Развитие эмоционального здоровья ребенка

Развитие эмоционального здоровья ребенка thumbnail

Инна Бондарева
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Жизнь без эмоций также невозможна,

как и без ощущений.

Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

В последние годы, увеличилось число детей имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, рассеянны и несобранны.

Почему же так важно сохранять эмоциональное здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос. Столкнувшись непосредственно или наблюдая за знакомыми людьми — последствия психологического дискомфорта для ребёнка –это:

— появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

— переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

— психологические травмы, полученные в детском возрасте проявляются в зрелом возрасте в виде психологической защиты – Это позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них — осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости, а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние в первую очередь должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Как научить детей самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. В основе любого навыка саморегуляции лежит умения расслабляться.

Упражнения:

1.«Брыкание» — упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

2. «Способы повышения настроения». Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).

3. «Нарисовать плохое настроение (картинку, порвать, скомкать и выкинуть.

Дорогие родители!

Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты.

Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!

Что самое главное в воспитании? Как вырастить ребенка эмоционально благополучным? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но очень важно понимать, что, наверное, самое важное — это безусловная любовь к ребенку.

Оно означает буквально – любовь без всяких условий. Я люблю своего сына или дочь не за хорошее поведение, не за успехи и достижения – не за что-то, а просто потому, что он (она) есть. Он СУЩЕСТВУЕТ! Он единственный и неповторимый человек!

Читайте также:  Шестимесячный ребенок и его развитие

Источник

Здравствуйте всегда, дорогой мой читатель! Рада нашей встрече! О психологическом здоровье детей в последнее время говорят все чаще, в основном «журят» правительство, школу, образование за то, что усложняют жизнь детей новыми программами, требованиями…

Все это справедливо, но важно другое, что только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье (разумеется, семья полноценная). Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия. А это и есть основа психологического здоровья ребенка.

Подпиской и/или откликом Вы поможете развитию канала! Спасибо!

Остановимся на основных моментах.

Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже раньше. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки.

— Очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться, ловчить.

При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству.

Эмоциональное здоровье ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш). Маленькие дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей.

Что же делать?

1 — Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в сложных ситуациях с ребенком проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется.

Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать …), но ты пойми и меня, я чувствую …».

После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка . Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях.

2 — А когда последовательности нет: если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, жать «новые кнопки», чтобы получить желаемое.

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»?На помощь приходит, например, игра «Звездочки» или игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (так называемая жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (перечисляем 2 — 3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется ребёнку, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.)

Сюрприз (нематериальный) обязателен!

Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.

Родителям рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка.

Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

3 — Маленькие дети эмоциональны и нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «подвижные игры» («Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, так как постоянные зажимы у детей (агрессивных или тревожно-боязливых) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

4 — В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо найти свои интересные решения.

Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама, ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

Важно: прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

Читайте также:  Методика проведения диагностики развития ребенка

И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

5 — Эмоциональному здоровью ребёнка способствует также и то, как относятся к нему в семье. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, он значим для родителей и то, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье (хотя и не полностью осознается ребенком), определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.

Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Домашние сценарии часто очень стабильны. Нередко человек несет их на протяжении всей жизни.

Те, кто имеет опыт общения с так называемыми “трудными” детьми, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все — и уважение на работе, и любящего супруга, детей, — часто грустят: “Никто меня не любит”, “Никому я не нужен”. Все это не только реакции на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.

6 — В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

7 — Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать.

— Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Эмоциональное благополучие, как и счастливое детство, возможно только в счастливом доме.

Сохранению эмоционального здоровья ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Семья — единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое поведение», как правило, являются симптомом других семейных «болезней».

Самая хорошая профилактика — оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированно, а прямо вплетены в отношения с ребенком, и именно от них зависит показатель его психологического здоровья. Это важный фактор развития здоровой личности ребенка.

Когда в семье господствует хороший эмоциональный климат, то дети постепенно обогащаются жизненным опытом, который необходим для формирования здоровой личности.

Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей. Если родители одному из них создают привилегированное положение, то другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они нелюбимы, у них отсутствует чувство безопасности.

Только ровное, чуткое отношение родителей ко всем своим детям снимает любое напряжение при возникновении конфликтов между братьями и сестрами, препятствует возникновению чувства соперничества и ревности, помогает детям правильно понимать различные семейные ситуации и способствует сохранению психологического здоровья.

Основу психологического здоровья человека закладывает его семья. Именно от нее зависит, будет ли человек уверенно шагать по жизни, или он будет постоянно сомневаться, оглядываться, опасаться, не доверять.

Буду признательна Вам за подписку на канал и отклик. СПАСИБО!

Будьте счастливыми родителями и растите здоровых детей! Успехов Вам!

До встречи!

Все «постулаты» данной статьи в сжатом виде представлены в этом ВИДЕО

Источник

Забота об эмоциональном здоровье ребенка

Рейтинг
5

Пять принципов, которые могут помочь ребенку укрепить свое эмоциональное здоровье

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Детство – это период жизни, наполненный радостью, играми и непосредственностью. Это особое время без каких-либо забот. К сожалению, это утверждение справедливо не для каждого ребенка.

Многие дети становятся свидетелями или потерпевшими в различных травмирующих ситуациях. Такие события могут оказать негативное воздействие на их эмоциональное здоровье и повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Читайте также:  Центр развития ребенка киевская

Чтобы помочь детям преодолеть возникающие препятствия (в том числе психологического характера), взрослые должны заниматься их эмоциональным здоровьем. Именно оно помогает ребенку справиться с жизненными проблемами. Эмоциональное здоровье характеризуется психологической устойчивостью. Однако лишь малый процент детей могут справиться с трудностями.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок имеет определенную психологическую проблему, которая не дает ему нормально развиваться. К сожалению, дети страдают молча и зачастую не получают надлежащей помощи.

Приведенные ниже принципы составляют основу эмоционального здоровья детей и могут применяться в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

1. Ты можешь преодолеть жизненные проблемы

«Если кто-то протягивает тебе лимон, сделай из него лимонад», – Гомер Э. Кейпхарт.

Научите детей, что преодолевая жизненные проблемы, они становятся сильнее. Решение проблем – задача не из легких, и, конечно, тут нужна практика. Помогите детям проработать моральные дилеммы, давая им небольшие подсказки. Также научите их, что не все проблемы можно решить самостоятельно, иногда стоит обратиться за помощью к взрослым. Научите детей разбираться в том, к кому из взрослых можно обратиться за помощью в той или иной ситуации. Напоминайте детям о том, что лучше предотвратить проблему, чем потом ее решать. Чем легче ребенок будет справляться с проблемами, тем увереннее и выносливее он станет.

2. Ты не один

«Иногда достаточно просто быть с кем-то. Не нужно прикосновений или слов. Одно лишь присутствие, и ты уже не один», – Мэрилин Монро.

Столкнувшись с проблемами, ребенок может почувствовать себя одиноким. Если при этом он не будет их решать, они будут накапливаться. К сожалению, нерешенные проблемы со временем могут превратиться в «скелеты в шкафу», которые дадут о себе знать во взрослой жизни. Для ребенка очень важно, чтобы его окружали люди, которые действительно заботятся о его здоровье и которые знают, через что он сейчас проходит. Одно лишь знание того, что он не один, и что другие пережили и справились с похожими проблемами, поможет ему справиться со своими собственными.

3. Верь в себя

Психолог Альфред Бандура писал, что «…вера в собственные силы поможет справиться с любыми ситуациями».

Научите детей верить в себя и свои силы, и это поможет им справиться со стрессовыми ситуациями. Вера в себя положительно влияет на эмоциональное здоровье ребенка. Когда дети знают, на что они способны, им легче пробовать что-то новое, они легче достигают своих целей и развивают свои сильные стороны в большей степени.

4. Не забывайте о прощении

«Прощение – это один из самых лучших подарков, которые вы можете себе сделать», – Майя Энджелоу.

Умение прощать – это настоящий подарок жизни. Очень часто прощение путают с забыванием, хотя это совершенно разные понятия. Прощение учит детей тому, что они не должны носить в себе тяжелый эмоциональный груз. Они могут оставить все обиды в прошлом – там, где они и должны оставаться. Когда ребенок прощает, это значит, что он делает осознанный выбор, который состоит в том, чтобы не разрешать другим людям или каким-то ситуациям обременять его. Если же вы не отпускаете все обиды, хуже от этого становится только вам.

5. Наслаждайтесь сегодняшним днем

«Не волнуйтесь, что сегодня может наступить конец света, в Австралии уже завтра», – Чарльз Шульц.

Ребенок, который постоянно волнуется, пропускает нечто очень важное – сегодняшний день. Есть такие слова: «Остановись на мгновенье и посмотри, как прекрасен этот день». Это высказывание является идеальным примером того, что нужно научить ребенка наслаждаться всеми моментами жизни. Детей нужно научить расслабляться и чувствовать окружающий мир. Если они научатся это делать, то в будущем им легче будет справиться с повседневными стрессовыми ситуациями, и их эмоциональное здоровье будет крепким.

Эти пять советов помогут вам вырастить эмоционально-здорового ребенка. Такие дети смогут наслаждаться детством. Они будут с легкостью справляться с жизненными трудностями. Однако нужно помнить о том, что дети не рождаются с умением преодолевать проблемы. Дети не знают, как складывать паззлы до тех пор, пока вы не покажете им, что нужно делать.

Вы должны научить детей, что все проблемы можно решить, что они не одни; что они должны верить в себя; что они могут прощать, не забывая наслаждаться каждым днем. Это наш долг и обязанность – вырастить детей здоровыми и психологически устойчивыми личностями.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
29.03.2017

Источник