Развитие экологического сознания личности ребенка

Раиса Александровна Кузнецова
Развитие элементов экологического сознания у дошкольников

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса,который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит».

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней.

Для развития экологической культуры и создания гармоничной личности воспитание и образование должно начинаться с раннего возраста,проходя красной нитью через все образовательные ступени: дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее.

Н. А. Рыжова понимает под экологическим образованием дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание.

Особое внимание при работе с детьми для закладывания элементов экологического сознания следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Одной из первых в данной области выступила программа А. Вересова «Мы земляне», которая ставит целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Популярной программой является программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение.К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха».

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Информация, даваемая детям, должна быть доступной, чтобы создавать условия для развития у детей эмоционально – положительного отношения к живой природе, а так же развивать творческую самостоятельность детей.

С помощью данных программ происходит знакомство детей с природными особенностями человека (закладывается формирование у детей элементарных представлений об основных биологических системах человека, о работе своего организма, приобщение к ценностям здорового образа жизни). Так же создаются условия для развития у детей экологического сознания через знакомство детей с различиями живого и неживого. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе. Знакомство дошкольников с проблемой загрязнения окружающей среды, развитие ответственного, бережного отношения к природе, создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Методы экологического воспитания детей

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Читайте также:  Развитие ребенка у курящей мамы

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлении.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.

В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед педагогами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Важным компонентом развития экологического сознания выступают экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность (в Приложении 3 представлены образцы экологических сказок).

Так же важна и практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Следует учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.

Источник

Нутрихина Евгения Валентиновна

педагог 1 квалификационной категории

МБОУ « Приморская СШ» п.Рикасиха

С учетом все ухудшающегося состояния природы на планете, самой актуальной становится проблема экологии. Формирование высокого уровня экологической культуры населения может изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Первым шагом в этом направлении является экологическое воспитание в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: актуальная проблема, экологическое образование, дошкольный возраст, эколого-развивающая среда, взаимодействие с семьёй, экологические технологии, экология.

Формирование экологического сознания у дошкольников

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А.Сухомлинский

 На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Это вызвано резким ухудшением нашей среды обитания, а в результате – понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20% зависит от экологических условий и на 80% от всего прочего, и первый компонент мы можем изменить путём изменения своего отношения к природе.[4] Нынешняя экологическая ситуация такова, что теперь нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Спасение природы стало одним из категорических условий сохранения жизни на Земле.  Указом президента РФ от 5.01.2016 года, 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии.  [3 ]    

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в группе детского сада

Практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. Хочется верить, что этот год пройдёт под эгидой экологии и  дошкольном образовании. Дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии экологической культуры. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Только маленькому ребёнку можно сказать, что сломить ветку у дерева, все равно, что сломать палец человеку, ему больно. Что у муравья важная работа, он строит свой дом, кормит и защищает свою семью. Благодаря приоритету наглядно — образного мышления, образы, созданные в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Подкреплённые чувствами, они создают соответствующую позицию ребёнка относительно природы и своего места в ней.

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная цель – воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатствами.

Экологическое образование дошкольников рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка и подразумевает формирование:

-рациональных отношений ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном;

-системных, научных практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к природе и социально – предметной среде. [7 ]                            

В экологическом образовании решается ряд взаимосвязанных задач:

  • формирование  системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника
  • развитие познавательного интереса к миру природы
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения
  • воспитание гуманного, бережного и заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом; развития чувства симпатии к объектам природы

Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагога: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. [8]  Только через личные ощущения и переживания человек осознаёт себя в природе. Маленький ребенок основы экологической культуры начинает  усваивать в пределах своего места обитания; там где он может непосредственно потрогать, понюхать, посмотреть своими глазами что-то (растение или животное), понаблюдать за чем-то. Поэтому в дошкольном образовании необходим региональный компонент. При введении регионального компонента в процесс экологического воспитания, педагог выступает носителем как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций региона. В дошкольном учреждении должна быть встроена теоретико-практическая система повышения квалификации педагогов по введению регионального  компонента в процесс экологического воспитания в любой приемлемой форме. [5]   Это могут быть консультации на данную тему, круглые столы, деловые игры, семинары- практикумы, совместное планирование занятий и проектной деятельности.

Эколого-развивающая среда имеет большое значение для экологического воспитания дошкольников. Её создание и поддержание способствует эффективной реализации данного направления в деятельности ДОУ. Нужно отметить, что в нашем учреждении педагоги постоянно работают над обновлением эколого-развивающей среды в группах. В экологических центрах представлены различные пособия, дидактические игры экологического содержания, множество книг о природе, мини- лаборатории для экспериментирования, создаются условия для наблюдения за животными и растениями; проводятся конкурсы эколого-развивающей среды в группах. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Систематическое восприятие живой природы, её красота, когда окружающие ребёнка растения и животные не болеют, находятся в хорошем состоянии благодаря созданным для них условиям,- пробуждает в детях чувство красоты, гармонии. [6]    Они стремятся отобразить свои впечатления в рисунках, поделках. Это важный момент, и педагогу следует поддержать творческий поиск детей, показать, что так рождается художник. Пейзажисты, художники народных промыслов – все они любят природу, наблюдают её, чувствуют её красоту, а потом отображают это в своих произведениях. Организованные мини-выставки репродукций художественных картин в детском саду – это прелюдия посещения музеев, начало духовного развития. Еще лучше если сам педагог увлекается туризмом, путешествиями по родному краю и сохраняет все свои впечатления  на фотографиях. Тогда организуется  фотовыставка, желательно привлекать к этому родителей, поскольку семья является ведущим институтом в воспитании ребёнка.  Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребёнка. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка основ экологического мировоззрения. Именно она выполняет функцию первоначального образца экологически культурного человека. Вопрос взаимодействия с родителями воспитанников очень важен в экологическом образовании. И именно партнёрство с родителями целесообразно рассматривать как основной ресурс реализации ФГОС ДО. [1] Существует множество форм взаимодействия с родителями в экологическом образовании: природоохранные акции, участие в конкурсах, участие в проектно – исследовательской деятельности, фотовыставки. Недавно мы с нашими детьми и их родителями организовали  научно-практический семинар « Мы хотим вам рассказать». В его рамках мы проводили занимательные эксперименты, исследовали свойства объектов, слушали сообщения детей о своих домашних питомцах. Акции « Поможем птицам пережить зиму» стали для нас традицией. Изготовленные родителями кормушки  мы развешиваем на территории детского сада и регулярно кормим птиц в холодное время. Родители принимают участие в благоустройстве и озеленении  участков для прогулок. Были неоднократно организованы фотовыставки: « Друг, который не предаст», « Как я провёл лето». Говоря о результатах этой работы, нужно отметить, что данная деятельность направлена на создание условий развития ребёнка, его творческих способностей на основе сотрудничества. Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, используя современные методики и технологии. На современном этапе существуют разные экологические подходы к обучению детей. Знание разнообразных методов, приёмов и технологий позволяет воспитателям грамотно реализовать задачи экологического воспитания. Из многообразия экологических технологий можно выделить: традиционное обучение с  младшего возраста, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии проблемного обучения, технологии обучения на основе знаковых и схематичных моделей, технология уровней дифференциации, технология индивидуального бучения, технология педагогических мастерских, экологическая сказка.  Исходя из своей многолетней практики, я могу с уверенностью сказать, что для детей дошкольного возраста не существует понятия «важно». В этом возрасте доминанта – понятие «интересно». Ведущей деятельностью для маленького человечка является игра, поэтому мы познаём окружающий нас мир, играя. Дошкольникам играть всегда очень интересно, поэтому игра проходит через все экологические технологии. А через теснейшую связь с практикой, т.е. через участие в конкретных экологических мероприятиях ребёнок осознает  и понимает своё отношение к природе.                                                                                                                    Подводя итог своего выступления, мне хочется сказать, что длинный путь к цели начинается с маленького шага в заданном направлении. Большой целью в экологическом образовании я считаю – формирование высокого уровня  экологической культуры широких слоёв населения. А первым маленьким шажком в этом направлении – экологическое воспитание в семье и дошкольном учреждении. Оно стоит в самом начале лестницы экологического образования человека. И мы, как педагоги – практики, должны быть активными в этом вопросе и не стоять в стороне. Как нельзя лучше, к нашей деятельности подходит экологический лозунг « Мысли глобально, действуй локально». Ребёнок, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, – вот что нужно на начальном этапе экологического воспитания. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу.

Читайте также:  Значение родного языка во всестороннем развитии ребенка

Список информационных источников:

1.https://moh-school.ru/documents/prikazfgosooo/ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010

2. https://vmeste.opredelim.com/docs/101300/index-3698-9.html  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2014

3. https://special.kremlin.ru/acts/news/51142  Президент России официальный сайт.

4.Журнал « Дошкольная педагогика» №1 2015.-.ООО Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС».- с.16-17

5.Журнал « Методист дошкольного образовательного учреждения» №15 2015.- Издательство « ТЦ СФЕРА».- с 74

6.Николаева С.Н. Юный эколог.- Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2004.-с.89, 91.

7.Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.- ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009. – с.3 – 5.

8.Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок.- СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.- с.3

9.Федотова А.М. Познаём окружающий мир, играя.- Издательство « ТЦ СФЕРА», 2014.- с.5-6.

Источник