Развитие коммуникабельности у ребенка

Развитие коммуникабельности у ребенка thumbnail
Как улучшить коммуникабельность ребенка

Рейтинг
5

Три последовательных этапа обучения ребенка навыкам общения и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Не всем детям нужна помощь в работе над своей коммуникабельностью, к тому же определенные навыки общения, в которых нужно практиковаться вашему ребенку, могут меняться в зависимости от его возраста. Главное, это знать нормативы, которые соответствуют разным возрастным группам, и своевременно определять, когда и в чем ребенку требуется помощь.

Обучение детей соответствующим навыкам коммуникабельности можно разделить на три этапа: определение навыков, нуждающихся в развитии, выяснение способов обучения этим навыкам и закрепляющие уроки с необходимыми средствами.

В данной статье вы пройдете через все три этапа и узнаете примеры того, как ребенок, поборовший робость и социальную тревогу, может стать дружелюбным малышом, чувствующим себя комфортно и готовым справиться с любой социальной ситуацией.

Определение этапов социального развития

К определенному возрасту у детей развиваются соответствующие социальные навыки и социальные сигналы.

  • Возраст от 2 до 3-х лет: ребенок способен привлекать внимание других людей, инициировать социальный контакт с детьми как устно (говоря «привет» и «до свидания»), так и физически (например, касаясь рукой); наблюдать за человеком, который о чем-то высказывается, говорить, когда наступает его очередь, и смеяться над нелепыми предметами и событиями.
  • Возраст от 3 до 4-х лет: ребенок способен соблюдать очередь в играх, относиться к кукле или мягкой игрушке, как к живому существу, и инициировать вербальное общение с использованием актуальных слов.
  • Возраст от 4 до 5-ти лет: ребенок может лучше сотрудничать с другими детьми, использовать прямые требования (например, «прекрати»), более склонен сплетничать и ябедничать, примерять на себя роли папы и мамы в своих фантазийных играх.
  • Возраст от 5 до 6-ти лет: ребенок способен радовать своих друзей, доставлять им удовольствие, угождать, говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо», понимать плохие слова; развивает стратегический подход к переговорам, играет в конкурентные, соревновательные игры, узнает о понятиях «честная игра» и «спортивное поведение».
  • Возраст от 6 до 7-и лет: ребенок может сочувствовать другим людям (например, плакать о грустном), склонен делиться, использует позы и жесты, ждет своей очереди, умеет проигрывать и менее склонен винить других, больше шутит и слушает, когда другие высказывают свою точку зрения, поддерживает и меняет ее, заканчивает темы разговоров соответствующим образом. Однако в этом возрасте ребенок все еще не понимает четкой разницы между хорошим и плохим и не может самостоятельно определять правильное направление.

​Улучшение социального развития

Игры в компании являются важной частью взросления, но дети с проблемами коммуникабельности могут испытывать трудности при планировании своего игрового времени. Совместные игры (с приглашенными домой детьми) – это отличный способ познакомить ребенка с принципом соблюдения правил и научить вежливости по отношению к своим гостям.

Заранее обсуждайте любую потенциально возможную дискомфортную ситуацию и непременно составьте план. Обсудите различные мероприятия, в которых дети могут участвовать вместе, после чего ваш ребенок сможет предложить своему гостю три возможных совместных занятия на выбор. Пусть они по очереди выбирают занятия, чтобы избежать ссор и научиться компромиссу. Предварительно поговорите о том, как, по мнению вашего ребенка, все будет происходить. Вы можете даже инсценировать и потренироваться в приветствии и хороших манерах. Если это необходимо, напишите сценарий, чтобы снизить уровень стресса вашего ребенка.

Для дальнейшего совершенствования социального развития ребенка детские психологи и эксперты по воспитанию советуют следующие четыре стратегии.

  • Учите эмпатии и сочувствию: просмотрите различные варианты ситуаций, задавая ребенку вопрос о том, что могут чувствовать другие люди, если происходит то или иное событие, и каждый раз меняйте ситуацию для большего охвата всевозможных эмоций и переживаний.
  • Объясняйте важность личного пространства: расскажите ребенку о том, как важно иметь некоторое личное пространство, чтобы чувствовать себя комфортно и практиковать во время игр приемлемые способы взаимодействия с друзьями.
  • Практикуйте социальные инициативы: учите детей, как правильно начинать разговор, привлекать чье-то внимание или присоединяться к группе детей, которые уже играют друг с другом. Все эти ситуации можно обсуждать и предлагать варианты поведения за обеденным столом или по дороге в школу.
  • Учите соблюдать очередь: сядьте с ребенком и, по крайней мере, один час в день играйте с ним, чтобы объяснить, что значит ждать, соблюдать очередь, делиться.

​Подкрепление конкретных навыков коммуникабельности

Различные виды деятельности и игры могут предоставить дополнительную помощь в развитии конкретных навыков. Вы можете подкреплять социальное развитие вашего ребенка и его взаимодействие с другими детьми, играя в «Имена» или «Следуй за лидером». Игра в «Имена» разработана, чтобы научить маленьких детей привлекать внимание к себе, прежде чем они начнут говорить по существу. Пусть дети сядут в круг, и один ребенок возьмет мячик. Затем он должен назвать по имени еще одного игрока в круге и подкатить ему мячик. Этот игрок, в свою очередь, называет по имени следующего ребенка и катит мяч ему, и так далее. Классическая игра «Следуй за лидером» учит детей соблюдать очередь и проявлять терпение. Назначьте лидером себя или своего ребенка, и пусть последователи повторяют, копируют действия лидера.

Читайте также:  Методики для личностного развития ребенка

Специалисты рекомендуют следующие мероприятия для развития отдельных навыков коммуникабельности.

  • Для невербальных навыков: учите детей распознавать выражение лиц и язык тела. Для этого можно без звука смотреть соответствующие детские ТВ-передачи, наблюдать за тем, как ведут себя персонажи, и определять, что могут означать их различные движения. (Педиатры рекомендуют детям проводить не больше двух часов в день за просмотром телевизора.) Угадывайте, что говорят персонажи, и наблюдайте за их мимикой. Также можно просмотреть несколько журналов и изготовить коллаж с разными выражениями лиц и обсудить, о чем могут говорить люди на этих фотографиях.
  • Для тона голоса: чтобы помочь детям различать диапазон тонов, используйте диктофон или другое записывающее устройство и записывайте различные голосовые эмоции, попросите своего ребенка определить их, а затем объясните, как меняется смысл произносимого вместе с изменением тона голоса. Например, попробуйте записать такие фразы, как «Я злюсь!» громким сочувствующим голосом, а затем «Мне так грустно» мягким, низким, удрученным голосом.
  • Для концентрации внимания: если ваш ребенок испытывает трудности при сосредоточении, выберите определенную тему и произнесите три фразы – две связанных с темой и одну случайную. Затем попросите ребенка выбрать из них предложение не на тему. Например, тема – дрессировка вашей собаки. Расскажите о том, как она сегодня долго гуляла на улице и что она делала в парке, а затем скажите что-нибудь о погоде. Попросите ребенка отличить предложение, которое не соответствует основной теме вашего рассказа. Кроме того, за обеденным столом попросите ребенка проследить, сколько раз изменялась тема разговора во время трапезы.

​Если у вашего ребенка еще остаются трудности с развитием навыков коммуникабельности, соответствующих его возрастной группе, скорее всего, настало время немного помочь ему. Некоторые дети испытывают сложности с контролем над своими импульсами, побуждениями (проявляют несдержанность) и саморегуляцией, а другим бывает сложно обрабатывать информацию. Такие проблемы могут привести к затруднениям при взаимодействии со сверстниками. Поэтому, если социальные проблемы вызывают страх вашего ребенка или заставляют его чувствовать себя изолированным, обратитесь за помощью к вашему педиатру.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
02.12.2015

Источник

Как развить коммуникабельность у ребенкаКак развить коммуникабельность у ребенка

Уверенные, успешные, которые умеют высказать свое мнение, а еще имеют много друзей, что всегда готовы прийти им на помощь, — наверное, именно такие люди нравятся каждому из нас. И мы называем их коммуникабельными, а такую черту, как коммуникабельность, считаем одной из самых важных в этом мире и желаем, чтобы и мы, и наши дети умели так же общаться с людьми. И это действительно очень важно. Но для того, чтобы развивать природную коммуникабельность, нужно начинать с самых малых лет. Поэтому, следующие несколько советов вам подскажут, как развивать коммуникабельность у ребенка.

Совет первый. Дайте пространство. Именно, с самых малых лет ребенок учиться общаться в садике, на игровой площадке, в гостях в ваших подруг, бабушек-дедушек и везде, где есть чужие люди (магазин, автобусы). Ваша роль дать ему пространство общаться с другими людьми. Например, в игровой песочнице, если ваш ребенок уже умеет разговаривать, не говорите за него и не лезьте в его личное пространство. Даже в маршрутке, когда чужая тетя спросит у вашего ребенка, в каком он учиться классе, не хватайте ребенка и не смотрите, как будто та тетя вам должна полмира. Наоборот, именно так ребенок научится не бояться общаться с чужими людьми. А это — основа коммуникабельности.

Как развить коммуникабельность у ребенка 

Как развить коммуникабельность у ребенкаКак развить коммуникабельность у ребенка

Совет второй. Научите ребенка знакомиться с другими. Если вы увидели, что ребенок не умеет знакомиться с другими детьми, помогите ему. Сначала сами поговорите с ребенком, спросите, почему он не познакомился с другим ребенком в парке или на площадке. Потому, как взрослому, объясните, как знакомиться с другими. Не думайте, что он это перерастет. Потому что, чем дальше, тем больше он будет оставаться один, не заведет друзей, и будет становиться более замкнутым. А это — самая большая проблема в коммуникабельности.

Совет третий. Посещайте с ребенком много общественных мест. Для того, что развивать коммуникабельность у ребенка, больше с ним бываете в общественных местах. Именно хорошо будет там, где играют много детей и ребенок будет в их окружении. Например, отдавайте его в игровые комнаты, ведите на аттракционы и не игнорируйте приглашения на детские праздники.

Как развить коммуникабельность у ребенка  

Как развить коммуникабельность у ребенкаКак развить коммуникабельность у ребенка 

Совет четвертый. Разрешите ребенку совершать ошибки. Именно коммуникабельность в детей страдает из-за их строгости их родителей. Это ясно, что родители считают своего ребенка лучше всех. Но чаще всего перегибают палку, так как за каждое неверно сказанное слово, неверный поступок, начинают строго наказывать. Таким образом, ребенок боится совершать ошибки, и даже не будет начинать общаться с другими, потому что будет бояться вашего наказания. А ведь в общении ошибки неизбежные! Поэтому, говорите ребенку, что всегда его поддерживаете, и что идеальных людей не бывает, поэтому они с вашим ребенком дружат, другие — нет. И это нормально. Это жизнь.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с различной степенью умственной отсталости

Как развить коммуникабельность у ребенка видео

Совет пятый. Разрешайте приглашать друзей к вам в гости. Да, у вас в квартире может быть белый диван, дорогой дубовый паркет и много других важных вещей. Но ребенку нужно общение, поэтому разрешайте приглашать друзей в гости. Так легче ребенку будет показать свои игрушки, а также подкрепить собственный авторитет. Потому что в собственном доме ваш малыш чувствует себя уютно, комфортно и ему легче будет общаться с приглашенными гостями.

Запомните главное правило, что вам нужно научиться поддерживать вашего ребенка, и не запрещать ему строить собственную манеру разговора, выбирать себе друзей. Потому что лишь свобода действий поможет лучше социализироваться вашему ребенку и научиться быть коммуникабельным.

Источник

Статья:

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками. Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

Читайте также:  Медвежонок центр раннего развития ребенка

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник