Развитие кругозора ребенка дошкольного возраста

Кристина Мамыкина
«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и другие).

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Исходя из данной проблемы, определила тему работы по самообразованию «Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».

Все исследователи экспериментирования выделяли основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ основано на создании условий для самостоятельного исследования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», — писал Н. Н. Поддъяков.

По его мнению, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания — творческий процесс, и задача педагогов, а значит и моя, — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель: разработать и реализовать систему работы по расширению представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

— изучить проблему расширения кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность в психолого-педагогической и методической литературе, на интернет-сайтах.

— разработать проект непосредственной деятельности с детьми (определение целей, форм работы, перспективного планирования);

— создать необходимую предметно-пространственную среду для реализации образовательного проекта;

— спланировать систему взаимодействия с семьей;

— разработать конспекты совместной познавательно-экспериментальной деятельности и внедрить в практику через кружковую работу с детьми;

— отследить степень освоения детьми опытно-экспериментальной деятельности;

— обобщить и представить опыт работы.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста — один из видов культурных практик, с помощью которого ребенок познает мир. Наблюдения за демонстрацией опытов и практические упражнения в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того, что их окружает. Дети задумываются о таких явлениях природы, как замерзание и таяние льда, распространение звуков в воздухе и воде, изменение цвета предметов и веществ, появление запахов. Опыты, проведённые детьми, способствуют созданию изучаемого явления и обобщению полученных естественным путем результатов. Создаются условия и для расширения кругозора детей.

Актуальность данной темы очевидна также и для формирования основы дальнейшего умственного развития личности ребенка с такими качествами, как организованность, целеустремленность, собранность, умение планировать свою деятельность.

Свою работу начала с построения предметно-развивающей среды:

— создала уголок экспериментирования в группе с помощью родителей;

— оформила картотеку опытов и экспериментов;

— подобрала презентации;

— подобрала мини-библиотеку по направлению «Детское экспериментирование».

В процессе разработки проекта «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» столкнулась с отсутствием литературы по вопросам расширения кругозора познавательных представлений детей, с отсутствием примерного тематического планирования, не дублирующего темы непосредственно образовательной деятельности по и формированию целостной картины мира и познавательно-исследовательской деятельности.

Но все-таки в результате было разработано перспективное планирование, конспекты совместной исследовательской, экспериментальной деятельности.

Тематика имеет расширяющую кругозор и познавательные представления направленность.

Читайте также:  Упражнение для развития ребенка в три месяца

В ходе проекта решаются следующие цели и задачи:

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

• Развивать креативность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решение поставленных задач.

• Формировать умение находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

• Обогащать, активизировать словарь, развивать связную речь — монологическую и диалогическую.

• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.

В ходе совместной партнерской деятельности с педагогом у детей формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, решать их опытным путем, делать выводы, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Например,Почемучка задает вопрос: «Почему опадают листья» и дети получают возможность выдвинуть свои гипотезы, порассуждать или решить проблемный вопрос «одинаковые листья с одного дерева»; провести опыт «как грибница впитывает воду» (в качестве грибницы мох, опыт-эксперимент «где спряталась вода в овощах и фруктах».

Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя — куклы Незнайки, Маши, Чиполлино, Капитошки. Дети часто задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?». Часто этим же занимается и кукла Почемучка, живущая в группе.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям (осенние листья в больших карманах Почемучки, овощи от Чиполлино, которые нужно узнать на ощупь) — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Герои стали для ребят настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ни м с просьбой, разделить радость открытий.

Помимо экспериментальной деятельности используются игровая, двигательная, коммуникативная, художественно-продуктивная деятельности.

Итогом совместных мероприятий стали книжки-малышки, альбомы, рисунки-исследования, дневники наблюдений, коллажи, коллекции.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мне бы очень хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительском собрании, через различные виды наглядной агитации (папки-раскладушки, памятки) убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, огорчениям, признания права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса, их стремления узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Итак, система работы, реализуемая в ходе проекта, способствует расширению познавательных представлений детей, их интеллектуальному развитию, делает их любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, а также повышению уровня моей профессиональной компетенции.

2 Определение уровня сформированной деятельности экспериментирования

Уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования определила с помощью диагностики. Прежде всего, выделила компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как навыки деятельности

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

• решать проблемы;

• анализировать объект или явление;

• выделять существенные признаки и связи;

• сопоставлять различные факты;

• выдвигать гипотезы, предположения;

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

• осуществлять эксперимент;

• делать выводы, рассуждения;

• фиксировать этапы действий и результаты графическим или другим способом.

Также важным показателем является отношение детей к деятельности экспериментирования (интерес, активность участия в обсуждении и процессе деятельности).

Источник

Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников

1. «Змейка», или «Закончи слово»

Цель: Развитие внимания, речи, кругозора

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2. «Что может быть зеленым, острым, горячим?»

Цель: мышления, речи, кругозора.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

3. «Сравнение предметов»

Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.

Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Читайте также:  Основы социального развития ребенка дошкольного возраста

Остальные участники добавляют свои варианты

4. «Укрась слово»

Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)

5. «Цепочка слов»

Цель: развитие речи, творческого мышления

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово «кошка».

– Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная…

– Что ещё бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

– Каким ещё может быть платье?

– Шелковым, новым, прямым…

– Что ещё может быть прямым?

– Линия, дорога, взгляд… и т. д.

6. «Назови слова, относящиеся к спорту»

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.

7. Животные и их детеныши

Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.

Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.

ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК

КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК

КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК

8. Один – много

Цель: развитие речи.

Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.

Варианты слов:

ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ

ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…

ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…

9. «Мячик-соединитель»

Цель: речи, развитие внимания

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

Варианты несогласованных слов:

«СОБАКА, ГУЛЯТЬ» «ДЕРЕВО, РАСТИ» «ДОЖДЬ, ЛИТЬ» «СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ» «КОШКА, ЦАРАПАТЬ» «НОЖ, РЕЗАТЬ» «ДОМ, СТРОИТЬ» «ПОРТНОЙ, ШИТЬ» «ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ» «ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ» «УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ» «ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ» «ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ» «ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ» «ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ» «КНИГА, ЧИТАТЬ» «ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ «ГОЛОВА, БОЛЕТЬ» «СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ» «МЫШКА, ШУРШАТЬ» «КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ» «КРАСКИ, РИСОВАТЬ» «ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ» «МЯЧ, УРОНИТЬ»

10. «Кто где живет»

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.

Муравей в муравейнике

Медведь в берлоге

11. «Подбор объектов к действию»

Цель: развитие словарного запаса.

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?»

«Кто и что греет?» «Кто и что летает?» «Кто и что блестит?»

12. Животные

Цель: развитие памяти, расширение кругозора.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.

13. «Часть – целое»

Цель: развитие мышления и речи.

Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет

Панцирь – черепаха Хобот – слон

Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

14. Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.

Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).

2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

5) Назови слова, относящиеся к искусству.

6) Назови слова, обозначающие овощи.

7) Назови слова, обозначающие фрукты.

15. «Определи понятие»

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»

16. «Говори наоборот»

Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой — маленький».Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ

БЫСТРЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПУСТОЙ

ХУДОЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

17.»Ответь на вопросы»

Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Читайте также:  Занятия с ребенком отстающим в развитии речи

2. Утром люди завтракают, а вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава …

5. Черешня, слива, груши, яблоки… — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?

8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…

9. А маленькая овечка – это…

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

19. Ответь на вопросы

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. С какого месяца начинается год?

4. Назови последний месяц года.

5. Назови зимние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови летние месяцы.

8. Назови осенние месяцы.

9. Перечисли дни недели.

10. Сколько дней в неделе?

20. «Что из чего сделано?»

Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.

1. Дом из камня — …

2. Дом из кирпича -…

3. Шляпа из соломы — …

21. «Укрась слово»

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)

22. «Кто что делает?»

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:

1. Кто учит детей? (учитель)

2. Кто лечит больных? (врач)

3. Кто красит стены? (маляр)

4. Кто делает прически? (парикмахер)

5. Кто строит дома? (строитель)

6. Кто лечит животных? (ветеринар)

7. Кто работает в саду? (садовник)

8. Кто пишет книги? (писатель)

9. Кто управляет оркестром? (дирижер)

10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)

23. «Определи понятие»

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.

3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»

24. Что может быть круглым, мягким, прочным?

Цель: развитие речи, кругозора, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

25. Ответь на вопросы.

Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.

1. В какое время года бывает снегопад?

2. В какое время года бывает листопад?

3. В какое время года идет дождь?

1. В какое время года бывает иней?

2. В какое время года появляются подснежники?

3. В какое время года можно увидеть росу?

4. В какое время года бегут ручьи?

5. В какое время года птицы вьют гнезда?

6. В какое время года появляются комары?

7. В какое время года река покрывается льдом?

8. В какое время года птицы улетают на юг?

9. В какое время года собирают ягоды?

10. В какое время года бывает гроза?

26.»Скажи наоборот»

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).

зима – лето

свет – тьма

день – ночь

27. «Узнай предмет по признакам»

Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.

Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.

1. Белый, сладкий, твердый (сахар).

2. Через речку лег, пробежать помог (лед)

3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

4. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)

6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)

8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)

9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)

10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

28. «Укрась слово»

Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.

Взрослый просит детей описать предмет.

Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?

Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?

29. «Что в чем?»

Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.

Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.

Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.

Источник