Развитие координации движений ребенка 4 лет
Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.
За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.
Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как играть с ребенком и просто и эффективно развивать координацию у детей.
Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?
Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.
Мозжечок
Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.
Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.
Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.
Вестибулярный аппарат
Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.
Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».
Как стимулировать развитие координации у детей?
Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.
Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.
Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.
Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.
Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.
Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.
Игры на замирание:
Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».
Игры на равновесие:
Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?
Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?
Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.
Динамические игры
Игры с внезапной сменой действий или направления:
По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.
Игры на баланс равновесия:
Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.
Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!
Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.
Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.
Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.
Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.
Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!
Как просто и эффективно развивать координацию у детей?
Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!
Устройте дома спортивный уголок, отведите ребенка в спортивную секцию, на танцы, в бассейн, отведите на спортивную гимнастику или акробатику. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок – все это развивает координацию движений.
Увлекательные игры для трёхлеток на развитие ловкости и координации движения.
Игры на развитие координации
Колокольчик
◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?
◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.
◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.
Достань-ка
◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.
Попадай-ка
Игра учит попадать в цель с расстояния.
Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.
◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.
◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!
Снежки
Игра учит попадать в цель с расстояния и в движуюся цель
◈ Как играем: зимой очень много развлечений на улице. Поиграйте в снежки — это полезное и веселое занятие для малышей. У кого больше попаданий в цель — например, в горку или в ствол дерева, тому — приз.
◈ Закрепляем: снежки можно бросать в ведерко или коробку.
Дорожка препятствий
◈ В дождливую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиграйте дома: устройте дорожку препятствий. Например, ребенок должен спрыгнуть со стульчика, пройти по «канату» (веревке, лежащей на полу), подлезть под веревку, пропрыгать на одной ноге до стульчика, где лежит флажок, колокольчик, лента и пр., и поднять этот предмет. Если ребенок пройдет всю полосу препятствий, ни разу не ошибившись, — дайте ему приз! Он — победитель!
◈ Полосу препятствий можно менять и дополнять: бросить мяч в корзинку, прокатить мяч по дорожке и т. п.
«Девочка на шаре»
◈ У многих дома есть большие мячи, на которых полезно делать упражнения, лежа на спине, на животе; перекатываться, отталкиваясь руками от пола; садиться и ложиться. Придумайте вместе с ребенком интересные и полезные упражнения. Предложите ему перевоплотиться в циркового артиста — гибкого гимнаста. И вы увидите, на какие чудеса способен ваш малыш.
Рыболов
◈ Помните такую игру, в которой удочкой с магнитом надо зацепить рыбку? Главное, чтобы у вас был магнитик на веревочке, а рыбок вы легко смастерите сами (например, из пробок и гвоздиков). Кто больше выловит рыбок — тот и есть самый удачливый рыболов.
Вышибалы
◈ В эту игру нужно играть втроем. Двое участников стоят на расстоянии друг от друга, третий — в середине. Играющим нужно, бросая мяч, задеть участника, стоящего в центре. А его задача — увернуться в сторону. В эту игру можно играть на прогулке, на пикнике, на пляже.
Мячик, мячик, ловко скачет
◈ Сколько занимательных упражнений можно придумать с мячом! Бросать и ловить его; кидать в висящую корзину; бросать мяч, хлопать в ладоши и ловить его; бежать и отбивать его на ходу; вести мяч до прочерченной линии; отбивать его и считать количество ударов и т. д. Такие игры отлично развивают ловкость и координацию движений.
Накинь-ка
◈ Хорошо развивает ловкость и координацию движений набрасывание колец на крючки, висящие на стене, на шею игрушечных утки, жирафа. Или пусть взрослый держит в руке палку, а ребенок будет накидывать на нее кольца.
Простая проверка
Оборудование: узкая дорожка.
На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.
Аккуратно по шнуру
Оборудование: шнур длиной 4—6 м.
Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).
Преодолей коридор
Оборудование: 6 стульев.
Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.
Варианты. Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.
При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.
Кривая дорожка
Оборудование: 4 стула.
Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.
Вариант. 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.
Дружу с маленькой подушечкой
Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.
Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.
Дорожка по доске
Оборудование: доска.
Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.
Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.
Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.
С кочки на кочку
На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.
Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.
Источник
В публикации описываются простые упражнения для улучшения общей координации движений и увеличения нейронных связей между полушариями головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Как мы знаем, каждое из наших двух полушарий отвечает за конкретную функцию. Левое — математическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации и постановку целей. Правое — творческое, гуманитарное, отвечает за пространственное зрительное мышление. Так же правое полушарие отвечает за координацию движений организма, что в нашем случае, мы будем улучшать посредством физических заданий и упражнений.
Полушария мозга
В упражнениях будет использоваться такой простой спортивный снаряд, как теннисный мяч, что делает возможным выполнение заданий в актуальных ныне условиях нахождения дома. Если теннисный мяч отсутствует, можно использовать любой мяч, схожий по размеру и другим физическим качествам, а именно прыгучести и сцеплению с поверхностью ладони.
Теннисный (арабский) мяч
Отметим, что упражнения с мячом настолько просты и безопасны в исполнении, что могут использоваться более универсальной группой занимающихся, нежели дошкольниками и обучающимися начальной школы, а именно детьми более старшего возраста, людьми пожилого возраста, с незначительными ограничениями по здоровью.
Снаряжение: теннисный мяч, удобная спортивная форма, комната со стеной и возможностью ее использования
Любая тренировка должна начинаться с разминки. Описываемые упражнения не предоставляют возможности для получения сильных ушибов, растяжений связок и переломов костей, вследствие отсутствия в этих упражнениях опасных, скоростно — силовых , скручивающих движений, движений с максимальной амплитудой и на пределе своих возможностей. Однако короткую классическую разминку все же выполнить необходимо. Разминать в первую очередь нужно локтевой и плечевой суставы, лучезапястные суставы, пальцы рук, так как руки будут задействованы во всех упражнениях. Также проводим короткую общую разминку для всех групп мышц. Для более подробного описания разминки можно пройти сюда.
Наклоны
После разминки приступаем к основной части нашего занятия.
Упражнение 1
Метание мяча в стену с отскоком от стены и ловлей
Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке
Отведение руки назад и бросок мяча в стену на уровне чуть выше головы с отскоком от стены и ловлей правой (той же) рукой. Не допускается касание мяча пола и других поверхностей
То же самое выполняем левой рукой
Количество повторений: 20 вправо, 20 влево
Метание мяча
Упражнение 2
Метание мяча в стену одной рукой и ловля его другой
Исходное положение: Стоя напротив стены (1,5-2 м), левая нога спереди, мяч в правой руке
Отведение правой руки назад и бросок мяча в стену с отскоком от нее и от пола, ловля мяча левой рукой
То же самое выполняется в другую сторону
Обратим внимание, что, в отличие от упражнения 1, здесь, помимо отскока от стены, необходимо выполнить отскок от пола
Количество повторений: 15 вправо, 15 влево
Упражнение 3
Подбрасывание мяча над собой одной рукой и ловля его другой рукой
Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя
Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 50 — 60 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. При возможности подбрасывания выполняются на 1-1,5 метр над головой. Во время подбрасывания также можно добавить хлопок в ладоши за спиной
То же самое выполняется в другую сторону
Количество повторений: 20 вправо, 20 влево
Подбрасывание и ловля мяча
Упражнение 4
Бросок мяча с отскоком об пол и ловлей мяча другой рукой
Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой на чуть согнутой руке, ладонь книзу, пальцы от себя
Бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола- ловля его левой рукой, ладонью вниз
То же самое выполняется в другую сторону
Количество повторений: 20 вправо, 20 влево
Упражнение 5
Подбрасывание мяча рукой из-за спины и ловля его двумя руками перед собой
Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч за спиной
Правая рука подбрасывает мяч из-за спины вверх вперед, так, чтобы он перелетел через голову и опустился перед собой районе груди, ловля мяча выполняется двумя руками. Ноги могут сгибаться при броске и ловле мяча
То же самое выполняется в другую сторону
Количество повторений: 15 вправо, 15 влево
Подбрасывание мяча из-за спины
Упражнение 6
Подбрасывание мяча рукой вверх из-под поднятой одноименной ноги с ловлей другой рукой
Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой, кисть немного отведена вправо.
Правая нога отводится вперед на 90 градусов, а рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое
Количество повторений: 15 вправо, 15 влево
Подбрасывание мяча из-под одноименной ноги
Упражнение 7
Соединяем упражнение 3, упражнение 4 и упражнение 6
Получаем комплекс из трех упражнений, каждое из которых выполняется на 4 счета:
Исходное положение: Стоя корпус прямо, ноги на ширине плеч, правая рука держит мяч перед собой в чуть согнутой руке, ладонь кверху, пальцы от себя
Счет 1-4: Упражнение 3: Подбрасывание мяча правой рукой вверх над головой на 30 — 40 см, ловля мяча левой рукой в районе исходного положения. Выполняем то же упражнение в другую сторону
Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!
Счет 5-8: Упражнение 4: Правая рука выполняет бросок мяча в пол под углом 45 градусов, после отскока мяча от пола ловля его левой рукой, ладонью вниз. Выполняем то же упражнение в другую сторону
Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!
Счет 9-12: Упражнение 6: Правая нога поднимается на 90 градусов, а одноименная рука проносит мяч снизу под бедром и резким движением кисти выталкивает мяч вверх. Левая рука осуществляет ловлю мяча на опускании и выполняет то же самое
Упражнение выполняется по одному разу в каждую сторону !!!
Количество повторений комплекса: 20
В конце занятия обязательно выполняем заминочные восстановительные упражнения и растяжку
Упражнения для растяжки
В следующей публикации будем выполнять упражнения на координацию с использованием двух теннисных мячей !!!
Статьи на похожую тему:
Тренировка с утяжелением в домашних условиях
Планка. До 5 минут за 30 дней
Тренировка пресса в домашних условиях
Коронавирус в мире? Тренируемся дома!
Поддержание своей физической формы в период самоизоляции
Развитие координации у детей с использованием двух теннисных мячей
Источник
Чтобы малыш рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют очень много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не стоит забывать и о крупной моторике, ведь уже в школьном возрасте ребенку не обойтись без хорошей координации движений тела.
Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.
На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.
Требования к упражнениям и техника безопасности
Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.
Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.
Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.
Упражнения для детей 2-3 лет
В столь юном возрасте у ребенка еще очень маленький двигательный опыт. Даже простую ходьбу можно назвать упражнением. Поэтому сначала малышу предлагаются самые легкие упражнения, которые постепенно усложняются. Первые упражнения на развитие координации движений — это ходьба, перешагивания через препятствия, приседания и наклоны. Их рекомендуется проводить на улице во время прогулки. Ближе к трем годам можно постепенно осваивать более трудные задачи — ходить по бревну или лавке с помощью родителей (на первых порах).
Упражнения для детей 3-4 лет
Научившись ходить по скамейке, пора учиться и слезать с нее. Предлагайте крохе сходить с бревна или скамейки не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Как правило, малыши в этом возрасте очень активны и подвижны, их не надо уговаривать побегать, и они сами с энтузиазмом покоряют все лесенки и тренажеры на детской площадке. Главное — постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными. Также хороший результат дает хождение по дорожкам с препятствиями и упражнения на кольцах.
Упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте продолжается ходьба по скамейке, бревну, лесенке и просто по уличным бордюрам. Но теперь стоит активнее подключать руки: просите ребенка выполнять упражнения с определенными движениями рук — над головой, сложив крест-накрест на груди и т. д. Важно не добавлять новые упражнения, а следить за осанкой малыша, чтобы оттачивать его движения до совершенства. Более сложный вариант: передвижение по бревну или скамейке с одновременным подбрасыванием мяча вверх. Приступайте к нему, когда будете уверены в твердости движений ребенка.
Упражнения для детей 7-8 лет
Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста обычно состоит в комбинации статики и динамики, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке присесть и повернуться кругом. Положение рук во время выполнения упражнений может быть разным — в стороны, за спину, за голову, на поясе. Однако длительная статика очень утомляет ребенка, поэтому позицию рук желательно менять достаточно часто. Вводите резкие повороты и быстрые прыжки — физически дети уже готовы к этому, и их очень веселит подобная динамика. Занимаясь с ребенком, пробуйте выполнять упражнения вместе, ведь это интересно и полезно для каждого из вас.
Источник