Развитие эмоционального мира ребенка

Надежда Шинко
Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоциивозможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет.

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости)ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста,такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Источник

Научная статья на тему:

 «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоции возможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Читайте также:  Речь в норме и ее недоразвитие в развитии ребенка

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. 

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

 В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми. 

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста, такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.  

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Список литературы.
1.Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т. А .Психология: Практ
2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 1991.
3.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.-160с.

4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
5.Изард К.Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
6. Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.-48с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.

8. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

Источник

Детский эмоциональный мир

     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

     При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

     Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти — семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

     Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике — позе и жестам.

     Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми — взрослыми (сначала близкими) и детьми — ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом — на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

     На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка — бесспорный психологический факт.

     Ребенок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше.

Читайте также:  Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии

    Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

     В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в «капитана», «космонавта», «доктора». Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребенка.

     Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

     Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду, злость и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой — причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

     Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений — сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.

     Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

     Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.

     «Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы «мать — дитя»».

     Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха.

    Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д.).

     От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

     На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

     Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве — увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

     Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка.

     Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т. п. В шутках детей появляется скрытый смысл, попытки «поймать» собеседника на ответе, несоответствующем действительности.

     Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего дошкольника красивое — это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

     Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять.

     Есть и еще одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития пяти-семилетнего ребенка: все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует старая и исключительно правильная формула криминалистики: «ищи кому выгодно». Перефразируя это выражение, справедливым будет говорить в отношении ребенка: меняется настроение — ищи почему. Все эмоциональные проявления ребенка именно в этом возрасте становятся четко и обоснованно мотивированными.

     Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик — чтобы помочь матери по хозяйству. И в том, и в другом случае — это эмоционально окрашенный поступок, однако эмоциональный ответ ребенка на оценку его поступка взрослым будет разным. В случае запрета взрослым трехлетний малыш просто огорчится — его оторвали от интересного занятия, шестилетний обидится — его неправильно поняли.

     Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Другая группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, — мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка методики

     Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. В отличие от трехлетнего ребенка, который может провоцировать (сознательно!) конфликтную ситуацию, просто чтобы, так сказать, посмотреть на результат (для него это тоже своего рода эксперимент!), ребенок возраста пяти — семи лет будет, не имея серьезной на то причины, любым образом конфликтных ситуаций избегать.

Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.  Ребенок в большинстве случаев, и в этом его огромное преимущество перед нами, взрослыми, достаточно прямо и открыто выражает свое отношение к другому, в этом отношении дети удивительно честны и искренни.

     В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

     В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос «Почему?», и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру. Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно под влиянием взрослых ребенок начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения (например, утверждение: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их»). К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

     Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Для этого нужно, чтобы дети хорошо представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

     По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (старшие дошкольники говорят: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь»). По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы обеспечить успех всей команде.

     Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональные реакции ребенка пяти — семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком.

     В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

     Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом, конечно, важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик.

     Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

     Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

     Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

     Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное — они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.

     Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка пяти-шестилетнего возраста, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить — в общем, все то, что может быть названо коротким словом «счастье».

Источник