Развитие лепета у ребенка

Развитие лепета у ребенка thumbnail

Первое слово ребенка – знаменательный момент! Некоторые родители устраивают соревнование: кого же малыш позовет первым, а другие втайне гордятся успехами крошки на фоне сверстников. Наблюдать процесс становления речи у ребенка – очень увлекательное и забавное занятие. Карапуз, который совсем недавно издавал совсем невнятные звуки, постепенно начинает говорить слова и складывать их в осознанные предложения. Это ли не чудо?

Однако некоторым родителям приходится сталкиваться с задержкой речевого развития. Причин ее может быть множество, но самое главное – вовремя обратиться к специалисту. Сегодня MedAboutMe расскажет, как происходит становление речи у детей, какие важные моменты нельзя упускать, и можно ли помочь ребенку «разговориться»?

Дорога от «гу-гу» до полноценных предложений

Специалисты выделяют в развитии детской речи три основных этапа, каждый из которых делится на более мелкие периоды. Процесс овладения речью происходит под влиянием окружения малыша: поэтому родители должны внимательнее отслеживать, сколько, что и как они говорят в присутствии чада.

  • Первый этап: доречевой

Первый месяц жизни ребенок общается с миром единственным доступным ему способом: криком и плачем. 

На втором месяце появляются гуканье и короткие неосознанные звуки, а уже в 3 месяца малыш начинает гулить, его звуки приобретают первичную эмоциональную окраску. К примеру, на маму ребенок реагирует более ярко, чем на других людей. 

К 4-м месяцам гуление может быть длительным, а в среднем на 5-м месяце жизни появляется первый лепет. Он состоит из повторяющихся слогов «ма-ма, ба-ба», которые могут произноситься с различной длительностью или громкостью. 

Так называемое «псевдослово» появляется примерно в 7 месяцев. Оно представляет собой последовательность слогов, объединенных общей интонацией и мелодикой. Псевдослово обычно используется ребенком для того, чтобы выразить потребность или отношение к чему-либо. Такой непонятный язык не имеет явной семантики, но он важен как этап освоения интонационного рисунка родной речи. Также в это время малыш активно воспринимает речь и артикуляцию взрослых.

Первые слоговые слова появляются обычно к возрасту 8 месяцев и носят предметный характер. 

В 9-11 месяцев происходит усвоение интонаций, мелодики и речевого ритма. При содействии взрослых ребенок учится усваивать звуковые образы предметов, произносит первые лепетные цепочки, пытаясь связать их между собой.

  • Второй этап: первичное усвоение языка

К 12 месяцам малыш уже имеет определенный запас слов (мама, папа, дядя и т .д.), а также воспринимает некоторые простые словесные конструкции, учится соотносить артикуляцию со звуками. Для первых слов типичен полисемантизм – одно и то же сочетание звуков может иметь разные значения.

Не ждите сразу же полных слов от малыша! При подсчитывании словарного запаса специалисты учитывают все значения слоговых слов. 

Коротенький слог «ка» может обозначать десятки различных предметов и действий, от каши и каталки до прогулки к качелям. Это все разные слова.

В промежуток от года и до 1,5 лет рост словаря постепенно замедляется. Малыш осваивает структуру слогов и интонационно-ритмическую часть языка. Новые слова усваиваются путем сведения их к готовой фонетической модели. 

До 2-х лет словарь ребенка составляет 250-300 слов (включая неправильные формы) и активно пополняется, что связано с бурным развитием предметной деятельности и овладением слоговой словесной структурой. В речи появляются глаголы, которые указывают на действие или требование («дай»). В этом же возрасте в норме должны появляться простые предложения.

  • Третий этап: усвоение грамматики

Примерно до 2 лет и 2-х месяцев у ребенка наблюдается период так называемого «аграмматизма», когда предложения используются без какого-либо грамматического оформления. Затем малыш постепенно начинает осваивать правильные конструкции, расширять количество слов в фразах, рассказывает родителям обо всем, что воспринимает из окружающего мира.

Все приведенные нормы довольно условны. Если ребенок не начал осваивать грамматические правила в 2 года и пару месяцев, волноваться не надо. 

Но вот если до двух лет не появились самые простые фразы из двух слов, это повод для обследования у врача.

До трех лет речь малыша обогащается служебными словами, происходит резкий скачок развития. Дети начинают использовать речь как один из элементов игры, общаясь друг с другом и с вымышленными персонажами, строят более сложные конструкции и предложения. С трех лет словарный запас малыша увеличивается, так как растет опыт общения, формируется так называемое «чувство» языка.

«Mother» или «мама»: как развиваются дети-билингвы?

И если с одним языком все более-менее понятно, то что же делать билингвальному ребенку? Как гласит статистика, с каждым годом таких детей становится все больше и больше. А иногда малышу приходится понимать не два, а даже три языка, что само по себе непросто. Доказано, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников: это является вариантом нормы. Также запас слов на каждом языке меньше, чем у монолингвов, но суммарно их все же больше.

Специалисты советуют придерживаться стратегии «один родитель – один язык», чтобы не вносить в голову чада сумятицу. Если родители не следуют этому правилу и или «смешивают» слова из разных языков между собой, процесс становления речи у ребенка затрудняется.

В 2019 году ученые из Швейцарии опубликовали исследование, целью которого было сравнить особенности общения детей-монолингвов и детей-билингвов. 

Трехлетним малышам было представлено две куклы, которым было необходимо помочь решить головоломку. При этом первая кукла охотно «принимала» помощь, в то время как вторая хотела решить эту задачу самостоятельно. 

Эксперимент показал, что дети-билингвы больше стремились войти в контакт со второй куклой, приспосабливаясь к манере общения с ней, чем другие малыши.

Можно ли помочь ребенку заговорить раньше?

Как известно, становление речи малыша во многом зависит от его окружения. Ребенок подобно губке впитывает новую информацию, а также активно пытается наладить коммуникации с взрослым миром. Как же помочь ему быстрее заговорить? MedAboutMe предлагает несколько простых советов:

  • Отказаться от сюскания и намеренного коверканья слов

В порыве нежности многие мамы и папы могут изменять слова, добавляя им уменьшительно-ласкательные суффиксы, «зажевывая» часть слова или произнося предложения с определенной интонацией. Конечно, если такая ситуация появляется нечасто, то ничего страшного не будет. А если малыш постоянно слышит вместо четких слов от взрослых нечленораздельные сюсюканья, но не стоит ожидать, что он сразу же заговорит строками из произведений А.С. Пушкина. Так же стоит относиться к милым словечкам, которые изобретают дети: поддерживать неправильное название помидора не стоит, каким бы забавным не казался вам «помпимпон».

  • Читать сказки и разговаривать с ребенком

Чтение книг вслух – это не только отличный совместный досуг и средство для усыпления малыша, но и способ повлиять на его речевое развитие. Сказки на ночь полезны даже грудничкам: они успокаиваются, слыша голос мамы или папы, а более взрослые дети уже различают интонации и улавливают для себя новые слова. Не стоит забывать и о простых разговорах: если в ходе какой-то деятельности озвучивать свои действия, это также даст положительный эффект (к примеру: «сейчас мы достанем синий мяч»).

  • Слушать и смотреть, что пытается донести малыш

Конечно, стоит признать, что дети до трех лет – не самые интересные собеседники. Однако логопеды советуют обращать внимание на попытки ребенка объясняться с другими людьми, хвалить его и давать положительную эмоциональную реакцию.

  • Направлено заниматься развитием речи
Читайте также:  Развитие грудного ребенка в первый месяц

В настоящее время можно найти множество различных игровых методик, которые позволят малышу запоминать новые слова. Это и конструктор с буквами, и маленькие детские книжки, и поющие игрушки. Самое главное – проявить фантазию и проверить качество игрушки или конструктора перед покупкой: бывают и книжки с ошибками, и куклы с ужасными голосами, акцентом и неправильными выражениями.

Что делать при задержке речевого развития?

К сожалению, задержка развития речи – это распространенное явление среди детей. Причин может быть множество, и чем раньше будет начата работа, тем больше вероятности исправить проблему к школьному возрасту. При подозрении на задержку речевого развития необходимо:

  • Проверить слух

Доказано, что у 3 из 100 новорожденных наблюдается потеря слуха, которая и приводит к задержке речи. Далеко не всегда ее удается диагностировать прямо в родильном доме: многие родители гораздо позже обнаруживают, что малыш не реагирует на громкие звуки. 

Важно: в некоторых случаях потеря слуха касается только определенных частот. 

Ограниченный диапазон восприятия невозможно проверить по реакции ребенка на шепот, необходимо лабораторное обследование!

  • Осмотреть полость рта

Иногда ребенок не может говорить из-за слишком короткой уздечки языка или верхней губы. Артикуляция может быть затруднена или болезненна, а поэтому малыш молчит, хотя и прекрасно слышит обращенные к нему слова.

  • Оценить состояние психического развития

До 17% детей имеют неврологические расстройства, когнитивные нарушения. Для таких малышей должна разрабатываться индивидуальная программа, которая поможет осваивать речь в «своем» темпе с учетом потребностей. 

Посоветуйтесь с неврологом, если у ребенка была внутриутробная инфекция, гипоксия в родах, травма головы, болезни или оперативное вмешательство в грудничковом периоде, диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) в карте. 

Эти факторы могут неявно влиять на развитие разных отделов мозга, замедлять становление речи и когнитивных функций.

Как поддержать ребенка, когда он учится говорить? Все просто: хвалите и всячески поощряйте первые слова малыша. Продолжайте давать положительную реакцию и показывать свою заботу, исследуйте новые горизонты вместе с детьми и как можно больше общайтесь, даже если в ответ пока что слышно только детский лепет. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Нарушения речевого развития у детей / Макаров И. В., Емелина Д. А. // Социальная и клиническая психиатрия. = 2017. — №4
  2. Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии. = 2017. — №1
  3. Bilingual Children Adapt to the Needs of Their Communication Partners, Monolinguals Do Not / Gampe A, Wermelinger S, Daum MM // Child Dev. = 2019. — №90

Источник

  • Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития
    • Интересный факт
  • Как развивать лепет ребёнка?
    • Тренировка мышц губ и щёк

Lepet rebyonkaЛепет ребёнка — стадия доречевого развития. Перед переходом к ней идёт гуление, а после появляются первые слова и даже фразы. Хронологически детский лепет имеет место во второй половине первого года – появляется приблизительно в 6-7 месяцев и сменяется следующей стадией в начале второго года жизни ребёнка.

Лепет ребёнка: особенности стадии доречевого развития

razv_rechi_rebenkaГоворя о детском лепете, мы имеем в виду слогоподобные вокализации. Открытыми слогами ребёнок выражает свои требования и желания, а часто просто «играет». Педиатры отмечают, что лепет ребёнка идёт рука об руку с  предметно-манипулятивной деятельностью малыша. С течением времени слоговые цепочки приобретают всё большее разнообразие: в их составе оказываются не только одинаковые (ба-ба; ма-ма; па-па и т.д), но и разнотипные слоги (та-ту, бу-ба и т.д.)

  • В начале состав лепета ребёнка разнообразен, хотя и достаточно хаотичен: характер звуков и их последовательность определить довольно непросто. Со временем у малыша появляются «любимые» звуки — состав лепета обедняется, но «фразы» приобретают устойчивый характер и даже начинают обозначать что-то конкретное.
  • В возрасте 8,5—9 месяцев лепет ребёнка меняет свой характер, педиатры называют более поздний лепет «модулированным», или «мелодическим». Обратите внимание, что ребёнок уже способен подражать – он старательно повторяет интонацию взрослого человека и воспроизводит последовательность звуков.

Интересный факт

Независимо от языкового окружения ребёнка, в лепетной речи чаще всего встречаются звуки— П, Б, Т, М, Д, Н, К, Г, С и Х.] Чаще всего это открытые слоги, которые легко произносить нараспев.

Как развивать лепет ребёнка?

Чтобы развитие речи ребёнка проходило успешно, родители должны оказывать ему помощь на каждом из этапов её развития. В случае с лепетом ребёнку также требуется помощь.

  • Чтобы малыш слышал звуки, произносимые взрослыми, очень важно создавать правильную атмосферу – в помещении должно быть тихо, ребёнок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
  • Активному развитию детского лепета способствует постепенное обогащение звуковой среды — знакомьте ребёнка с новыми источниками звуков: музыкальными игрушками, аудиозаписями и т.д.
  • Используйте взаимную связь между разными формами активности: поощряйте развитие мелкой моторики, двигательную активность, социализируйте ребёнка, позволяя ему «говорить» со сверстниками.
  • Поддерживайте контакт с ребёнком – «говорите» с ним на его языке, соблюдая зрительный контакт для концентрации внимания и стимуляции подражательного рефлекса малыша.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок постоянно слышал речь и понимал её связь с разными предметами – разговаривайте с малышом, побуждая его вступать с вами в интересный диалог.

Особое место в развитии лепета ребёнка отводится тренировкам мышц губ и щёк.

Тренировка мышц губ и щёк

  • Kak razvivat` lepet rebyonkaХорошую основу для развития мышц губ и щёк закладывает грудное вскармливание. Во время сосания младенцы совершают движения, тренирующие силу — в этом у грудных детей явное преимущество перед «искусственниками».
  • Лёгкий массаж губ, заключающийся в круговом поглаживании ротика указательным пальцем, также тренирует нужные мышцы. Педиатры рекомендуют двигать пальцами по часовой стрелке.
  • Игровые методы тренировки включают в себя игру на губной гармошке и выдувание мыльных пузырей. Впрочем, чтобы научить этому ребёнка, родителям придётся потратить немало сил!
  • Гримасничанье куда более легко в исполнении. Дурачьтесь вместе с малышом: имитируйте радость, удивление, страх, выразительно облизывайтесь, высовывайте язык – ребёнку обязательно понравится такая игра!

Многие родители отмечают, что стадия лепета ребёнка одна из самых любимых и весёлых – это удивительные моменты осознанного общения с малышом, закладывающие прочную основу для крепкой психоэмоциональной связи между вами!

Источник

Многие родители, которые внимательно следят за развитием своего малыша, начинают беспокоиться, если ребёнок мало гулит или не начал вовремя лепетать. Конечно, в таких случаях не помешает обратиться за консультацией к специалисту.

Если врачи никаких проблем с развитием не выявят, вы можете сами заняться стимуляцией речевого развития ребёнка.

Уверена, что описанное ниже, интуитивно делает каждая мама, но следующие советы помогут вам действовать более целенаправленно.

Как стимулировать гуление?

1. Обращайтесь к малышу голосом «средней» громкости.

2. Тон должен быть ласковым и доброжелательным.

Если кроха постоянно слышит крик или раздражённый голос, то гуление может прекратиться. Дети чутко реагируют на мимику и интонацию.

3. Удерживайте зрительный контакт.

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы говорите.

4. В комнате, где гулит кроха должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать.

В комнате, где часто очень шумно, звучит громкая музыка, громко разговаривают, малыши прекращают гулить.

Читайте также:  Развитие познавательного интереса у ребенка старшего дошкольного возраста

5. Издавайте похожие звуки, гулите сами.

У детей первого года жизни хорошо развит подражательный рефлекс.

6. Разговаривая с малышом, погладьте его.

Ваш ласковый голос, ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляцией вызовет у малыша потребность гулить.

Как развивать лепетную речь?

1. Также важна спокойная тихая обстановка.

На стадии лепета малыш должен слышать, какие звуки он произносит и как говорят окружающие.

2. Необходимо расширять звуковую среду.

Важно показать ребёнку разные предметы, которые издают различные звуки (погремушки и музыкальные инструменты), включать записи детских песенок.

3. Стимулируйте физическую активность.

Учеными доказано влияние двигательной активности на развитие речевых и интеллектуальных способностей.

4. На этой стадии также важным является активизация подражания и зрительный контакт.

Повторяйте за малышом звуки, которые он произносит. Затем делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.

5. Проводите лёгкий массаж.

Помассируйте губы, щёчки, грудку, животик малыша, проговаривая при этом потешку. Проведите указательным пальцем вокруг рта малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу. Это обязательно вызовет довольный лепет.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы, называйте их, выделяя голосом.

7. Начните развивать мелкую моторику.

Всем известно, что мелкая моторика благоприятно влияет на развитие речи. Массируйте пальчики малыша, сгибайте, разгибайте их, легонько похлопайте.

8. Помогите малышу произносить согласные звуки.

Когда кроха протягивает гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу, чтобы сомкнуть губы. Повторяйте такие движения, чтобы у ребёнка, произносящего «а», получились слоги «ба-ба-ба».

Играя с малышом, сочетайте ритмичные движения с цепочками слогов. Например, посадите малыша на колени или на фитбол, совершайте пружинящие движения и произносите в такт слоги: «па-па-па», «та-та-та».

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Период лепета. Стимуляция его развития
Появляется в возрасте 5-6 мес и представляет собой сочетание согласных с гласными. Переход к лепету связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата. В середине первого года жизни созревают стриарные подкорковые ядра и усложняется мотивационная сфера ребенка. Функционирование стриарных ядер начинается исподволь, что обнаруживается в появлении таких эмоциональных выразительных реакций, как смех и плач (Винарская Е.Н., 1987). С его появлением можно говорить о начале синтагматической организации речи — соединении отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте.
Вначале лепет носит самопроизвольный характер. Ребенок вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появление эхолалии (имитационного звукоподражания) приводит к быстрому росту употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер: младенец смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное.
Важную роль при этом играет способность управлять артикуляционным аппаратом на основе зрительного и слухового восприятия. К 8-му месяцу звуковой состав усложняется звукосочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласный «и». Возникает «о» как самостоятельный звук (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).
Лепет начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению разных слогов (стадия словесного лепета). Исследования звукового состава лепета позволили установить ряд его закономерностей: 1) наличие в составе лепета большей части звуков, несвойственных русскому языку; 2) разнообразие и тонкая дифференцировка; 3) замещение труднопроизносимых звуков близкими по артикуляции; 4) зависимость овладения произношением от преимущественного развития голосового аппарата; 5) зависимость последовательности появления звуков от сложности их произношения.
Из великого множества врожденных лепетных синергии в обиходе ребенка остаются лишь те, которые систематически подкрепляются внешними звуковыми комплексами (Винарская Е.Н., 1987).
На 9-м месяце лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний «ма-ма», «ба-ба» вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет).
Усиленная акцентуация материнской речи, обращенной к ребенку, с обилием в ней эмоционально выделенных ударных слогов (Сашенька, дорогой ты мой), а также отмеченные К.И.Чуковским эпизоды страстных ритмических обращений кормящей матери к младенцу «Буцики, Муцики, Дуцики» или «рубашонка, шонка, шонка»), во время которых мать ласкает и целует его, ведут к тому, что ударные слоги в совокупности с их зашумленными предударными и заударными «соседями» получают в речи матери единое звучание меняющейся звучности: то нарастающей, то спадающей. Ощущая эти эффекты звучности, ребенок подражательно воспроизводит их в своих лепетных реакциях и начинает таким образом операционно осваивать звуковую структуру целостных псевдослов, соотносящихся в материнской речи уже не со слогами, а с частями фонетических слов, фонетическими словами и их сочетаниями (Винарская Е.Н., 1987).
Наблюдения показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а-а-а и т. п.) сменяются в 8—10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя и т. п.); затем в 9—10 мес. появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся во-, кальным концом (тё-тя-те и т. п.) и, наконец, в 10—12 мес. появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.).
Длина лепетных цепей в возрасте 8 мес. максимальна и составляет в среднем 4—5 сегментов, хотя в отдельных случаях она может достигать 12 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи начинает падать и составляет к 13—16 мес, 2,5 сегмента, что близко к среднему числу слогов в словоформах русской речи — 2,3.
Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих (Шохор-Троцкая М.К., 2006).
У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает (Нейман Л.В., Богомильский М.Р., 2001).
Последовательность овладения звуками лепета определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным (Архипова Е.Ф., 1989).
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н.А. Бернштейн). От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова (Архипова Е.Ф., 2007).
К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями. Ребенок усваивает эти «эмоциональные метки» предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит первые лепетные слова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка (Архипова Е.Ф., 2007).
Период лепета совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к б-ти месяцам жизни (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998). Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.
После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать.
Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва — ля, ди — ка, дя — на, ба — на — па, э — ма — ва и т.д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение (Н.И. Жинкин).
В.И. Бельтюков выявил последовательность появления согласных звуков в лепете по принципу уменьшения контрастности группы согласных звуков при появлении в лепете: ротовые и носовые, звонкие и глухие, твердые и мягкие (переднеязычные), язычные (смычные и щелевые).
Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить “слова”, образованные повторением одного и того же слога по типу: “баба”, “ма-ма”. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых. Такие “слова”, как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова.
Этапы развития лепета (по В.И. Бельтюкову):
1 этап — наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих;
2 этап – формирование механизма аутоэхолалии;
3 этап – появление сочетаний звуко-слоговых комплексов, физиологических эхолалий и переход к активной речи
Произнесение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда все время бодрствования (Мухина В.С., 1999).
Как ни странно, качество и активность лепета во многом связаны с тем как ребенок вскармливается, а именно, совершаются в актах вскармливания полноценные сосательные движения, или в нужном ли объеме. Детям-искусственникам, которых, к сосанию теперь большинство, часто не хватает таких вот действии губы и язык не набирают достаточной силы, а главное — подвижности и дифференцированное (способности действовать разными частями отдельно). Это может сыграть отрицательную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы ложки с маленькими отверстиями. Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны (Визель Т.Г., 2005).
Лепет необходим, чтобы тренировать связи между произношением и слухом, чтобы развить контроль слуха за произношением звуков (Исенина Е.И., 1999). Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком (Тихеева Е.И., 1981).
Признаки дизонтогенеза лепета:
• Позднее начало лепета (позже 6 месяцев) (появление лепета позже 8 месяцев – один из признаков интеллектуальной недостаточности, ДЦП);
• Отсутствие лепета или какой-либо из его стадий.
• Бедность звукового содержания лепета (ограничение его звуками: ма, па, эа, аэ).
• Отсутствие слоговых рядов в лепете: представлены только отдельные слоги.
• Отсутствие в лепете механизмов аутоэхолалии и эхолалии.
• Отсутствие губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете.
• Резкое преобладание в лепете губных и гортанных звуков.
Приемы стимуляции лепета.
Создаются моменты абсолютной тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому источнику звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном инструменте). Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Полезно включать ребенка в коллектив лепечущих детей (Бородич А.М., 1981)
Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них, детям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят…» Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то свое, находящее отражение в лепете (Визель Т.Г., 2005).
Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка (Тихеева Е.И., 1981).
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа (Соломатина Г.Н., 2004).
В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:
Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!
Проводить пассивную артикуляционную гимнастику.
Стимулируют возможность локализации звука в пространстве не только на звуковые раздражители, но и на имя ребенка. Постепенно вводят звуки, различающиеся по высоте, силе, длительности.
Во время занятий с ребенком привлекают его внимание не только к игрушкам, но и к окружающему. Стремятся, чтобы ребенок узнавал мать, настораживался при виде неожиданно изменившегося лица матери, например, надевшей маску или накинувшей на лицо платок. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Стремятся привлечь внимание к игрушке, к манипуляциям с нею, прячут игрушки, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности, к выделению наиболее интересующей и полюбившейся ребенку игрушке.
Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время. Щетки должны быть яркими и различными по цвету.

Читайте также:  Ребенок эвелины бледанс развитие

Источник