Развитие культуры ребенка начинается с детства

Развитие культуры ребенка начинается с детства thumbnail

Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.

Первый путь — умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека — обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребёнка решают большую роль.

Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребёнок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своём родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.

Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо ещё развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом «нет», а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности — период самовоспитания. А до этого ведётся тренировка маленького человека приёмом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций — обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.

Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведёт к тому, что, оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребёнка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведёт уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребёнка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.

Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то — переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо — частично причина в себе самом и необходимо её найти, убрать. Человек поступил не так — не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка — устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребёнка презирать мелочность, значит, исключить в будущем нервозность, «кипячение» по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребёнок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.

Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чьё-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.

Источник

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Читайте также:  Уроки развития речи для ребенка 2 лет

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

Как воспитывать ребёнка, чтобы привести его к осознанной нравственной высоте? Как преодолевать отрицательные эмоции маленького человека, возникающие в процессе эмоциональной неуравновешенности во многих семьях? По мнению психологов, существуют два основных пути для родителей.

Первый путь — умение владеть собой, подавлять раздражение и обиду. Это сложная наука даже для взрослого человека — обладание способностью вовремя себя взять в руки, не дать воли плохому настроению. Пример родителей, нормы поведения, принятые в семье, для здорового ребёнка решают большую роль.

Спокойствие и уравновешенность будущей личности можно воспитать только в спокойной обстановке. Поэтому, если ребёнок капризничает, нервничает, то необходимо искать причину в своём родительском поведении. Достаточно стать самим более сдержанными, уравновешенным и не взрываться криком, раздражительностью на упрямство, капризы малыша.

Когда родители не контролируют свои отрицательные эмоции, то как можно требовать спокойствия от детей, у которых слабо ещё развита система торможения. Другой путь можно охарактеризовать как совершенный, эффективный, глубокий, открывающий в будущем дорогу к истинному благородству, широте, мудрости души. Его сущность заключается в остановке отрицательных эмоций не только словом «нет», а удалением их наиболее сильными положительными. Этот процесс предполагает наличие самокритичности, умения понять других людей, сознательности и созревает во взрослый период личности — период самовоспитания. А до этого ведётся тренировка маленького человека приёмом успокоения-отвлечения от отрицательных эмоций — обиды, испуга, страха и т.д. И хотя многие назовут этот метод примитивным, но он вполне разумный и действенный.

Нельзя допускать мысли, что ребёнок поплачет и перестанет, что ему сделается. Такая ошибка ведёт к тому, что, оставляя малыша наедине с переживаниями, родители позволяют им разрастаться, укрепляться в психике ребёнка и возникать впоследствии даже по самому незначительному поводу. Повторение ведёт уже к привычке плакать, обижаться, упрямиться, а именно к укоренению сущности отрицательной эмоции. Необходимо отвлекать ребёнка другими впечатлениями, тем самым вводя процесс переключения отрицательной эмоции на положительную, лишая первую всяких перспектив на длительность. Это действует безотказно, даже в жизни взрослых. От огорчений, обид хватаемся и спасаемся работой, книгами, походом в кинотеатр и т.д.

Следующим этапом в воспитании культуры личности является осознанность процесса внутреннего переключения. Позавидовал чему-то — переведи зависть в желание добиться того же, обошлись несправедливо — частично причина в себе самом, и необходимо её найти, убрать. Человек поступил не так — не осуждай, пересмотри свою оценку, пойми, помоги. Сердишься из-за пустяка — устыдись мелочности, раздражительности. Научить ребёнка презирать мелочность, значит, исключить в будущем нервозность, «кипячение» по всякому поводу и растрачивания себя впустую. Только тогда растущий ребёнок сможет соотносить досадные, раздражающие факторы с чем-то большим, имеющим настоящую подлинность и ценность в жизни, давать адекватную оценку.

Выучив и освоив уроки великодушия, негативные реакции на чьё-то поведение, отрицательные эмоции будут переходить в более сильные, общие положительные переживания.

Источник

Ольга Ефремова
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста

Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста.

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

Читайте также:  Развитие творческой индивидуальности каждого ребенка

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей2-3 лет осуществляю по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Насколько она изначально спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков использую разные формы организации: дидактические игры,

игры-упражнения, беседы, чтение художественно литературы, наблюдения,

рассматривание иллюстраций, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов ненужных, что обо всех частях тела надо постоянно заботиться и содержать в чистоте.

Необходимо приучить ребенка пользоваться только индивидуальной своей расческой, своим носовым платком, своим полотенцем и т. д.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для

здоровья. Особое внимание обращаю и на значимость для организма сна, прогулки, принятия пищи и других режимных моментов.

4. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность, т. е. отношение человека к движениям, к физическим упражнениям, к использованию их в повседневной жизни. Для решения этой задачи разработан двигательный режим и организована двигательная среда в группе.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом

образе жизнедеятельности и значение личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Хотелось бы поподробнее остановиться на содержании культурно-гигиенических навыков детей ясельной и младшей групп.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений,происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички.Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Читайте также:  Таблица возрастные особенности развития ребенка

Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детейприучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего,следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек.

Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд, в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

В заключении хочу сказать, что я уверена в необходимости именно с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Источник