Развитие личности ребенка через проектную деятельность
Малькова Наталья Николаевна
Развитие дошкольника через проектную деятельность
Метод проектов — один из новейших течений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется внимание и интерес.
Проектная деятельность-форма производственной деятельности.
В рамках проекта ведется самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социальный результат. Проект базируется на задаче, требует поиска исследования в разных направлениях, результаты которого суммируются и в целом будут обобщены. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает возможности решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заданной схеме. [5]
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей, но только в том случае, если педагог намерен сохранить проблемную ситуацию. Именно эта проектная деятельность отличается от производственной деятельности, при которой проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Поэтому в рамках дошкольного и начального образования, как отмечают исследователи и педагоги, психическая готовность включает в себя достаточно высокий уровень когнитивного развития, исследования и умственные операции [11].
Анализ ряда исследований (в. в. Гусев [20], Д. г. Левитес [16], Н. В. Матяш [18] показывает возможность и преимущество использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая заключается в том, что деятельность, где каждый аспект является целостным процессом, который принимает все особенности личности, в том числе познавательный интерес к операции.
Суть метода проектов — интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение определенной суммой знаний, и за счет проектной деятельности, стимулирования, которая предусматривает решение одной или нескольких проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — Ассоциация академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего равновесия на каждом этапе обучения.
Метод проектов основан на развитии познавательных интересов детей, умение конструировать свои знания в информационном пространстве, развитие критического мышления [9].
Познавательный интерес стимулирует избыточную надситуативную активность. Это явление было обнаружено в окрестностях исследователей (д. Б. Богоявленский [6], в. А. Петровский [19] и др.). Это стремление ребенка к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулирующее мероприятие»). Для ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Б. Д. [10] писал, что в этой способности не «удалять» в ответе, а «собирать» в новом вопросе тайну познавательного интереса, способности видеть что-то новое в предмете нет, так что вы можете видеть других.
Проектная деятельность — это особый вид взаимодействия ребенка и взрослого и должна основываться на определенных принципах [3]:
1. Действие проекта начинается, если нет прямого действия. Проектная деятельность-это когда ребенок видит проблему и ваше решение думать.
2. Проектная деятельность предполагает перемещение ребенка в комнате. Он ищет решения своих проблем во время деятельности методом проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант, но делает это самостоятельно.Например: воспитатель приглашает детей сделать подставку для кистей. Детям предлагается на выбор самый нетрадиционный материал. Педагог предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать «эскиз» опоры.
План ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги может привести к трудностям в реализации. И здесь он может рассчитывать на помощь друзей или взрослых. Совместная реализация плана ребенка позволяет лучше понимать друг друга и устанавливать доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна приводить к готовности выполнять работу за ребенка.
Проектная деятельность основывается на субъектности ребенка, на проявлении его инициативы, проявлении самостоятельной деятельности. Субъективность выражается при наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации.Например: при обсуждении подарков к 8 Марта некоторые дети предлагают сделать открытку. Все согласны. Воспитатель выслушивает все варианты. Хвалит ребенка за то, что он предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке. Попробуй придумать что-нибудь другое. Воспитатель дает начало включению всех детей в творческий проект. Любая детская инициатива должна быть поддержана и одобрена.
Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи ребенка, но и реализацию ее смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него что-то значимое.Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понимать и узнавать, что такое праздник? (это особенный день в жизни человека или страны). Почему мы празднуем это? Как мы выражаем свое отношение к празднику? И как только значение определено, вы можете искать способы его представления.
Деятельность проекта направлена на дошкольный возраст. Поскольку ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личностные смыслы в проектной деятельности, он всегда ищет адресата — того, кому адресовано его высказывание, оформленное как произведение. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженный социальный характер и является одним из немногих социально значимых действий, доступных для детей дошкольного возраста.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Работа может сочетать в себе различные области знаний, кроме того, имеются большие возможности в организации совместной учебно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей [15].
Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует но воспитанию любознательного, еще самостоятельного, успешного но ребенка. Детям нужен политика определенный промежуток но времени, чтобы еще понять информацию, политика усвоив ее, они еще сделают более политика сложный виток в политика познании мира. В педагогической практике политика познавательный интерес политика рассматривают как но внешний стимул оно познавательных процессов, оно как средство политика активизации познавательной но деятельности обучающегося, еще как эффективный оно инструмент воспитателя, еще позволяющий ему политика сделать процесс но обучения привлекательным, но выделить в обучении оно именно тех но дошкольников, заставит политика активизировать мышление, еще волноваться и переживать, политика увлеченно работать оно над учебной но задачей.
Дошкольный возраст-оно это сензитивный оно период для оно развития познавательных но потребностей, поэтому политика очень важно еще своевременное стимулирование еще познавательных процессов и но развитие их но во всех политика сферах деятельности еще детей. Интерес к учебе-оно залог успешного политика обучения и эффективности еще образовательной деятельности в но целом. Познавательный интерес политика охватывает все политика три функции оно учебного процесса,оно традиционно выделяемые в политика дидактике: образовательную, политика развивающую, воспитательную. Благодаря чему но познавательный интерес, и еще знания, и процесс политика их приобретения политика могут стать политика движущей силой еще развития интеллекта и еще важным фактором политика воспитания личности, а но также основой политика для подготовки политика дошкольников к школе.
Проектная деятельность оно дошкольников-это оно условное воспроизводство в оно реальной практической но деятельности людей, но создает условия оно реального общения. Эффективность обучения оно здесь обусловлена в но первую очередь оно взрывом мотивации, политика повышением интереса к оно предмету.
Проектная деятельность но активизирует желание политика дошкольников контактировать политика друг с другом и но воспитателем, создает оно условия равноправия в политика речевом партнерстве, политика разрушает традиционный политика барьер между оно воспитателем и дошкольником. Эта работа но позволит робким, оно неуверенным в себе еще детям говорить и оно тем самым политика преодолеть барьер политика неопределенности. Здесь каждый еще получит роль и политика должен быть политика активным партнером в еще речевом общении.
В ходе реализации но проектов, дошкольники, но конечно, должны обладать еще такими элементами еще общения, как оно умение начать но беседу, поддержать ее, оно прервать собеседника в но нужный момент, еще согласиться с ним оно или опровергнуть еще его, умение еще целенаправленно слушать но собеседника, задавать оно уточняющие вопросы. Хорошим собеседником политика часто бывает политика тот, кто еще может наиболее политика четко распознать политика ситуацию, в которой еще находятся партнеры, политика учесть уже еще известную информацию и но выбрать языковые политика средства, которые оно будут эффективны политика для общения. Почти все политика время в проекте, основная политикаосновная о деятельность -это оно речевая практика, оно не только политика говорить, но и еще слушать как оно можно более политика активно, так еще как ребенок оно должен понимать еще реплику партнера, оно соотнести ее с оно ситуацией, определить, но насколько она политика соответствует ситуации и еще задаче общения и но правильно отреагировать оно на реплику.
Благодаря обоснованному и но адекватному сочетанию политика теории и практики оно проектная деятельность оно способствует актуализации оно знаний, умений и но навыков детей еще для самостоятельного политика поиска и решения но задач, стимулирует но интересы, потребность в еще творческой деятельности, оно создает условия политика для сотрудничества оно со взрослыми и оно сверстниками.
Список литературы:
1. Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Текст] «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6241).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: текст с изм. и доп. на 2017г. – М.: Эксмо, 2013.- 208с.
3. Баранова, Э. А. Исследование познавательного интереса в структуреобщей способности у дошкольников и младших школьников /Э. А. Баранова // ВестникМининского университета. — 2014. — № 3 (7). — С. 1.
4. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э. А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческихспособностей [Текст] / З. М. Богуславская. — М.: Ось, 2012. – 189 с.
6. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольноговозраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011. – 89 с.
7. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В. Б. Голицын // Педагогика. – 2011 — № 3. – с. 4-6.
8. Гризик, Т. Методологические основыпознавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 10. – с. 44-46.
9. Гузеев, В. В. Системные основания образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев. – М.: Знание, 2015. – 156 с.
10. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2015. – 176 с.
11. Данилов, М. А. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов [Текст] / М. А. Данилов, В. Н. Малинин // Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 73-95.
12. Деркунская, В. А. Проектная деятельностьдошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Драгунская. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 114 с.
13. Истанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшегодошкольного возраста [ Текст] / И. В. Истанько //Управление дошкольным образовательнымучреждением. — 2004. — № 4. – с. 12- 15.
14. Красильникова, А. Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf, свободный. — (Дата обращения: 19.09.2016).
15. Кулагина, И. Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2013. – 464 с.
16. Левитес, Д. Г. Школа дляпрофессионалов, или семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д. Г. Левитес. — М.: МПСИ, 2011. — 256 c.
17. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 2015. – 296 с.
18. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: Учебное пособие длястуд. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 160 c.
19. Петровский А. В. Психология [Текст]: учебн. пособие / А. В. Петровский. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2015. — 501 с
20. Проектный метод вдеятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практическихработников ДОУ / Авт. — сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
Источник
УДК 373 А.А. Мясникова
воспитатель
О.Н. Мотина
воспитатель
(АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с № 99 «Капелька» г.Тольятти)
Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности
В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у дошкольников интерактивные качества личности.
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
(древняя китайская пословица)
От современного образования требуется не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Главная особенность исследовательского обучения — активизировать работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Ребенок – это маленький исследователь, который стремиться к активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Ребенок стремиться к самопознанию, самовыражению, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
Педагоги детского сада № 99 организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Эту возможность представляет метод проектов, который интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления единой цели, что соответствует Федеральным Государственным Требованиям. Метод проектов ведёт к результативности в работе не только по формированию предпосылок исследовательской деятельности, но и развитию интегративных качеств личности.
Проектная деятельность стала частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду: она внедряется в практику работы педагогов детского сада с 2006 года. Первыми откликнулись, и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Работая в подготовительной к школе группе, наши дети выбрали тему «Наш волжский край».
Дети столкнулись с проблемой – хотели узнать как можно больше о родном крае, но не нашли достаточного количества доступной информации. Педагогами была определена цель проекта развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, а также создание мини-музея «Здравствуй, сказочный край!».
Были поставлены основные задачи:
- повысить мотивацию к процессу приобретения знаний;
- развить позицию ребенка – исследователя в проекте;
- активизировать работу педагогов и родителей;
- обогатить краеведческий уголок в группе.
Проект проходил в пять этапов – поисковый, аналитический, практический, презентационный и оценочно-рефлексивный.
На поисковом этапе беседуя с детьми, мы определились с названием проекта, разделились на группы, у каждой из которых была своя обязанность, сформулировали цель. Вместе с родителями разработали план совместных мероприятий.
Приступив к аналитическому этапу, с детьми были проведены ряд бесед о родном крае, городе. Совместно с педагогами, родителями и детьми прошла викторина «Наш волжский край», с целью определения уровня знаний по выбранной теме. Составили алгоритм, определяющий ход выполнения проекта.
В рамках практического этапа проводились экскурсии по улицам города и к достопримечательностям совместно с родителями, беседы о разных домах. Дети приносили в группу фотографии домов, в которых они живут. В результате были собраны фотоальбомы «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу» с комментариями детей, рассказами и рисунками. Собирая информацию, фотоматериалы, рассказы и рисунки детей о родном городе мы изготовили книгу «Тольятти стал моей судьбой», в группах оформили тематические выставки на темы: «Татищев – основатель города», «Замечательные люди нашего города», «Моё древо жизни», «Мы юные архитекторы» и другие. Совместно с родителями изготовили макет «Улицы нашего города». Был проведен конкурс «Достопримечательности нашего города».
Дети с удовольствием добывали знания, сведения, материалы, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, словари, общение со взрослыми, детские журналы и газеты.
С целью активизации у дошкольников интереса к данному проекту разработали мульти-медийную презентацию «Город, в котором я живу». Цель электронного пособия: формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному городу, людям, населяющим его, способствовать усвоению нравственных ценностей, вызвать у детей интерес к истории родного города, историческим и памятным местам.
Использование пособия позволило нам решить следующие задачи:
- расширить у детей представление о родном городе;
- познакомить с достопримечательностями города Тольятти;
- развить интерес к истории города;
- вызвать у детей чувство гордости за город Тольятти
Данное обучающее пособие разработано для детей подготовительной к школе группы, оно может быть использовано при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Детская проектная деятельность – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые. В процессе работы и в ходе реализации проекта педагог получает огромное количество информации, которую необходимо анализировать адаптировать к усвоению детьми дошкольного возраста.
Приступив к презентационному этапу, мы оборудовали в группе мини-музей «Здравствуй, сказочный край!». Провели экскурсии для родителей и детей других групп по мини-музею с использованием путеводителей, сделанных руками детей.
Участие детей в детской проектной деятельности способствовало достижению достаточно высокому уровню сформированности у детей следующих интегративных качеств:
- «Любознательный, активный» — дети проявляли интерес к информации, которую получали в процессе общения, к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
- «Эмоционально отзывчивый» — эмоционально откликались на информацию, полученную от приглашенных гостей во время тематических встреч.
- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» — дети овладели умением решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять.
- «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» — научились использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
- «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе» — научились рассказывать о своем городе, крае.
- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» — дети выполняют индивидуальные и коллективные поручения, ответственно относятся к порученному заданию, стремятся выполнить его хорошо.
Можно сделать вывод, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение ставить цели и выполнять задачи.
Детская проектная деятельность актуальна и результативна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребёнка – исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и способности к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Литература:
- «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
- Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребёнка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти, ТГУ.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: учеб. пособие / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. – М ., 2005.
- Ивин, А.А. “Искусство правильно мыслить”, Москва, “Просвещение”, 1986.
- Киселева, Л.С. Данилина, Т.А. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, Москва 2004.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания./ А.И. Савенков — Ярославль: Академия развития, 2003.
Источник