Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру

Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру.

(рекомендации родителям и педагогам)

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Взрослые: родители, педагоги — должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя.

 Развитие эмоциональной сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

 Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

 Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это, не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоциональной сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.

Основные эмоциональные проблемы

Агрессия

Довольно часто педагогам, родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложно найти общий язык с подростками.

Как правило, агрессия вызвана такими причинами:

  • Стремление получить желаемое.
  • Стремление быть первым.
  • Месть, защита.
  • Ущемление достоинства другого.
  • семейное неблагополучие,
  • лишение чего-то желаемого,
  • разница между желаемым и возможным.

Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:

  • Неразвитая игровая деятельность.
  • Сниженная самооценка.
  • Недостаток уровня интеллекта.
  • Повышенная возбудимость (травма, болезнь).

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, проблема педагогов, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

 Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что взрослые не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.

Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь.

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.         Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (предупредить родителей, педагогов об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар.  Видя, в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать мифы, способствующие релаксации.

Повышенная тревожность

Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта, которую могут спровоцировать такие факторы:

  • Завышенные требования в школе, дома.
  • Унижение ребенка, его зависимость от положения.
  • Противоречивые требования в саду, школе и дома.

Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.

Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:

  • Повышения самооценки.
  • Снятия напряжения с мышц.
  • Обучения контролировать себя в конкретной ситуации.

Эмоции ребенка в школе

Многие дети испытывают отрицательные эмоции, стресс во время обучения в школе. Негатив может быть вызван:

  • Недопониманием учителей.
  • Страхом перед родителями.
  • Социальными проблемами – ребенок не может адаптироваться в обществе.

Впоследствии появляются такие негативные эмоции: гнев, страх, грусть, недоверие, скука. Диагностика помогает выявить, что интересует ребенка, насколько ему нравится учиться. В тяжелых случаях даже быстрая диагностика указывает на серьезные психологические проблемы.

ИГРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Упражнение «Горячо, утюг!»

 Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику.

Цель: Отработка навыков взаимодействия ребёнка и взрослого в экстремальной ситуации.

Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребёнок. Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребёнка.

ВАШ РЕБЁНОК:

  1. Тянет руку к горячему утюгу
  2. Пытается включить газовую плиту
  3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу
  4. Перегибается через перила на 6 этаже.
  5. Подносит ко рту рюмку с водкой
  6. Выбегает на проезжую часть улицы
  7. Замахивается лопаткой на злую соседку
  8. Размахивает клюшкой перед витриной магазина
  9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати
Читайте также:  Особенности сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте является

10. Открывает кран с горячей водой

11. Целится из рогатки в вашего гостя

12. Хочет кинуть камень в экран телевизора

13. Суёт палец в пасть злой собаке

14. Стремительно выбегает на тонкий лёд пруда

15. Вот-вот наступит на крышу полуоткрытого люка

16. Пытается открыть работающую стиральную машинку

17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону

18. Засовывает карандаш в электрическую розетку

19. Тянет в рот иголку

20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо

21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем

22. Собирается валить суп из тарелки в аквариум

23. Хочет попробовать еду из собачей миски

24. Сопит соду вместо соли в кипящий суп

25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.

  • Упражнение «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

  • Упражнение “ Поменяемся ролями”. 

Цель: Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в детском саду, школе, дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию. 
1 семья — Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят :

“ Я тысячу раз тебе говорил, что…”,   “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”,  “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа”… 
 2 семья- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят:

 “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
3 и 4 семья 
— “Расскажи, подробнее как это случилось?” 
— “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?” 
— “Чем я могу тебе помочь?” 
— “ Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы о проведенном мероприятии и пожелания.

  • Упражнение «Руки»

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
  • Если педагог (любой другой взрослый) настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
  • Тренинг для родителей «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»

     Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.

     Содержание: Ведущий просит участников тренинга перечислить положительные качества, которые присущи детям трёх лет, и записывает их в блокноте. (Обычно называются такие качества, как доброта, эмпатия). Затем участники называют негативные качества, которые им не нравятся в трёхлетних детях. (Чаще всего отмечаются упрямство, непослушание…) Все перечисленные характеристики записываются на лист блокнота, в правой его части.

     Затем  ведущий отгибает левую часть листа, и участники видят написанные заранее тренером качества ребёнка трёх лет. Участники сравнивают два списка отрицательных качеств ребёнка и анализируют их. Ведущий обращает внимание участников на то, что слева приведён «классический» портрет ребёнка в период кризиса трёх лет и на то, что это закономерное развитие ребёнка.

     В процессе общего обсуждения слушатели высказывают предложения, как лучше реагировать на те, или иные проявления негативного поведения ребёнка. Ведущий может задать вопрос:  «А есть ли необходимость бороться с теми качествами, которые являются проявлениями закономерного развития ребёнка?»

     Участники могут привести свои примеры негативного поведения детей, и группа, опираясь на полученные знания, может порекомендовать те или иные действия, выходы из трудных ситуаций.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с ребенком, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.

Источник

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.        Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2.        Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3.        Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок  берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Читайте также:  Закономерности развития нормального и аномального ребенка выдвинул

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок  ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за…» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их  друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?                                Соль сладкая?                        

Птицы летают?                        Гуси мяукают?

Сейчас зима?                                Кошка – это птица?

Мячик квадратный?                        Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?                        Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори». Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?… Говори. Какой сегодня день недели? Говори…»»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец огня (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Зеркальный танец (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары — зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

Танец морских волн (для детей с 6 лет)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка новокосино

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой — «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса — ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

Лес (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:

– на тихий, нежный ветерок;

– на сильный холодный ветер;

– на ураган;

– на мелкий грибной дождик;

– на ливень;

– на сильную жару;

– на ласковое солнце;

– на ночь;

– на град; на заморозки».

Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет).

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

– пилка дров;

– гребля в лодке;

– перемотка ниток;

– перетягивание каната;

– передача хрустального стакана; парный танец.

«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).

По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

Сосулька (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук –

Лентяй изрядный –

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».

Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

• как осенняя туча;

• как рассерженный человек;

• как злая волшебница;

улыбнуться

• как кот на солнце;

• как само солнце;

• как Буратино;

• как хитрая лиса;

• как радостный человек;

• как будто он увидел чудо;

позлиться

• как ребенок, у которого отняли мороженное;

• как два барана на мосту;

• как человек, которого ударили;

испугаться

• как ребенок, потерявшийся в лесу;

• как заяц, увидевший волка;

• как котенок, на которого лает собака;

устать

• как папа после работы;

• как человек, поднявший большой груз;

• как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

• как турист, снявший тяжелый рюкзак;

• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

• как уставший воин после победы.

Колечко (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа — одна минута.

1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные

движения.

5. «Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.

Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Источник