îáðàç æèçíè è ïîâåäåíèå.

Êàæäûé ÷åëîâåê æèâåò êàê áû â ïîñòîÿííî ðàñøèðÿþùåéñÿ äëÿ íåãî äåéñòâèòåëüíîñòè. Âíà÷àëå ñôåðó æèçíè äëÿ íåãî ñîñòàâëÿåò óçêèé êðóã íåïîñðåäñòâåííî îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé, ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé. Íî äàëåå â ïðèðîäíîì è ñîöèàëüíîì ìèðå äëÿ íåãî îòêðûâàþòñÿ âñå íîâûå è íîâûå ãîðèçîíòû, ðàñøèðÿþùèå ïîëå åãî æèçíè è äåÿòåëüíîñòè. Îòíîøåíèÿ, ñâÿçûâàþùèå åãî ñ ìèðîì, ïðèîáðåòàþò íå òîëüêî èíîé ìàñøòàá, íî è èíóþ ãëóáèíó. ×åì áîëüøå ðàñêðûâàåòñÿ äëÿ íåãî äåéñòâèòåëüíîñòü, òåì áîëåå áîãàòûì ñòàíîâèòñÿ åãî âíóòðåííèé ìèð.

Ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â òåõ èçìåíåíèÿõ, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò â åå âíóòðåííåì ìèðå, â ñèñòåìå åå âíåøíèõ ñâÿçåé è îòíîøåíèé.  ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè èçìåíÿþòñÿ åå ïîòðåáíîñòè è èíòåðåñû, öåëè è óñòàíîâêè, ñòèìóëû è ìîòèâû, íàâûêè è ïðèâû÷êè, çíàíèÿ è óìåíèÿ, æåëàíèÿ è ñòðåìëåíèÿ, ñîöèàëüíûå è íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà, èçìåíÿþòñÿ ñôåðà è óñëîâèÿ åå æèçíåäåÿòåëüíîñòè.  òîé èëè èíîé ìåðå ïðåîáðàçóåòñÿ åå ñîçíàíèå è ñàìîñîçíàíèå. Âñå ýòî ïðèâîäèò ê èçìåíåíèÿì ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè, êîòîðàÿ ïðèîáðåòàåò êà÷åñòâåííî íîâîå ñîäåðæàíèå.

Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìîæåò áûòü ïðîãðåññèâíûì è ðåãðåññèâíûì. Ïðîãðåññèâíîå ðàçâèòèå ñâÿçàíî ñ åå ñîâåðøåíñòâîâàíèåì, ïîäúåìîì íà áîëåå âûñîêóþ ñòóïåíü. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò ðîñò çíàíèé è óìåíèé, ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè, îáðàçîâàíèÿ è êóëüòóðû, âîçâûøåíèå ïîòðåáíîñòåé è èíòåðåñîâ, ðàñøèðåíèå ñôåðû æèçíåäåÿòåëüíîñòè, óñëîæíåíèå ôîðì äåÿòåëüíîñòè è ò.ä.

Читайте также:  Траектория развития ребенка дошкольного возраста

Ðåãðåññèâíîå ðàçâèòèå, íàïðîòèâ, ïðîÿâëÿåòñÿ â äåãðàäàöèè èíäèâèäà êàê ëè÷íîñòè. Çäåñü íà îñíîâå «ñóæåíèÿ» ïîòðåáíîñòåé è èíòåðåñîâ ïðîèñõîäèò óòðàòà èíäèâèäîì áûëûõ íàâûêîâ, çíàíèé è óìåíèé, ñíèæåíèå óðîâíÿ åãî êâàëèôèêàöèè è êóëüòóðû, óïðîùåíèå ôîðì äåÿòåëüíîñòè è ò.ï. Æèçíåííîå ïðîñòðàíñòâî ëè÷íîñòè è åå âíóòðåííèé ìèð ìîãóò, òàêèì îáðàçîì, êàê ðàñøèðÿòüñÿ, ðàçäâèãàòü ñâîè ãðàíèöû, òàê è îñêóäåâàòü. Ýòîãî îñêóäåíèÿ ìîæíî íå çàìå÷àòü, à ìîæíî ïåðåæèâàòü êàê áåäó.

Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ãëóáîêî èíäèâèäóàëåí. Ó ðàçíûõ ëþäåé îí ïðîòåêàåò ïî-ðàçíîìó. Ó îäíèõ áûñòðåå, ó äðóãèõ ìåäëåííåå. Çàâèñèò ýòî îò ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè, åå ñîöèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, êîíêðåòíî-èñòîðè÷åñêèõ óñëîâèé áûòèÿ. Ñâîþ ïå÷àòü íà õîä ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè íàêëàäûâàþò êîíêðåòíûå æèçíåííûå îáñòîÿòåëüñòâà. Áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ ñïîñîáñòâóþò òå÷åíèþ ýòîãî ïðîöåññà, à ðàçëè÷íîãî ðîäà æèçíåííûå ïðåïÿòñòâèÿ, ïðåãðàäû òîðìîçÿò åãî. Äëÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåê äîëæåí áûòü îáåñïå÷åí è ìàòåðèàëüíûìè áëàãàìè, è äóõîâíîé ïèùåé. Áåç òîãî ëèáî äðóãîãî ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ áûòü íå ìîæåò.

3. Ðîëü âîñïèòàíèÿ â ôîðìèðîâàíèè âñåñòîðîííå ðàçâèòîé ëè÷íîñòè

Ïàðàìåòðû ðàçâèòèÿ — ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà, öåííîñòè, ê êîòîðûì îí ïðèîáùèëñÿ ñ ïîìîùüþ âçðîñëûõ, ôîíäû ðàçâèòèÿ, ôîíäû «ìîãó» è «õî÷ó» (â òî÷êå èõ ïåðåñå÷åíèÿ ðîæäàåòñÿ ãàðìîíèÿ êîìïåòåíòíîñòè è àêòèâíîñòè). Çàäà÷à ïåäàãîãà — ñîçäàòü óñëîâèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ, è óñòðàíèòü ïðåïÿòñòâóþùèå:

1. Ñòðàõ, ðîæäàþùèé íåóâåðåííîñòü â ñåáå, êîìïëåêñ íåïîëíîöåííîñòè, ñëåäñòâèåì ÷åãî ñòàíîâèòñÿ àãðåññèÿ;

2. Íåñïðàâåäëèâûå îáâèíåíèÿ, óíèæåíèÿ;

3. Íåðâíîå íàïðÿæåíèå, ñòðåññû;

4. Îäèíî÷åñòâî;

5. Òîòàëüíóþ íåóñïåøíîñòü.

Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñîçäàòü çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ â äàëüíåéøåì ïåðåéäåò â çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ îðãàíèçìà, èíäèâèäóàëüíîñòè è ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ðåáåíêà ìû íå ïðîñòî ïåðåñòàâëÿåì ñî ñòóïåíüêè íà ñòóïåíüêó, ðåáåíîê çàíèìàåò àêòèâíóþ æèçíåííóþ ïîçèöèþ. Âîñïèòàíèå èãðàåò ðåøàþùóþ ðîëü â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè, îíî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà âíóòðåííåå ñòèìóëèðîâàíèå åå àêòèâíîñòè â ðàáîòàõ íàä ñîáîé, òî åñòü â ñàìîðàçâèòèè.

Ëè÷íîñòü âîâñå íå ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì òîëüêî âíåøíèõ âëèÿíèé. Ñâîþ áèîãðàôèþ îíà âî ìíîãîì «ïèøåò» ñàìà, ïðîÿâëÿÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è ñóáúåêòèâíóþ àêòèâíîñòü.  èçâåñòíîé ìåðå êàæäûé ÷åëîâåê ñàì äåëàåò ñâîþ æèçíü, ñàì îïðåäåëÿåò ëèíèþ è ñòèëü ñâîåãî ïîâåäåíèÿ. Îí íå ÿâëÿåòñÿ ïðîñòîé «êàëüêîé» âíåøíèõ óñëîâèé ñðåäû, à âûñòóïàåò êàê ðåçóëüòàò èíäèâèäóàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñî ñðåäîé. Ê âëèÿíèÿì è âîçäåéñòâèÿì ñðåäû ÷åëîâåê îòíîñèòñÿ èçáèðàòåëüíî, ïðèíèìàÿ îäíî è îòâåðãàÿ äðóãîå. Áîëåå òîãî, ÷åëîâåê àêòèâíî âîçäåéñòâóåò íà ñðåäó, èçìåíÿåò, ïðåîáðàçóåò åå, ïðèñïîñàáëèâàÿ ê ñâîèì íóæäàì è ïîòðåáíîñòÿì. Èçìåíÿÿ ñðåäó, îí îäíîâðåìåííî èçìåíÿåòñÿ è ñàì, îâëàäåâàÿ íîâûìè íàâûêàìè, çíàíèÿìè è óìåíèÿìè. Ñ ïîìîùüþ ëîïàòû è ýêñêàâàòîðà, íàïðèìåð, ÷åëîâåê âûïîëíÿåò îäíó è òó æå ðàáîòó. Îäíàêî çåìëåêîï íå ìîæåò ïðîñòî áðîñèòü ëîïàòó è ïåðåñåñòü â êàáèíó ýêñêàâàòîðà. Îí äîëæåí íàó÷èòüñÿ ïîëüçîâàòüñÿ íîâîé òåõíèêîé, îâëàäåòü íàâûêàìè îáðàùåíèÿ ñ íåþ. Èíà÷å ãîâîðÿ, ÷åëîâåê — íå òîëüêî îáúåêò âîçäåéñòâèÿ èçâíå, íî è ñóáúåêò, òâîðåö ñâîåé ñîáñòâåííîé æèçíè, ñâîåãî ðàçâèòèÿ.

Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçâèòèå ðàçíûõ åå ñòîðîí. Ýòî è ôèçè÷åñêîå, è èíòåëëåêòóàëüíîå, è ïîëèòè÷åñêîå, è ïðàâîâîå, è íðàâñòâåííîå, è ýêîëîãè÷åñêîå, è ýñòåòè÷åñêîå ðàçâèòèå. Ïðè÷åì, ðàçâèòèå ðàçíûõ ñòîðîí åå ïðîèñõîäèò ñ íåîäèíàêîâîé ñêîðîñòüþ, íåðàâíîìåðíî. Îäíè ñòîðîíû åå â òå÷åíèå òåõ èëè èíûõ èñòîðè÷åñêèõ ïåðèîäîâ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ áûñòðåå, à äðóãèå ìåäëåííåå. Òàê, ôèçè÷åñêè ñîâðåìåííûé ÷åëîâåê ìàëî ÷åì îòëè÷àåòñÿ îò òîãî, êîòîðûé æèë 50 òûñÿ÷ ëåò íàçàä, õîòÿ ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà â ýòî âðåìÿ òàêæå ïðîèñõîäèëî. Ðàçâèòèå æå åãî èíòåëëåêòà, ðàçóìà çà ýòî âðåìÿ áûëî ïîèñòèíå êîëîññàëüíûì: îò ïðèìèòèâíîãî ïåðâîáûòíîãî ñîñòîÿíèÿ ìûøëåíèå ñäåëàëî ãèãàíòñêèé ñêà÷îê âïåðåä, äîñòèãíóâ âûñîò ñîâðåìåííîãî óðîâíÿ. Âîçìîæíîñòè ðàçóìà ÷åëîâåêà â ýòîì îòíîøåíèè áåçãðàíè÷íû. Êàê, âïðî÷åì, íå èìååò ãðàíèö è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â öåëîì.

Ïåäàãîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê îñíîâíîé ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, ÷òî âåäåò ê ðàçðàáîòêå îòíîñèòåëüíî íîâîé ïàðàäèãìû â îáðàçîâàíèè, îáíîâëåíèÿ âñåõ êîìïîíåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Òàêàÿ ïàðàäèãìà ïîëó÷èëà â íàóêå íàçâàíèå ëè÷íîñòíî-îðèåíòèðîâàííîãî îáðàçîâàíèÿ. Ðàçðàáîòêà òàêîãî âçãëÿäà òðåáóåò êàê îò ó÷åíûõ, òàê è îò ïåäàãîãîâ-ïðàêòèêîâ îïîðû íà íàçâàííûå âûøå ïîäõîäû: ñèñòåìíûé, ëè÷íîñòíûé, äåÿòåëüíîñòíûé, òåõíîëîãè÷åñêèé.

Àíàëèç ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â ñâåòå òåîðèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè âåäåò ê óòâåðæäåíèþ ñóáúåêò-ñóáúåêòíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ó÷èòåëåì è ó÷åíèêîì, ÷òî õàðàêòåðèçóåò ñîâðåìåííóþ ïåäàãîãèêó êàê ãóìàíèñòè÷åñêóþ. Ëè÷íîñòíàÿ îðèåíòàöèÿ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà îáÿçûâàåò âèäåòü âîçäåéñòâèå îáðàçîâàíèÿ íå òîëüêî íà ó÷åíèêà, íî è íà ó÷èòåëÿ, ëè÷íîñòü êîòîðîãî òàêæå ðàçâèâàåòñÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ÷òî îïðåäåëÿåò ðÿä ïðîáëåì â ïîäãîòîâêå è ïðîôåññèîíàëüíîì ðîñòå ïåäàãîã.

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ðàçâèòèå ëè÷íîñòè — ýòî ïðîöåññ, ïîä÷èíåííûé îïðåäåëåííûì, âïîëíå îáúåêòèâíûì çàêîíîìåðíîñòÿì. Çàêîíîìåðíîå íå îçíà÷àåò ôàòàëüíî îáóñëîâëåííîå. Çà ëè÷íîñòüþ îñòàåòñÿ âûáîð, åå àêòèâíîñòü íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü, è çà êàæäûì èç íàñ îñòàåòñÿ ïðàâî íà ïîñòóïîê, ïðàâî è îòâåòñòâåííîñòü çà íåãî. Âàæíî âûáðàòü âåðíûé ïóòü è, íå âîçëàãàÿ íàäåæä íà âîñïèòàíèå è îáñòîÿòåëüñòâà, âçÿòü íà ñåáÿ ïðèíÿòèå ðåøåíèé. Ðàçóìååòñÿ, êàæäûé, çàäóìûâàÿñü î ñåáå, ñàì ñòàâèò ïåðåä ñîáîé îáùèå çàäà÷è è ïðåäñòàâëÿåò, êàêèì îí õîòåë áû ñåáÿ âèäåòü.

 ñàìîì îáùåì âèäå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè åñòü ñòàíîâëåíèå îñîáîé ôîðìû öåëîñòíîñòè, âêëþ÷àþùåãî ÷åòûðå ôîðìû ñóáúåêòíîñòè: ñóáúåêòà âèòàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó, ñóáúåêòà ïðåäìåòíîãî îòíîøåíèÿ, ñóáúåêòà îáùåíèÿ è ñóáúåêòà ñàìîñîçíàíèÿ.

Èíà÷å ãîâîðÿ, ñòàíîâÿñü ëè÷íîñòüþ, ÷åëîâåê ôîðìèðóåò è ðàçâèâàåò ñâîþ ñîáñòâåííóþ ïðèðîäó, ïðèñâàèâàåò è ñîçèäàåò ïðåäìåòû êóëüòóðû, îáðåòàåò êðóã çíà÷èìûõ äðóãèõ, ïðîÿâëÿÿ ñåáÿ ïåðåä ñàìèì ñîáîé.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àáóëüõàíîâà-Ñëàâñêàÿ Ê.À. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â ïðîöåññå æèçíåäåÿòåëüíîñòè // Ïñèõîëîãèÿ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. — Ì., 1981

2. Áîðäîâñêàÿ Í. Â., Ðåàí À. À. Ïåäàãîãèêà. Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ — ÑÏá: Èçäàòåëüñòâî «Ïèòåð», 2000. — 304 ñ.

3. Ïåòðîâñêèé À.Â., ßðîøåâñêèé Ì.Ã. Ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóä âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäå-íèé. — 2-å èçä. ñòåðåîòèï. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêà-äåìèÿ», 2000. — 512 ñ.

4. Ïðîêîïüåâ È.È. Îñíîâû îáùåé ïåäàãîãèêè. Äèäàêòèêà/ Ó÷åá. È.È. Ïðîêîïüåâ, Í.Â. Ìèõàëêîâè÷. — Ìí.: ÒåòðàÑèñòåìñ, 20002. — 265 ñ.

5. Ñëàñòåíèí Â. À. è äð. Ïåäàãîãèêà: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâå-äåíèé / Â. À. Ñëàñòåíèí, È. Ô. Èñàåâ, Å. Í. Øèÿíîâ; Ïîä ðåä. Â. À. Ñëàñòåíèíà. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2002. — 576 ñ.

Источник