Развитие этики у ребенка

Развитие этики у ребенка thumbnail

Антонина Мокроусова
Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

«Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы Мокроусовой А. В.

старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 120»

Саранск, 2013 г.

«Под именем нравственности мы разумеем

не только внешние приличия, но и всю

внутреннюю основу побуждений человека»

Я. А. Коменский

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Актуальность и перспективность опыта

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.

Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.

Почему же возникла необходимость разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому,что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.

Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.

Перед педагогическим коллективом дошкольногоучреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников, позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.

Задачи:

1. Сформировать предметно-развивающую среду для обогащения разнообразной деятельности детей.

2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.

3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.

4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.

5. Конретизировать содержание этических знаний для детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.

7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.

8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.

9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта с целью формирования этических представлений у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.

Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период,определяется рядом причин:

1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.

2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.

Реализация основныхконцептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизации, дифференциации, доступности, интегративности, принцип развивающего характера, принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру.

Новизна опыта состоит в том, что он позволяет через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.

Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Читайте также:  Влияние сверстников на развитие личности ребенка

Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:

— воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;

— повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).

— развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

— совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;

— повышению социального статуса образовательного учреждения

по этическому развитию и воспитанию детей;

Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка

мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.

Литература

1. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А. П. Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988

2. Рылеева Е. В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире

людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р. С. Буре, М. В.Воробьева М: Просвещение, 2004

5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

6. Шипицина Л. М., О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.

7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.

8. Кондратьева А. С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.

Источник

Статья:

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.
Читайте также:  Известно что развитие понимание речи ребенком

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.
Читайте также:  Развитие личности в процессе взаимодействия ребенка и взрослого

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник