Развитие эмоциональной сферы ребенка диплом

Департамент образования, науки и молодежной политики

Новгородской области

Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии

Дипломная работа по теме

«Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

Выполнила: Фофашкова Татьяна Владимировна

Прогимназия №675»Талант»

Красносельского района

Санкт-Петербург

Научный руководитель:

Каплунович Татьяна Александровна,

доктор педагогических наук, профессор

Проректор по научной

И опытно-экспериментальной работе

ОАОУ «НИРО»

Великий  Новгород

2014 год

Содержание

Введение………………………………………………………3-4стр.

1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте……….4-6стр.

2. Средства и методы для эмоционального развития  детей..6-8стр.

 дошкольного    возраста применяемые в прогимназии «Талант». …6-8стр.

3. Примеры  из практики………………………………………9-9стр.

 Литература……………………………………………………..10-10стр.

Приложения……………………………………………………..11стр.

Введение

 Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни.

Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, различные игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.

1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

          Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.

Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства взрослый  проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание, заботу, любовь, то он заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.  Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.

Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.

— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

— чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

          2. Средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант».

Существует достаточно средств и методов, направленных на эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста, например такие:

1) Этюды

2) Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)

3) Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (передача эмоций, характера героев и отношение их друг к друг.)

4) Дидактические развивающие игры.

 Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников

6) Совместные праздники, досуги, проекты.

7) Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)

8) Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

9) Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

Читайте также:  Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка

10) Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют.  Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

11) Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

· пиктограммы (игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются «Пиктограмма».Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов).

·  графические изображения лица,

·  силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

·  «подвижные аппликации».

12) Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

13) Этикет- Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11) Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

4.Примеры из практики

В прогимназии «Талант» в рамках организации работы по преемственности детский сад-школа  я и моя коллега разработали и осуществили на практике проект «Богородская игрушка». (Приложение № 1).

Основная цель таких занятий — это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое  является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.

В рамках работы школьники – дошкольники воспитатели школы организуют встречи школьников с малышами детского сада . (Приложение №2).

Как учитель рисования,  я использую на занятиях следующие игры и задания  на эмоциональное восприятие цвета.( Приложение №3).

Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я использую следующие игры направленные на развитие эмоциональной сферы (Приложение №4), которые стараюсь подбирать близко к теме занятия по рисованию.

 Исходя из проделанной работы (Приложение №5),  можно сказать, что мероприятия, проводимые в нашем учреждении, осуществление различных проектов,  система игр, подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу детей  дошкольного возраста. В результате дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.

Заключение.

Одним из условий, необходимых для развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста является:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

Для того, чтобы у ребенка не угасал познавательный интерес, должно быть сделано самое главное. С самого раннего возраста он должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной – «здесь и сейчас» – информацией.

 Литература.

  1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника:          Учебно-методическое пособие. СПб: АППО. 2006 г..
  2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск.1993г..
  3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991г.
  4. Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988г..
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
  6. Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
  7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М, 2002.
  8. Шипицина Л.М и д.р. Азбука общения. СПб.Детство-пресс.1998.
  9. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валерин СПД, 2001.

Приложения

Источник

Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник «Родительское отношение к ребенку».

  • Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    презентация, добавлен 17.02.2014

  • Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат, добавлен 03.02.2009

  • Эмоция — процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.

    курсовая работа, добавлен 08.05.2014

  • Содержание когнитивной сферы. Семейные факторы, оказывающие влияние на становления познавательных психических процессов ребенка в раннем дошкольном возрасте. Исследование психологических и поведенческих особенностей детей из полных и неполных семей.

    курсовая работа, добавлен 17.06.2015

  • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 06.05.2011

  • Понимание конфликта в психологии. Детские конфликты и причины их возникновения. Психологические особенности правосознания в дошкольном возрасте. Теоретические и практические аспекты правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 04.09.2014

  • Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 20.05.2010

  • Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды. Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа, добавлен 26.01.2007

  • Общее представление о восприятии. Развитие восприятия в дошкольном возрасте (5-6 лет). Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.

    курсовая работа, добавлен 19.02.2011

  • Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа, добавлен 16.02.2011

  • Источник

    Не менее важным в 
    игре является постановка задач, являющихся
    основой для эмоционального развития.
    Эти задачи направляют внимание ребенка 
    на положение персонажа, на его состояние,
    учат выражать ему сочувствие и оказывать 
    содействие. Постановкой игровых 
    задач взрослый поддерживает сотрудничество
    ребенка с другими детьми. Ролевое поведение
    взрослого является основой, на которой
    держится деловое взаимодействие ребенка
    со сверстниками.[8;79]

    Читайте также:  История развития правового статуса ребенка

    Ребенок получает от успешной
    игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную
    гордость. Реализация в игре творческих
    возможностей, импровизация, осуществление
    замыслов вызывают эмоциональное вдохновение
    детей, их бурную радость, требование повторения
    игры, обрастающей все новыми подробностями.
    Эмоциональный подъем в игре помогает
    преодолевать негативизм по отношению
    к другим детям, принять их как партнеров.
    [8;81]

    Сюжетно-ролевые игры
    оказывают разное влияние на эмоциональные 
    проявления детей в тех случаях,
    когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы.
    В данной ситуации ребенок трактует нормы
    и правила человеческих взаимоотношений
    в зависимости от своего жизненного опыта.

    Дети с узким, односторонним 
    социальным опытом нередко оказываются 
    беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют,
    как нужно поступать при тех или иных обстоятельствах,
    какими качествами должен обладать тот
    или иной персонаж. Часто при этом у ребенка
    возникает стойкое эмоциональное проявление
    симпатии, которое сохраняется не только
    в ролевых отношениях, но и вне них. [8;81]

    И.П. Воропаева считает,
    что при перестройке эмоционального
    опыта детей с негативным отношением
    к сверстникам, в основе которого
    лежат их социальная пассивность, отсутствие
    творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм-драматизациям
    на темы сказок. В них добро и зло разграничены,
    даны четкие оценки поступкам героев,
    определены положительные и отрицательные
    персонажи. Поэтому в условиях игры на
    тему сказки ребенку легче войти в роль,
    создать образ, допустить условность.
    Ведь создание воображаемой ситуации
    обязательно требует связи с жизнью и
    исходными представлениями ребенка о
    ней. [3;171]

    При проведении подвижных 
    сюжетных игр с правилами можно 
    создать условия, при которых 
    с очевидностью выступают такие качества ребенка,
    как решительность или нерешительность,
    находчивость, смекалка. В этих условиях
    дети приучаются действовать дружно, сообща.

    Игры с правилами 
    предполагают специфические формы 
    общения, отличные от форм общения в 
    сюжетно-ролевых играх. Игра с правилами предполагает
    выход за рамки ролевых отношений к отношениям
    личностным, развивает у детей коллективистскую
    направленность, служит фундаментом для
    развития подлинных человеческих эмоций.
    Игры с правилами способствуют снятию
    у ребенка имеющихся трудностей эмоционального
    развития.

    Форма проведения игротерапии,
    индивидуальная или групповая,  обуславливается 
    характером эмоциональных проблем 
    ребенка. При любой форме центром психологической
    работы являются каждый ребенок и его
    индивидуальные психологические сложности. При
    работе с эмоциональной сферой ребенка
    предпочтение отдается индивидуальной
    игротерапии. По-мнению В. Акслайн групповая
    игротерапия приоритетна в том случае,
    если эмоциональные проблемы ребенка
    связаны с социальными факторами; но и
    в этом случае на первых этапах коррекционной
    работы используется индивидуальная форма
    игротерапии. [3;178]

    Основной этап коррекционной 
    работы с эмоциональной сферой ребенка-дошкольника может опираться как на
    групповую, так и на индивидуальную форму.
    Заключительный этап коррекции опирается
    на групповую игротерапию, так как связан
    с переносом приобретенных позитивных
    новообразований в эмоциональной сфере
    ребенка на реальную практику социальных
    отношений. Приоритет групповой игротерапии
    на первых этапах коррекционной работы
    отдается в том случае, если у ребенка
    имеется социальная потребность в общении.
    [3;179]

    Существует ряд требований
    к тем игрушкам и игровым предметам,
    которые используются в игротерапии. Основные
    требования связаны с тем, что игрушки и игровые предметы должны:

      • давать возможность объективирования и выражения основных эмоциональных состояний и отношений эмоциональной зависимости;
      • обеспечивать моделирование и проигрывание различных эмоционально значимых для ребенка ситуаций взаимодействия с родителями и сверстниками, а также другими взрослыми вне семьи; это ситуации конфликта, наказания, поощрения;
      • обеспечивать переживания, способствующие личностному росту, а также стимулировать когнитивное развитие. [3;132]

    Таким образом, игра – 
    это деятельность, эмоционально насыщенная,
    требующая от детей определенного настроя
    и вдохновения. В игре, с одной стороны,
    обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка
    способы и привычки эмоционального реагирования,
    с другой, формируются новые качества
    поведения, развивается и обогащается
    его эмоциональный опыт.

    Игра служит эффективным 
    средством для выявления тех 
    объективных отношений, в которых 
    живет ребенок-дошкольник. Вступая в игре в реальные
    отношения со своими сверстниками, он
    проявляет присущие ему личностные качества
    и эмоциональные переживания. В то же время
    внесение в игру нового эмоционального
    опыта способствует нейтрализации отрицательных
    эмоциональных проявлений у детей, приводит
    к формированию новых положительных качеств
    и стремлений, новых побуждений и потребностей.

    Заключение

    Эмоции сигнализируют 
    о наличии потребности, являются
    наградой или наказанием, активизируют
    или угнетают мышление и, организуясь 
    в определенные устойчивые образцы,
    становятся важной характеристикой 
    конкретной личности. Следовательно, эмоции являются одним
    из основных механизмов регуляции функционального
    состояния организма и деятельности человека.

    Эмоции не развиваются 
    сами по себе. Они не имеют своей 
    собственной истории. Изменяются установки 
    личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.
    Воспитание через эмоциональное воздействие
    – очень тонкий процесс. Основная задача
    заключается не в том, чтобы подавлять
    и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим
    образом их направлять

    Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с
    появлением у него новых интересов, мотивов
    и потребностей. У дошкольника формируется
    эмоциональное предвосхищение, которое
    заставляет его переживать по поводу возможных
    результатов деятельности, предвидеть
    реакцию других людей на его поступки.
    Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка
    существенно изменяется

    Эти изменения в эмоциональной 
    сфере связаны с развитием 
    не только мотивационной, но и познавательной
    сферы личности, самосознания. Включение 
    речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию,
    когда они становятся более осознанными,
    обобщенными. Если в раннем детстве ребенок
    чаще был объектом чувств со стороны взрослого,
    то дошкольник превращается в субъект
    эмоциональных отношений, сам сопереживая
    другим людям. Важной особенностью эмоционального
    развития является также тесная связанность
    с ситуацией непосредственного общения
    переживаний через призму непосредственных
    коммуникативных отношений.

    Эмоциональное развитие
    в период от пяти до семи лет имеет 
    и еще одну особенность, которая в конечном
    итоге будет определять всю систему реакций
    ребенка, а потом и подростка, и взрослого,
    и других людей. Эмоциональные реакции
    ребенка пяти — семи лет формируются, преломляясь
    через призму общения, связываясь всегда
    с ситуацией непосредственного взаимоотношения
    с другим человеком.

    Главная цель коррекционной 
    работы в пространстве нормального
    детства – способствовать полноценному психическому
    и личностному развитию ребенка. Основная
    задача заключается в проведении психолого-педагогической
    коррекции отклонений в эмоциональном
    развитии ребенка на основе создания оптимальных
    психолого-педагогических условий для
    развития творческого потенциала личности
    каждого ребенка. Каждой из форм коррекционной
    работы присущ свой комплекс средств воздействия
    на эмоциональную сферу ребенка, во многом
    зависящий от подхода, из которого исходит
    психолог.

    С этой целью используются
    не только методы направленной стимуляции
    всех уровней базальной эмоциональной 
    регуляции, но проводится специальная работа по развитию ее наиболее слабого
    уровня, опираясь при этом на сформированные
    уровни. Предварительная проработка эмоциональной
    сферы снимает у ребенка состояние тревоги
    и страха, укрепляет его самооценку и уверенность
    в своих силах.

    Среди методов коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного
    возраста важное место занимает игротерапия.

    Читайте также:  Онтогенетические особенности развития эмоций у ребенка

    Игра – это деятельность,
    эмоционально насыщенная, требующая 
    от детей определенного настроя 
    и вдохновения. В игре, с одной 
    стороны, обнаруживаются уже сложившиеся 
    у ребенка способы и привычки эмоционального
    реагирования, с другой, формируются новые
    качества поведения, развивается и обогащается
    его эмоциональный опыт.

    Игра служит эффективным 
    средством для выявления тех 
    объективных отношений, в которых 
    живет ребенок-дошкольник. Вступая в игре в реальные отношения
    со своими сверстниками, он проявляет
    присущие ему личностные качества и эмоциональные
    переживания. В то же время внесение в
    игру нового эмоционального опыта способствует
    нейтрализации отрицательных эмоциональных
    проявлений у детей, приводит к формированию
    новых положительных качеств и стремлений,
    новых побуждений и потребностей.

    Таким образом, гипотеза
    исследования, предполагающая, что использование игровых методов
    в процессе развития личностных сфер дошкольника
    будет способствовать эффективной коррекционной
    работе по формированию позитивной эмоциональной
    сферы, доказана.

    Задачи по изучению основных
    концепций исследования эмоциональной 
    сферы человека, анализу возрастных
    закономерностей развития эмоций у 
    детей, изучению средств развития и обогащения эмоциональной
    сферы ребенка, определению психолого-педагогических
    подходов коррекционно-развивающей 
    работы с эмоциональной сферой детей дошкольного
    возраста, а также рассмотрению влияния
    метода игротерапии на коррекцию эмоциональной
    сферы детей, решены.

    Цель исследования особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного
    возраста достигнута.

    Библиография

    1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. —  М.: Издательский центр «Академия», 2001.
    2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов.— М.: Издательский центр «Академия», 2001
    3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: ИЦ Академия, 2001.
    4. Борисова Е.М., Гуревич К.М Введение в психодиагностику — М.: «Академия – Пресс», 2001.
    5. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 2000.
    6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология — М., 2002.
    7. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами//Дошкольное воспитание. — 2001. — № 7.
    8. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.
    9. Гаспарова Е. В. Эмоции ребенка раннего возраста в игре//Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 10.
    10. Головей Л. А.. Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
    11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Г.А.Репиной — М., 2003.
    12. Забрамная Н.И. От диагностики к развитию. — М., 2002.
    13. Зеньковский В.В. Психология детства — М.: «Академия», 2005.
    14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка.
      Теория и практика. – М.
    15. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002
    16. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие — М.: «ФОРУМ, ИНФА-М», 2005.
    17. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. — М: «Академия Развития», 2006
    18. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006
    19. Ковинько Л.В., Гребенников И.В. Краткий психологический словарь – М., 2000.
    20. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 2000.
    21. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. М., 2000. № 2-3.
    22. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2000.
    23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 2006.
    24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека — М., 2004
    25. Куликов Л. В. Психологическое исследование. – СПб.: Речь, 2000.
    26. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
    27. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология.– М.: «Гардарики», — 2000.
    28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. — М.: «Просвещение», 2000
    29. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 2001
    30. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — М: «ИНФА-М», 2005
    31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006
    32. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Питер, 2000.
    33. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
    34. Практическая психология. Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
    35. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.,2003
    36. Психологический словарь./Под.ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.  — М.: Педагогика-Пресс, 2006.
    37. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 2000
    38. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с.16-17
    39. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 2.
    40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: «Аспект пресс», 2001.
    41. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
    42. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000.
    43. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов — СПб., 2005.
    44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 2005.
    45. Худик В.А. Диагностика детского развития. Методы исследования.- М., 2002.
    46. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. — М., 2003.
    47. Чистякова М.И. Психодиагностика /Под ред. М.И.Буянова. — 3-е изд. — М., 2005.
    48. Шванцар Й. Диагностика психического развития. — СПб.: Питер, 2000.
    49. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 2005.
    50. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 9.

    Приложение

    Приложение 1.

    Диагностика эмоциональной 
    сферы

    Опросник «Характер
    проявлений эмпатических реакций и поведения
    у детей» (А.М.Щетинина)

    Проявление эмпатических
    реакций

    и поведения

    Часто

    Иногда

    Никогда

    1

    Проявляет интерес к 
    эмоциональному поведению других.

       

    2

    Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка,
    переживающего какое-либо состояние.

       

    3

    Подходит к переживающему 
    ребенку, спокойно смотрит на него

       

    4

    Пытается привлечь внимание
    взрослого к эмоциональному состоянию 
    другого.

       

    5

    Ярко, эмоционально реагирует 
    на состояние другого, заражается им.

       

    6

    Реагирует на переживания 
    другого, говоря при этом: «А я 
    не плачу», «А у меня тоже»,
    «А мне тоже…?»

       

    7

    Изображает» сочувствие,
    глядя при этом на взрослого, ожидает 
    похвалы, поддержки.

       

    8

    Сообщает взрослому, как он пожалел,

    помог другому.

       

    9

    Предлагает переживающему 
    эмоциональное состояние ребенку 
    что-либо (игрушку, конфетку)

       

    10

    Встает рядом с ребенком,
    беспомощно смотрит на него, на взрослого.

       

    11

    Проявляет сочувствие только
    по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).

       

    12

    Активно включается в 
    ситуацию, по собственной инициативе
    помогает, гладит, обнимает и пр., т.е.
    производит успокаивающие действия.

       

    Источник