Развитие эстетической культуры ребенка в семье

Эстетическое воспитание детей в семье

                                                                                         Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

        учитель русского языка и литературы

                                                                                      МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

                                                                                     Рыбно-Слободского муниципального

                                                                          района Республики Татарстан

      Воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: «плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом» (А.С.Макаренко).

       Долгое время общепринятым являлся взгляд на семью, как на «помощника школы» в воспитании детей. Нет, семья – «главный воспитатель». Кроме воспитательной, семья осуществляет оздоровительную, нравственную, познавательно-образовательную, бытовую, трудовую, эстетическую и стимулирующую самостоятельный опыт личности ребёнка функции. Современная семья развивается в совершенно новой и противоречивой общественной ситуации. Семье всё труднее и труднее сохранить свою нравственную целостность, воспитательную стабильность. Слишком велико и губительно микросреды. сомнительные ценности, чуждые российскому менталитету, культивирует сегодня СМИ.  И вот уже вседозволенностью, волной помолодевшей преступности, ранними сексуальными связями, ростом числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурением, наркоманией «заражён» социум.

    А ведь детям интересно – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на эстетическое воспитание детей в семье.

     Слово эстетика (греч.) обозначает чувство, прежде всего чувство прекрасного.  Но мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного?

     Вспомним, Л.Н.Толстой, когда обосновал Яснополянскую школу, придавал необычно большое значение преподаванию музыки, пения и рисования. Чтобы представить себе всю сложность картины эстетического воспитания в школе, перечислим те компоненты, которые составляют её содержание. Это решение задач на уроках, работа в кружках, с спортивных секциях, туристических походах, работа в летнем трудовом лагере, олимпиады. Это интерьеры школьных помещений, лаборатории и кабинеты, пришкольный участок, наглядные пособия, выставки работ учащихся; это классные часы, диспуты, встреча со знатными людьми, посещение музеев и театров и т.д.  

    Ребёнок общается с друзьями, взрослыми, он активно познаёт окружающий мир, оценивает его со своей точки зрения и создаёт некие эстетические ценности. Дети они очень любознательны. Поэтому уже пятилетний ребёнок создаёт бесконечно множество проблемных ситуаций, обращаясь к матери с вопросами: отчего стол не ходит, а солнце ходит без ног, кто же нарисовал узор на окне?  

    Но, к сожалению, мы, родители, всегда куда-то спешим, и такие вопросы нам кажутся пустяковыми. А ведь ребёнку это интересно, он вполне серьёзно спрашивает о тех вещах, которые он сам видит, и ждёт от нас ответа.

     Если мы озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к искусству тех, кто их воспитывает, растит, о месте искусстве в семье, в повседневной жизни детей дома, о том, как велика роль искусства в установлении и регулировании отношений между взрослыми и детьми. Ведь нередко в семье, где всё, казалось бы, пристойно, царит атмосфера разобщённости, холода. Дети это чувствуют куда быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Многие родители: «Мы делаем для него всё. Всё даём, всё покупаем… Что ему ещё надо?» Малого! И очень многого! Вашего интереса к нему, общения с вами. Душевного тепла и взаимопонимания.

    Поэтому важно, чтобы ребёнок испытал нелёгкую радость от им самим выточенной на станке детали, от красиво сшитого платья, от выращенных им самим урожаев овощей и фруктов. Конечно же, тогда его надо похвалить, поддержать.

    Родители должны заботиться о том, чтобы дети правильно воспринимали прекрасное, — интересоваться, каково отношение их ребёнка к труду. Например, умеет ли он мыть пол дома? Помогает ли в домашних делах? Участвует ли в оформлении и украшении жилища? Ухаживает ли за цветами? Как он относится к своим вещам, книгам, тетрадям? Как он проводит свой досуг: не долго ли сидит за телевизором. Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. Не надо забывать о том, что существуют передачи только для взрослых.

     Сегодня почти у каждого подростка имеются мобильный телефон и плеер. Какую музыку он слушает? О чём поётся в песне? Стоит прислушаться.

     Бесспорно, велика роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Сейчас в каждой семье есть возможность приобретения детских книг. Дарите своему ребёнку, если еще в детский сад ходит или учится в начальной школе, книги с красивыми картинками, пусть он больше рисует, позже отведите его в библиотеку. Так развивается его кругозор. Дети подражают  героям сказок, книги учат разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно я рекомендовала бы молодым родителям, чтобы они  читали вслух детям книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского. У детей удивительная память, они быстро запоминают четверостишия.

     В эстетическом воспитании детей важную роль играет живопись. Живопись – это вид искусства, так же, как литература, музыка.

   Чтобы создать рассказ, написать повесть, автор пользуется Словом; создавая музыкальные произведения, композитор использует звуки. А материал художника – краски. Именно благодаря различной гамме красок, создаётся картина. Когда мы смотрим на картину, созданную мастером, мы эмоционально воспринимаем то, что изображено на картине, любуемся увиденным, сочувствуем героям, которых создал художник. Например, такие картины, как «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова в душе ребёнка вызывают только положительные чувства, возможно, чувства гордости за красоту родной земли. Каждый раз человек обогащает свой духовный мир. Поэтому такие картины должны занять достойное место в каждой семье.  

      Приобщение детей к искусству — это сложный вопрос. Научить их увидеть прекрасное в повседневной жизни ещё сложнее. Надо обращать внимание детей на архитектуру зданий, на яркость и красочность праздничного оформления города, на памятников, мимо которых многие равнодушно проходят. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к малой родине.  

Понимают ли наши дети язык природы, о котором писал Михаил Пришвин. Часто ли мы с семьёй бываем в природе? Ведь безразличный ребёнок не вырастет хозяином своей земли. Самое главное: природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам первые зубы

    Эстетическое восприятие природы  мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчиков волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!»).

   Сейчас зима. Почему бы мальчикам не посоветовать, чтобы они сделали коробки-кормушки для птиц.

    Мне кажется, если ребёнок добр к природе, к животным, он никогда не совершит зло. Не способный ощущать красоту, человек духовно беден. Взгляд его на жизнь примитивен и убог. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, тем интеллектуальнее человек.  

     Каждый из родителей является самым главным педагогом и воспитателем своего ребёнка. И очень многое в воспитании личности зависит от традиций, привычек в семье. В первую очередь, родители сами являются примером для их же детей. Недаром Максим Горький говорил: «Эстетика – это этика будущего».

Использованная литература

1. Волович. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. – Казань: 1976.

2. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.

3. Картины художников Татарстана на уроках развития речисост. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова.  – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

Источник

Наталья Колмакова
«Эстетическое воспитание детей в семье». Конспект родительского собрания

Эстетическое воспитание ребенка в семье

Время проведения: третий квартал (март — май)

Цели: раскрыть значение эстетического воспитания в семье; подвести родителей к осознанию того, что именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный, интересный мир, развить эстетический вкус и способность творчества.

Форма проведения: вечер – встреча.

План проведения

1. Вступительное слово

2. Педагогический всеобуч

3. Круглый стол

4. Упражнение «Рисуем своё чувство»

5. Заключительный этап. Чаепитие взрослых и детей.

Ход мероприятия

I Подготовительный этап

1. Подготовка к собраниюнеобходимого материала:

Бумага, изо. материалы для проведения упражнения «Рисуем своё чувство».

Костюмы детей для драматизации сказки «Капризка» (Приложение А).

2. Оформление музыкального зала.

3. Приготовление каждой семьёй угощения для чаепития.

4. Подготовить вопросы для заключительной части «Волшебные конфеты» (Приложение Б).

5.Оформление плакатов с цитатами:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).

«Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии» (Д. Б. Кабалевский).

«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное; всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость).

6. Подобрать музыкальное сопровождение.

7. Подготовка презентации.

II Вступительное слово

1. Приветствие (слайд 1)

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Прежде чем мы начнём наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте (слайд 2)

— Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

— Здравствуй, — Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2. Разминка

Воспитатель: Проведём небольшую разминку. Упражнение «Вопрос — ответ».

Родители встают в круг, у воспитателя в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч родителю. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д.Например: «Какое у Вас настроение?», — «Хорошее». – «Что Вы ждете от сегодняшнего дня.

III Педагогический всеобуч

Понятие «Эстетическое воспитание» (слайд 3)

Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно.

Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Функции эстетического воспитания (слайд 4)

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания (слайд 5)

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Средства эстетического воспитания (слайд 6)

В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой можно как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры – включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играется или засыпает. Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Рекомендуемая детская литература (слайд 7)

С поэзией знакомить детей уже желательно в возрасте от 2-3 лет, когда они способны понимать смысл прочитанного. Лучше всего для начала выбирать стихотворения известных детских поэтов, талант которых проверен годами. Современные красочные книги способны увлечь малыша яркими рисунками, но далеко не всегда их содержание может называться литературным произведением. Поэтому не стоит рисковать и лучше приобретать книги опытных мастеров с простыми и в то же время небанальными рифмами, интересными сюжетами.

Эстетическое воспитание в семье, охватывающее в основном дошкольный и школьный периоды жизни детей.

Плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.

IV Круглый стол

Сегодня на встречи состоится разговор о том, что включает в себя эстетическое воспитание?

-Какую роль в его формировании играет семья? (Эстетическое воспитание в семье является важнейшим компонентом всестороннего формирования.).

-Какую роль во всестороннем развитии личности ребенка играет эстетическое воспитание? (Эстетическое воспитание это – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивость к красоте, умение наслаждаться произведениями искусств, а также способность к творчеству).

-С помощью, каких направлений, входящих в программу эстетического воспитания детей в семье можно осуществить данное направление? (рисование, музыка, пение, литература).

-Удается ли самому родителю разглядеть врожденные задатки ребенка? (например: высокая восприимчивость к музыке; к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким – либо из этих искусств).

-Какое воздействие оказывает на детей художественная литература.

V Упражнение «Рисуем своё чувство»

Читайте также:  Как влияют отклонения здоровья на развитие ребенка

Воспитатель. Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Велика роль семьи в выявлении художественных способностей детей.

Я вам предлагаю прислушаться к себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать то, что соответствует этому чувству, и дать комментарии к своему рисунку. (Родители выполняют упражнение).

Это упражнение тренирует способность «прикасаться» к своим чувствам, слышать и чувствовать музыку.

Упражнение «Дорисуй фигуру» (слайд 8)

Способности, призвание можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая ребенка в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

У меня на слайде и у вас на листах бумаги изображены геометрические фигуры. Посмотрите внимательно на фигуры, с чем они у вас ассоциируются, дорисуйте их, используйте цветные карандаши.

Это упражнение развивает творческие способности, воображение, фантазию, тренирует мелкую моторику рук, активирует познавательные процессы — логическое мышление, память, внимание, закрепляет геометрические формы, цвет, размер.

Упражнение «Нужные вещи» (слайд 9)

Красиво одеться, красиво обставить свой дом- это привитие эстетического вкуса в одежде и в интерьере. Ребенок узнает назначение вещей, одежды.

Посмотрите на следующий слайд. Сгруппируйте одежду по временам года.

Это упражнение закрепляет знание времен года, формирует правильное отношение к одежде, воспитывает эстетический вкус.

VI Заключительный этап собрания

Уважаемые родители! Приглашаем вас на чай с сюрпризом.

Воспитатель на разносе предлагает каждому родителю выбрать по одной «конфетке», в которой будет вопрос по теме «эстетическое воспитание в семье».

Источник

Педвсеобуч: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ»

Цель собрания:

  • Эстетическое развитие подростка в семье. Воспитание целостного эстетического отношения к миру, развитие способности к полно1енному восприятию искусства и духовному общению.
  • Возможности художественного и музыкального воспитания и просвещения в семье, помощь подросткам в приобретении опыта художественного творчества. Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения, видео. Художественно-эстетические потребности подростков. Своеобразие подростковой культуры и учет его в практике семейного эстетического воспитания.
  • Помощь родителей в привитии ребенку индивидуальной культуры танца.

Форма проведения: дискуссия.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать. Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:

  • средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;
  • воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;
  • развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;        
  • развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к инфантильной восторженности. Если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пустоте и бездумному эстетству.

Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, надо самому обладать хорошим вкусом. Но ведь собственный вкус ниоткуда не возьмется, если он не будет развиваться. Если родители приносят в дом искусствоведческую литературу, репродукции, дети не смогут остаться равнодушными к ярким иллюстрациям, особенно если заинтересовать его и рассказом об изображенном. Не может ребенок остаться безразличным к такого рода просмотрам с пояснением. Подросток должен привыкнуть к языку красок, к шероховатой поверхности мазков, к смелым бликам, к разным изобразительным манерам. И этот процесс привыкания и есть процесс образования той основы, на которой складывается свой вкус. Пусть у каждого будет свой любимый художник. Полезно, если у детей будет своя коллекция репродукций. Как можно чаще советуйтесь с детьми относительно интерьера комнаты, квартиры, обоев, картин, костюма. Пусть подросток присматривается и учится отличать красивое от безвкусного. Пусть сам делает попытки усовершенствовать что-либо вокруг себя: перекрасить, переставить, обновить, подклеить, повесить новую репродукцию. Если среди работ сына или дочери появились, на ваш взгляд, очень интересные, доставьте ребенку радость — устройте небольшой домашний вернисаж. Не приглашайте много людей, только близких. Во многих журналах есть художественные вкладки с репродукциями, даже если в течение месяца раза два вы поговорите о них дома, это скажется на развитии ребенка. Если спросить подростков об авторах наиболее известных картин, о жанре картины, стиле, то, к сожалению, большинство ребят ответить на эти вопросы не может. Искусство воспитывает, объединяет, духовно обогащает общение. Тесное общение родителей с детьми создает естественные предпосылки для развития эстетического воспитания.

Моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека объединяет музыка. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что Человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической культуры. Конечно, без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания, для формирования хорошего музыкального вкуса. В. А. Сухомлинский писал: «Я бы советовал воспитателям подростков: пусть будет меньше бесед и лекций, диспутов и вечеров, вопросов и ответов про любовь; пусть тихо, безмолвно вслушиваются подростки в музыку о любви». Огромное воспитательное значение имеют и небольшие «домашние концерты», на которых поют, играют на аккордеоне, гитаре, рояле, танцуют, декламируют все члены семьи.
В таких семьях нередко возникают неплохие семейные ансамбли. Не случайно в танцевальные и другие музыкальные кружки, как правило, записываются прежде всего подростки, у которых в семье кто-либо из взрослых поет, танцует или играет на каком-либо инструменте.        

Экранные искусства (кино, телевидение, видео) создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта. Задача родителей, школы — упорядочить по возможности это воздействие, формируя у подростка критическое отношение к поступающей экранной информации, самостоятельных эстетических оценок, суждений. А это, в свою очередь, поможет создать благоприятные условия для определения ценностных ориентации, устойчивых интересов в области экранных искусств. Давайте приглядимся, чем живет подросток, какой духовной «пищей» питается, что его окружает, что он слушает и смотрит. А «пища» эта сплошь непотребная, плохо перевариваемая даже взрослыми. Внутреннему миру подростка она несет гибельное разрушение. В роли проводника тлетворных идей чаще всего оказываются телевидение и радио. До недавнего времени мы критиковали программы только зарубежного экрана, заполненного сексом и насилием. Теперь в ухудшенном варианте это все переместилось в Россию. За вечер юный зритель увидит не одну эротическую сцену, где грань, отделяющая ее от порнографии, едва различима; поучаствует в погоне за человеком и ознакомится в подробностях с его убийством, а в промежутках будет наблюдать на зависть красивую жизнь богатых в зарубежных фильмах и сериалах. Отдохнуть душой, улыбнуться, порадоваться остроумной шутке, увлечься фильмом, будящим совесть, ум, фантазию, — редчайший случай.

В семье необходимо развивать опыт общения школьников с кино, телевидением, видео; давать представления об основных явлениях в современных экранных искусствах; помочь ориентироваться в потоке «экранной» информации; развивать познавательные интересы, художественный вкус по отношению к кино, ТВ, видео, кабельному телевидению, самостоятельность суждений и оценок.

Читайте также:  Беседа с родителями по развитию ребенка

Качественное своеобразие подростковой культуры связано с самоутверждением подростка на основе «торопливого» подражания взрослому. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социокультурная ситуация меняет сам облик молодого человека. В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между молодыми лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, равнодушие, асоциальность — вот какую картину можно сегодня наблюдать в молодежной среде. Научно-технический прогресс, оказывающий влияние на «бурное» развитие «событий» в культуре, усиливает, усугубляет обусловленное психологическими возрастными особенностями тревожное состояние подростка. Поэтому протекающий в современных условиях процесс его самовыражения, творческой самореализации нуждается в бережном и терпеливом к нему отношении. Но ни в коем случае не в традиционной опеке. Дело в том, что молодежь в настоящее время активно стремится к самостоятельности, вплоть до создания своего собственного социального пространства. Мы, взрослые, должны оказывать помощь в создании молодежью своей культуры. Подростки быстро, мгновенно реагируют на все новое, стремятся создать свое пространство, но из-за отсутствия социального опыта, социальной зрелости делают это неумело и неуклюже. Из-за нарушенного механизма преемственности поколений подросток переживает чрезвычайно болезненное состояние перехода во взрослый мир. И мы должны считаться с этим фактом, ни в коей мере не ущемляя стремление подростка как можно быстрее стать самостоятельным. Как помочь ему совершить этот «торопливый прыжок», во время которого он, несмотря на большую скорость «передвижения», стремится «схватить» наш опыт. Пока еще он может лишь подражать нам, подражать чисто внешним эффектам, но в то же время уже хочет быть с самим собой. Взрослым нельзя сердиться, обижаться на «ершистость», «колючесть», «грубость» подростков. Они должны смириться с тем, что подросток хочет видеть мир другими глазами. Подростковая культура чрезвычайно разнородна. Подростки — разные. Есть такие, которые открывают для себя мир книжек, кто с головой окунается в жизнь, кто любит спорт, а есть такие, которые предпочитают все свое свободное время проводить дома, на диванчике, есть и такие, которые обожают рок-музыку. А есть такие, у кого уже сложился утонченный художественный вкус. Поэтому процесс самовыражения у одних проходит болезненнее, у других — спокойнее. Нам, вероятно, следует первыми протянуть им руку, руку помощи, терпеливо ожидая, что эти, на первый взгляд, скорее жестокие, чем добродушные, а при более пристальном рассмотрении — столь беспомощные, совершающие свой «торопливый», подгоняемый жизнью «прыжок» в неизвестное будущее существа, называемые подростками, предложат нам свою руку, свое сердце, свою душу в ответ.

Танец всегда был, есть и будет неотъемлемым элементом духовной жизни и культуры общества. Практически индивидуальный танец пронизывает всю бытовую сферу жизни общества. Стадионом танцевальной разминки большинства молодых людей стала сегодня дискотека. Современная группа движений танца молодежи сегодня определяется импульсом движений различных стилей рок-музыки: бит, диско, ретро, новая волна, хард-рок, брейк, хип-хоп. В индивидуальном танце каждого открывается возможность негласного общения сверстников. Танцуя в кругу, в паре друг против друга, можно свободно, без стеснения сличать себя, собственное «Я» со множеством окружающих, заодно выучить различные движения, зная, что никем осмеян не будешь. Танец, которому исполнители никогда не учились, позволяет представленной возможностью выразить собственное отношение к воспринимаемой музыке собственной пластикой тела, созвучной индивидуальному ощущению жизненного тонуса. Мир увлечений современного подростка весьма широк, потому что есть все возможности для увлечения любимым делом. Но оказывается, что любимое дело — чаще всего это пассивный вид отдыха (марки, кино, книги, музыка, картины), а физиологические особенности подросткового возраста требуют активной деятельности, жизнерадостного восприятия окружающей действительности, необходимости поддержания жизненного тонуса в мышечных ощущениях движений. Индивидуальный танец для подростков стал своеобразной формой социальной адаптации в обществе. Важно, что на дискотеке не под пристальным взором родителей или учителей ребята погружаются в мир эмоциональных переживаний, начинают различать пестроту человеческих контактов. Через стихийную форму объединения сверстников в проведении досуга молодые люди обретают жизненный опыт, навыки самостоятельного освоения эстетической культуры. Родители должны помочь формированию и развитию индивидуальности в каждом средствами выразительного танца. Они могут способствовать развитию самостоятельного интереса подростков к пластике танца, организовав систематические занятия с помощью специалистов. В семье могут позаботиться также об усилении интереса подростков к собственному оценочному восприятию других, о понимании ребенком красоты и неповторимости каждого, об отличии действительно оригинального своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного, неумелого кривляния отдельных сверстников и взрослых людей. Формируя через предмет «танец» умение разумно организовывать свободное время, мы повышаем эффективность решения проблемы свободного времени в обществе взрослых, так как она существенным образом зависит от того, как будет решена эта проблема в подростковом возрасте.

Методические рекомендации

В ходе собрания организуются различные формы дискуссий. Так, например, вопрос о сосуществовании молодежной и классической культуры можно обсудить следующим образом.

Родители должны встать в два круга, причем каждый круг должен играть свою роль. Первую групповую роль играют одновременно родители, стоящие во внутреннем круге. Они являются активными сторонниками новой молодежной культуры. Их задача -убедить своего партнера в том, что только современная молодежная культура с ее высокой энергией, быстрым ритмом, свободой выражения чувств дает человеку ощущение счастья и полноты жизни. Но, чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы. Перед участниками стоит задача найти и сформулировать их. Вторую групповую роль играют одновременно участники, стоящие во внешнем круге. Они являются сторонниками более консервативного стиля, классической литературы, музыки и т. д. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников молодежной культуры, отстоять свою точку зрения, доказывая, что только классическая культура помогает человеку прикоснуться к мировой цивилизации, делает его действительно культурным человеком. Этой группе также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы убедительны.

Время, которое дается на один диалог со своим партнером -3 минуты. Затем по сигналу учителя стоящие во внешнем круге  делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится 3 минуты для очередного диалога и т. д.

Можно также организовать дебаты по утверждениям: «Каникулы — это значит ничего не делать», «Самое главное для полноценного развития детей — это обеспечить их всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями», «Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же».

Выделяются 2 команды родителей, команда «За» и «Против». Сначала одна команда выдвигает свой аргумент, затем дается слово другой команде, которая выдвигает контраргумент и предлагает аргумент в защиту своей позиции и т. д.

Решение собрания:

  • В семье могут позаботиться также об усилении интереса подростков к собственному оценочному восприятию других, о понимании ребенком красоты и неповторимости каждого, об отличии действительно оригинального своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного, неумелого кривляния отдельных сверстников и взрослых людей.
  • Формируя через предмет «танец» умение разумно организовывать свободное время, мы повышаем эффективность решения проблемы свободного времени в обществе взрослых, так как она существенным образом зависит от того, как будет решена эта проблема в подростковом возрасте.

Источник