Развитие эмоциональной сферы ребенка младенческого возраста

Развитие эмоциональной сферы ребенка младенческого возраста thumbnail

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения…  Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д.   Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник

От автора: При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).

Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/

В продолжение темы прошлой заметки, где я затронул тему происхождения эмоций у человека, сегодня я хочу рассказать об особенностях аффективной сферы у детей в возрасте от 0 до 2-х лет.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки мебель

По мере того как ребенок познает окружающую его действительность, у него формируется то или иное отношение к окружающим его объектам и событиям, зависящее от ряда обстоятельств. Это переживание своего отношения к окружающей действительности мы с вами и называем эмоциями.

Особенности эмоциональной сферы в младенчестве (от 0 до 2 лет).

Как было отмечено в прошлой заметке, К. Изард называет одной из причин возникновения эмоций является необходимость появления и поддержания особой связи между ребенком и лицом, заботящимся о нем (мать). Все то, что делает мать, исходя из потребности эмоциональной близости с ребенком и проявления заботы – держит на руках, играет, разговаривает, кормит, защищает, согревает и т.д., является жизненно необходимыми факторами для выживания самого ребенка.

Психоанализ и аналитическая психология говорят о том, что эмоциональное развитие ребёнка начинается еще до рождения. Несмотря на тот факт, что оба этих направления являются моими фаворитами среди остальных психологических школ, вопрос бессознательного развития эмоций ребенка в эмбриогенезе рассматривать сейчас мы не будем, т.к. сейчас актуальным является другой аспект эмоционального развития ребенка.

Для младенца, у которого эмоциональные проявления по отношению к удовлетворенности собственным состоянием (на уровне «плохо-хорошо») являются единственной формой связи с внешним миром, эмоции играют особенную роль. Являясь ведущим видом деятельности в данном возрасте, непосредственное эмоциональное общение с окружающими задает фон для формирования ориентировочных и сенсомоторно-манипулятивных действий.

Положительное отношение к другим людям, как и отрицательное, определяет появление важнейшего новообразования этого возраста – потребность в общении. Дефицит эмоционального общения может оказать негативное влияние на психическое развитие ребенка.

Примерно на 2-м месяце жизни ребенок начинает улыбаться, увидев лицо человека. Попытки ребенка рассмотреть лицо, сосредоточиться на нем, а также улыбка, вскидывание рук, перебирание ножками, появление голосовых реакций и т.д., получили название «комплекс оживления». Ребенок начинает эмоционально откликаться на действия взрослого, позднее отдавая явное предпочтение в своих реакция лицу матери.

Помимо этого, эмоциональное развитие в младенческом возрасте влияет и на физиологические процессы. Так, гуление играет не последнюю роль в развитии голосовых реакций, а затем и речи. Положительные эмоции повышают тонус организма младенца. При этом существует и обратная связь – если ребенку холодно, то он начнет хныкать или кричать, в зависимости от степени понижения температуры.

Уже в возрасте 1 месяца дети демонстрируют, что могут не только отзываться на эмоциональный контакт со взрослым, но и эмоционально общаться с ними. Например, на 1-м месяце жизни ребенок способен воспринять интонацию недовольства у взрослых и передать свое недовольство при помощи крика. Восприятие детьми эмоциональной окраски речевого сообщения формируется гораздо раньше, чем восприятие его смысла. Так, грубо сказанные, но добрые по смыслу слова будут восприняты ребенком негативно и вызовут у него отрицательные эмоции. Дальнейшее развитие эмоциональной сферы ребенка приводит к тому, что если в 1 месяц ребенку был важен именно физический контакт с матерью, то в возрасте 6-ти месяцев он демонстрирует такую же радость и положительный отклик всего лишь от голоса и ее зрительного образа. В возрасте 2-х лет у ребенка формируется реакция на похвалу, что является фундаментом для развития самооценки и положительного отношения к себе самому.

Первичные эмоциональные реакции, сходные с эмпатией (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), обнаруживаются у детей в возрасте 2-3 месяцев и выражаются в виде плача, двигательной расторможенности, отказа от пищи и т.д. К концу 1-го года ребенок предпринимает попытки утешить расстроенную мать. В этом же возрасте ребенок легко «заражается» эмоциональным состоянием других людей (толпа плачущих детей, в которой начал плакать один ребенок, а остальные подхватили). В возрасте 2-х лет, когда большое место в эмоциональной жизни ребенка занимает общение с другими детьми, родителям крайне важно, показывая на своем примере, постепенно усложнять эмоциональное общение и развивать сложные, социально важные эмоции у ребенка.

Естественно, помимо радости и восторга, у детей в возрасте 2-х лет будут возникать и негативные эмоции. Например, если ребенок хочет чего-либо, но плохо развитая активная речь не дает ему возможности полноценно объяснить, чего же именно он так сильно хочет. Как следствие, ребенок будет не только кричать и плакать, но и драться, кусаться, топать ногами.

При изменении какого-либо привычного события или действия в жизни ребенка 2-х лет может возникать эмоция страха. В этот период ребенок боится всего необычного, непонятного, нового, т.к. не обладает большим жизненным опытом. Однако, видя спокойную реакцию и, самое главное, принятие со стороны взрослого, ребенок учится сам принимать подобные ситуации и не бояться их. Также, страх может возникать и при неправильных реакциях родителей на действия ребенка. Если ребенку, когда он не слушается, говорить, что «сейчас тебя заберет бабайка/милиционер/кто-нибудь», то ребенок будет испытывать страх уже только от того, что не знает, чему или кому доверять можно, а чего или кого следует опасаться.

Следует помнить, что для нормального эмоционального развития ребенка в возрасте от 0 до 2-х лет необходимы безусловное принятие, любовь и забота со стороны значимых взрослых.

Часть II Особенности эмоциональной сферы в младенчестве

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Читайте также:  Выготский развитие мышления ребенка

Источник

Первичным
ярким проявлением эмоциональности,
направленным на взрослого, является
«комплекс оживления». Но дело том, что
эта реакция первоначально не
дифференцирована: она адресуется всем
и даже уродливой маске. Появление улыбки
и смеха
обычно
тесно связано с изменениями в когнитивном
развитии. Однако частота улыбок,
адресованных дру­гим, зависит и от
внешних обстоятельств. Установлено,
что дети, воспитывающиеся дома, улыбаются
чаще, и частота улыбок достига­ет у
них максимального значения раньше на
несколько недель, чем у детей, воспитываемых
в детских домах (примерно в 4 мес.). Эта
зако­номерность сохраняется в течение
всего первого года жизни.

У
младенцев старше 6 мес. можно обнаружить
эмоциональную
привязанность
к
определенным людям. Обычно, хоть и не
всегда, пер­вым объектом привязанности
является мать. В течение 1—2-го мес. после
возникновения признаков первой
привязанности большинство детей начинают
проявлять привязанность к отцу, братьям,
сестрам, бабушкам и дедушкам. Признаки
привязанности: объект привязанно­сти
лучше и быстрее других может успокоить
и утешить ребенка; младенец чаще, чем к
другим, обращается к нему за помощью и
утешением; в присутствии объекта
привязанности он реже испытыва­ет
страх. Например, в незнакомой обстановке
годовалые дети реже проявляют явные
признаки страха или намерение расплакаться,
если в комнате находится мать. Ребенок
готов общаться и играть с незна­комым
человеком, если рядом находится кто-то
из близких, но стоит его чем-то напугать
или взволновать, он тут же обернется к
объекту привязанности. Чтобы установить
степень опасности ситуации, ребе­нок,
как правило, также обращается к своему
объекту привязанности. Например, ребенок,
приближающийся к новому предмету,
незнако­мой игрушке, мгновенно
остановится и поползет к матери, если
на ее лице отразится испуг или она
произнесет любую бессмысленную фразу
испуганным голосом. Но если мать улыбнется
и скажет что-то подбадривающим голосом,
младенец снова поползет к игрушке.

С
первого года жизни на лице ребенка
отражаются страх,
удивле­ние, страдание, удовольствие.
Первоначально
они связаны с удовлет­ворением базовых
биологических потребностей (например,
в еде), но к концу года распространяются
на более широкий круг явлений (на­пример,
на общение со взрослыми) и на собственную
деятельность ребенка (например,
дотягивание до предмета и схватывание
его, сто­яние и приседание в кроватке
и т.д.). Еще психологи-классики отме­чали,
что развитие эмоциональной жизни идет
по такой линии: сна­чала эмоция как
конечный результат удовлетворения
потребности; затем эмоция, формирующаяся
в самом процессе деятельности; и, наконец,
предвосхищающая эмоция.

С самых
первых дней в поведении младенца
наблюдаются заметные различия. Одни
дети много кричат, плачут, другие ведут
себя спокой­но; некоторые спят в
определенные часы, другие спят и
бодрствуют вне всякого расписания; одни
подвижны, постоянно ворочаются,
пе­редвигаются, другие способны
подолгу сидеть и лежать тихо. Такие
различия, помимо того, что они вызываются
окружающей обстановкой и поведением
взрослых, связаны с различиями в
темпераменте.
Изучать
темперамент маленьких детей очень
сложно. Известны исследования американских
психологов Томаса и Чесса (1977), которые
анализировали темпераменты младенцев
по следующим показателям: уровень
активности, ритмичность (регулярность
сна и еды)г
капризность,
настороженность, устойчивость внимания,
возбудимость, порог реакции, готовность
приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя
детей по этим показателям, исследователи
выделили 3 группы детей: спокойные,
трудные и заторможенные. Спокойные дети
(75%
всех изученных) жизнерадостны, едят и
спят в одно и то же время, хорошо
адаптируются, их нелегко расстроить.
Трудные
дети
(около
10%) капризны, потребность в еде и сне
проявляют нерегулярно, боятся новых
людей и ситуаций, отличаются повышенной
возбудимостью. Заторможенные
дети
(примерно
15%) относительно неактивны и капризны,
от нового пытаются устраниться или
реаги­руют на него отрицательно, но
чем более они осваиваются в новой
ситуации, тем более адекватными становятся
их реакции. К 7 годам; у трудных детей
появляется больше эмоциональных проблем,
чем у детей других групп. Очевидно,
родители таких детей иногда резко,
раздраженно реагируют на их поведение,
тем самым углубляя нер­возность,
свойственную детям от рождения.

Характеризуя
эмоциональную жизнь младенца в целом,
отметим следующее. В течение первых 3-4
мес., кроме «комплекса оживления»,
появляется ряд реакций, выражающих
различные эмоциональ­ные состояния.
Одна
из них характеризуется торможением
двигатель­ной активности и снижением
сердечного ритма в ответ на неожиданное
явление. Психологи называют такое
состояние «удивлением
в
omвет
на неожиданность»:
младенец
замирает, а потом пятится назад. Для
другой
комбинации изменений характерны усиление
двигательной активности, закрывание
глаз, повышение сердечного ритма и плач.
Эти изменения возникают в ответ на боль,
холод и голод. Психологи называют такую
реакцию «тревожным
состоянием в ответ на физический
дискомфорт».
Третья
комбинация включает снижение мышечного
тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые
после кормления, и ее называют
«расслаблением
в ответ на удовлетворение потребности».
Четвертая
комбинация включает двигательную
активность, улыбку, радостный лепет при
виде знакомого явления или при общении.
Психологи называют эту комплексную
реакцию «комплексом оживления» или
«возбуждение
при восприятии знакомого явления».

У
10-месячных младенцев появляются новые
эмоциональные реакции. Одна из них —
страх
при
встрече с незнакомым человеком или
явлением. В такой ситуации у ребенка 8
мес. можно наблюдать испуганное выражение
лица: губы поджаты, глаза расширены,
брови подняты. Другую эмоцию, наблюдаемую
также в возрасте около 8 мес., психологи
назвали «гневом,
вызванным разочарованием».
Она
появля­ется в виде сопротивлений и
плача, когда прерывают какое-то заня­тие
ребенка или из его поля зрения исчезает
интересный объект.

Читайте также:  Центр развития ребенка познайка

В
первый год жизни младенцы реагируют
также на проявление гне­ва или радости
у других людей. Годовалые малыши, видя,
что кто-то сердится, расстраиваются,
а
замечая проявления нежности между
другими людьми, становились нежными
или
обнаруживали ревность.

Источник

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками.В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник