Развитие языка у ребенка

Развитие языка у ребенка thumbnail

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Формирование речи: этапы и рекомендации

Рейтинг
20

Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.
Читайте также:  Статистика патологий развития ребенка

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Читайте также:  Методы и приемы развития познавательной сферы ребенка

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
16.05.2018

Источник