Развитие критического мышления у ребенка

Развитие критического мышления у ребенка thumbnail

Развитие критического мышления у ребенка

Взвешивать варианты, искать и анализировать, оценивать и сомневаться не учат в школе. В ней всё проще — делай, что говорят, и будет тебе счастье. Поэтому формирование активного критического мышления ребёнка — задача для родителей. Психолог и автор развивающих игр «Банда умников» Сергей Пархоменко рассказывает, как развивать такое мышление в обычной жизни.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он сам должен принимать важные решения: с кем связывать свою судьбу, куда вкладывать деньги, какое направление карьеры выбрать. Да и в детской жизни умение мыслить критически и независимо может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву.

Помочь ребёнку развить критическое мышление можно и в процессе вполне повседневных дел, если подойти к вопросу творчески. Вот четыре полезные привычки любого родителя, который хочет научить ребёнка оценивать получаемую информацию, а не слепо верить услышанному, научить самостоятельно думать и принимать решения.

Развитие критического мышления у ребенка

1. Не спешите сразу давать ответы на вопросы ребёнка

Буквальный ответ на вопрос иногда может не иметь никакой ценности. Например, если на вопрос «почему небо голубое» вы ответите что-то в духе «оно голубое из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приёмников фиолетового цвета в нашей сетчатке» — это научит вашего ребёнка только тому, что не стоит задавать вопросов, если не хочешь услышать нудное непонятное объяснение в ответ. Взрослые, кстати, вообще переоценивают значение объяснений, для развития мышления важнее стимулировать собственно процесс мышления.

Давайте по-другому, например «Хм, а почему тебя это заинтересовало?». А может быть так: «А ты думал о том, почему предметы вообще имеют цвет?». Или так: «А у тебя есть безумные идеи, почему оно может быть голубым?».

Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа в лоб, который мы можем дать. А когда мы доберёмся до фактического ответа — увидите, насколько более внимательно он будет выслушан, насколько больше уточняющих вопросов он вызовет.

2. Ошибки — это весело!

В традиционном подходе к обучению и воспитанию считается, что слова родителей и учителей никогда не должны подвергаться сомнениям, мол, это подрывает авторитет взрослых. С идеей развития критического мышления это сочетается так себе, правда?

На практике ошибки — это замечательная возможность активизировать мышление ребёнка, ведь ключевой компонент критического мышления — это умение находить несоответствия. Играем в лягушек с малышом? Скажите «гав» вместо «ква». Ребёнок спрашивает «Почему небо голубое?», иной раз можно ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!».

В процессе такой игры ребёнку от возмущений нужно будет перейти к поиску аргументов, доказательств и отстаиванию своей точки зрения, что, опять же, важнейший компонент процесса развития критического мышления.

Только помните — такие «ошибки» должны лежать в зоне комфорта для ребёнка и быть весёлыми для него, слишком взрослые розыгрыши скорее вызовут стресс и непонимание вашего поведения. В конце не забывайте хвалить детей за то, что они смогли заметить ошибку.

В работе с группой детей (да и взрослых) делать временами «ошибки» тоже может быть действенной практикой — это позволяет и лучше удерживать внимание, и поощрять самых активных, и вносить дополнительный элемент игры в занятие.

Развитие критического мышления у ребенка

3. Спрашивайте и поддерживайте разговор

Если быть внимательным, то можно ежедневно находить десятки тем для рассуждений с ребёнком. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?». При этом бывает весело и полезно выступать адвокатом дьявола. Ребёнок говорит — «чтобы смыть грязь», а вы отвечаете — «так посмотри, нет же грязи». Или «ну и что, разве нам повредит капелька грязи?», или «ну мы же всё равно ложкой едим, а не руками!».

Такая дискуссия может быть вдвойне полезна: с одной стороны, как «клуб дебатов», а с другой — это возможность в активном режиме сформировать понимание ребёнка по сути вопроса, будь это мытьё рук или переход улицы на зелёный.

4. Играйте в подходящие настольные игры

Существует множество игр — компанейских и настольных, в которых активно развивается критическое мышление. Игрокам тут приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы и делать правильный выбор. Вот несколько из них:

  • «Да-Нетки» — классическая игра, в которой необходимо отгадать слово или воссоздать загаданную ситуацию, при этом водящий может отвечать на все вопросы игроков только «да» или «нет». При помощи вопросов постепенно сужается количество возможных вариантов ответа, и можно выбрать верный, подходящий под все критерии.
  • «Шляпа», «Активити», «Контакт» и другие игры, где игрок должен объяснять слова или фразы окольными» путями. В игре нужно постоянно вспоминать факты о загаданном предмете (зачем он нужен, где живёт, из чего состоит) и придумывать разные формы для его описания.
  • «Codenames» — настольная игра, в которой командам нужно как можно скорее найти своих тайных агентов среди выложенных карточек. В процессе игры участникам нужно объединять карточки по определённым признакам и методом исключения выбирать нужную карточку с верным агентом.

Фото: iStockphoto (STUDIO GRAND OUEST)

Источник

Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и педагоги считают, что самым важным является возраст с рождения и до трех лет.

Известный японский специалист по вопросам раннего развития Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» рассказывает о том, как ранний опыт жизни влияет на дальнейшую судьбу человека. Самый быстрый скачок развития происходит как раз в это время. Но и после трех лет ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Так что факт остается фактом — все дети дошкольного возраста необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, это совсем не свидетельствует о том, что их нет. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача родителей — направить их по верному пути.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Но почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Слишком сложно для дошкольника?

Вовсе нет. Это только кажется сложным в теории, а вот на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в «почемучку» — это лишь способ привлечь к себе внимание родителей. Из такого поведения родители должны делать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал «мне вас не хватает». Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.

Читайте также:  Консультации для родителей эмоциональное развитие ребенка

А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Есть еще один пример. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В этих ситуациях родителям будет полезно задать ребенку вопрос «почему?». Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос «почему я так считаю?». А это говорит о достаточно высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему развить критическое мышление. Дети дошкольного возраста легко учатся и поддаются практически любому воздействию. А уж родители всегда должны стремиться найти способ повлиять на своего ребенка-дошкольника.

А если не развивать критическое мышление?

Лишь совсем недавно многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: «Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят». Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.

А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.

Таким детишкам очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания входят во многие современные учебные программы.

Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  • В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: «Если …, то …».
  • Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
  • Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  • Не принимайте ответ: «Потому что так хочу» или «Потому что мне так нравится», если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.

Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

  • Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
  • Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Источник

Зачем помогать ребенку развивать критическое мышление, все родители наверняка и так понимают. Другой вопрос — как это делать грамотно, последовательно и результативно? Прежде всего, как советуют психологи, конечно же, побуждать детей к размышлениям, поощрять их желание задавать вопросы, даже если эти вопросы ставят вас в тупик, и вам вообще хотелось бы избежать разговоров на неудобные темы. Каждый раз, когда слышите вопросы от детей, постарайтесь отвечать на них не механически, не стандартными фразами, а действительно ставя себя на место ребенка, пытающегося понять жизнь, в которую он пришел.

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

С самого начала, когда ребенок еще маленький, и когда вы читаете ему сказки, старайтесь развивать у него понимание того, что эта история всего лишь один из вариантов событий, которые могли бы произойти. Все могло бы случиться иначе, если бы… А что именно «если бы» и «кому было бы в этой ситуации лучше всего» — рассуждайте вместе.

Когда ребенок становится старше, эксперименты над литературными произведениями или фильмами можно продолжить: ставьте паузу в момент поворотных событий и спрашивайте у ребенка, как он думает, что произойдет дальше, что может произойти, как он хотел бы, почему, как поступил бы на месте главного героя. После того, как поворот истории станет известным ребенку, сравните его ответ с сюжетом книги или фильма, обсудите сходства и различия.

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

В жизненных ситуациях тоже поощряйте ребенка заранее просматривать варианты развития событий в случае принятия тех или иных решений. Человек, у которого все в порядке с критическим мышлением, способен спокойно обосновать свой выбор, свое мнение, свое решение, принятое в результате анализа совокупности моментов, а не просто продиктованное кем-то.

Учить ребенка мыслить критически помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?..», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Помогите ребенку научиться задавать их себе, в какой бы спорной или конфликтной ситуации он не оказался, какие бы проекты не воплощал и какие бы идеи не обдумывал. А для этого — начните с себя. Да, банальный совет, но он всегда работает с детьми.

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

КТО?

  • Для кого эта ситуация является проблематичной?
  • Кто извлекает в этой ситуации выгоду?
  • Кто может пострадать?
  • Кто уже пострадал?
  • Кто принимает решения?
  • Кто может повлиять на решения?
  • Есть ли кто-то, с кем можно дополнительно посоветоваться насчет сложившейся ситуации?
  • Кто уже побывал в данной ситуации, и как его опыт может помочь?
  • Кто является источником данной информации?
  • Насколько надежен источник информации?

ЧТО?

  • В чем именно проблема, в чем ее суть?
  • Какова цель решения проблемы?
  • Каковы преимущества этого или другого решения проблемы?
  • Каковы недостатки этого решения?
  • Что может быть альтернативой?
  • Какие аргументы против тебя?
  • Каков лучший сценарий для тебя? Для других?
  • Каков худший сценарий? Что может произойти самого плохого?
  • Каковы препятствия для реализации проекта или решения проблемы?
  • Что в данной ситуации важнее всего? Что менее важно сейчас?
  • В чем интерес людей, которые решают эту проблему вместе?
  • Какова твоя цель решения проблемы?
  • Какова твоя степень влияния на решение проблемы, ситуации?
  • Что именно тебе мешает решить проблему, достичь своей цели?
  • Что делать, если происходит что-то, что не было запланировано, если все пошло не так, как хотелось?
  • Что делать, если цель достигнута?
  • Что можно улучшить?
Читайте также:  Что такое интеллектуальное развитие ребенка 3 4 лет

ГДЕ?

  • Где можно найти подробную информацию об этом?
  • Где можно найти помощь?
  • Будет ли где-то это проблемой?
  • Где-то есть потребность в твоей идее?

КОГДА?

  • Когда твой проект, твое решение может стать проблемой?
  • Если идея не воплощается сейчас, то когда сможет?
  • Когда будет лучшее время для ее реализации? Стоит ли подождать?
  • Когда следует обратиться за помощью?

ПОЧЕМУ?

  • Почему же это все-таки проблема?
  • Почему некоторые люди видят это как проблему, а другие не видят?
  • Почему это важно для тебя? Для других?
  • Почему людям нужно знать о проблеме, быть в курсе тех или иных идей, ситуаций?
  • Почему они знают об этом так мало?
  • Почему существует необходимость действовать именно сегодня?

КАК?

  • Как это решение повлияет на тебя? Повлияет на весь мир?
  • Как улучшить существующую ситуацию, идую, проект?
  • Как достичь своих целей?
  • Как оповестить максимально возможное количество людей?
  • Как обойти выявленные препятствия?
  • Как узнать, что эта информация верна?
  • Как узнать, что это решение хорошее или плохое?
  • Как понять, что это решение правильное?
  • Как ты будешь судить об этом решении в будущем?

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Жанна Алибулатова

Источник

Анна Дунаева
Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста

Технология развития критического мышления дошкольников

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта, являются ключевые изменения федеральных государственных требований – направленность на итоговый результат, который представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу.

Важным условием также, стал и интерес к обозначенной проблеме. В течение нескольких лет методической темой нашего дошкольного учреждения является «Развитие творческого потенциала дошкольника», развитие этой темы предполагает реализацию личностно-ориентированных, современных развивающих технологий в образовании дошкольников.

Ребенок должен обладать следующими интегративными качествами:

Физически развитый, овладевший основными

культурно-гигиеническими навыками.

Любознательный, активный.

Эмоционально отзывчивый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа.

-способен конструктивно и критически мыслить;

-быстро реагировать на вызовы общества;

-принимать рациональные решения;

-проявлять точные и быстрые реакции.

успешная и лёгкая адаптация

в современном социокультурном пространстве.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования,является для нас ответ на вопросы: Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией развития критического мышления, мы приняли решение поэтапного внедрения элементов технологии РКМ в практику нашей работы.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.

Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления — это не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту дошкольников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

ТехнологияРКМ позволяет решать задачи:

— образовательной мотивации:

— информационной грамотности

— социальной компетентности:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно.Эта стадия позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

— побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

— осмыслить ее;

— соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

Третья стадия – «рефлексия»размышления.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

В своей работе мы используем следующие приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп мышления»

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Так как во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, то мы предпочитаем использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность,учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы,которые мы применяем в образовательном процессе:.Вот некоторые из них:

«Синквейн» более эффективен на стадии осмысления.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей

Его цель добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн»состоит из следующих этапов:

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности в утробе матери

а)имя существительное, тема

б)признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова

в)действие предмета

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

д) слово-синоним

Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т. к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит? Вот некоторые из «синквейнов»,составленные детьми:

1. Осенние листья

2. Разноцветные, сухие.

3. Желтеют, вянут, опадают.

4. Шуршит под ногами разноцветный ковёр.

5. Парашютики осени.

1 Родина

2 Большая, богатая

3 Кормит, охраняет, любит

4 Дом, в котором мы живем

5 Россия

Мы в своей работе используем не только классические синквейны. Но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

Научить детей думать над услышанным, понимать иногда скрытый смысл, помогает прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Этот прием может быть использован на любой из трех фаз. Ребята не сразу научились задавать такие вопросы.Работали мы по образцу: сначала говорили, показывали, а дети повторяли. Тонкие вопросы требуют односложного ответа.И задаются со словами: кто, что, когда, как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа.Звучат примерно так: дайте объяснение, почему? А что, если? Почему вы думаете, что?

Еще один прием – это «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Так, например, на прошлой неделе подошел к концу наш познавательно-творческий проект «Осенняя пора – очей очарованье». Во время этого проекта наша корзина наполнялась рисунками, поделками, стихами об осени, пословицами, поговорками., приметами осени, осенним словарем в виде картинок. А одним из продуктов проектной деятельности, логическим завершением нашей работы — стал кластер.

Так, что же такое кластер? Приём «Кластер» эффективно используется на всех этапах образовательной деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые.

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

В нашем кластере мы систематизировали знания детей об осени,дифференцировали и структурировали полученную информацию: признаки осени, живая и неживая природа, труд людей, осенние праздники. Для легкости запоминания мы использовали схемы, фотографии, картинки.

Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.

Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

— белая – факты

— красная – чувства, эмоции

— черная – критика

— желтая – позитив

— зеленая – творчество

— синяя – управление процессом

Мы заметили, что этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети — хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критикан, то он хорошо работает в черной шляпе — умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как: метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия,как:

— умение вырабатывать своё собственное мнение;

— способность анализировать тексты, проблемы;

— способность прийти к определённым умозаключениям;

— способность логично выстроить цепь доказательств;

— способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Вот некоторые результаты интеграции технологии РКМ с технологией исследовательской деятельности в практике нашей работы. Участие в конкурсах разного уровня. Это городские и региональные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, где наши ребята занимали первые места. А так же были лауреатами в различных номинациях.

Результатом интеграции ТРКМ с технологиейпроектной деятельности стали разработанные и успешно реализованные совместные проекты:

Познавательно-экологический проект «Наши друзья-насекомые», Физкультурно-оздоровительный проект «Движение-путь к здоровью», групповой проект «Сделал дело-гуляй смело!», Познавательно-творческий проект «Наши любимые животные!»

Мы реализовали проект «Выборы президента в Сказочной стране». Жители сказочной страны обратились к нам с просьбой помочь выбрать президента. Дети, как всегда, с готовностью взялись помочь им в этом.При реализации проекта мы использовали следующие приемы ТРКМ: ассоциации, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы, а так же шесть шляп мышления.

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее.ДЕТИ:

— Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

— Делать выводы.

— Принимать продуманные решения.

— Активизирует мышление.

— Учатся работать в группах и парах.

— Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

— Формируются коммуникативные навыки.

— Дети не боятся высказывать своё мнение

— Учатся здоровой дискуссии.

— Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.

— Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Вывод:

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Источник