Развитие исследовательской позиции ребенка

Развитие исследовательской позиции ребенка thumbnail

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности

Развитие детской одаренности обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения. И поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Какие мотивационно-личностные особенности ребенка способствуют или, напротив, препятствуют развитию его одаренности? Какие условия необходимы для становления значимых для развития одаренности личностных качеств? Что может, а чего не может сделать школа для развития одаренности ребенка?

Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте считается исследовательская активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же возрасте она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в проявлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов.

Исследовательская позиция возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Все факторы развития одаренности у детей можно объединить в три группы: первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка; вторая группа – это зависимость развития одаренности от характера деятельности; в третью группу входят все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей — накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится её проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

— в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

— в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

— в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка, является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

В своей работе необходимо использовать различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 
Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование, решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели: 
— формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
— развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;
— поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
— развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать дальнейшему развитию его одаренности.

Важнейшими условиями развития исследовательской позиции личности являются обеспечение обогащенной проблемной среды, позволяющей ребенку с высокой степенью самостоятельности открывать знания об окружающем мире, а также поддержка со стороны взрослых (учителя и родителей) всех проявлений исследовательской активности ребенка, создание атмосферы значимости или ценности творчества.

Читайте также:  Консультация для родителей по интеллектуальному развитию ребенку

Источник

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Нелюбинская средняя общеобразовательная школа»

Томского района, Томской области

«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»

Педагог:

Юхник Елена Ивановна,

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»

Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей — накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.

Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

  • в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

  • в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

  • в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Поиск неизвестного

Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование, решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Ситуация новизны, познания в широком смысле слова.

Раздел: Диалог. Монолог.

Тема: Как отличить диалог от монолога.

  1. Предположения детей. Если не знают или неуверенны, решают, где можно найти ответ (учебник, словарь, интернет, спросить).

  2. Чем-то похожи слова? Чем отличаются? (на что похожи, что напоминают, где слышали).

— Если узнать что значит моно, диа, лог. поможет узнать значение слов.

  1. Узнать значение слов (в толковом словаре), остальные читаю перевод.

  2. Выслушивают подготовленные ответы.

  3. Сравнивают все ответы. Делают вывод.

  4. Читают в учебнике и слушают запись.

Подойдут темы: Подлежащее и сказуемое. Распространенное и нераспространенное предложение. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова.

Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка, является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.
Такая работа способствует развитию самостоятельной логики мышления, которое позволяет детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать выводы. В конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду», «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы», «Что здесь лишнее? Почему?» и др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать дальнейшему развитию его одаренности.

Источник

«Исследовательская и проектная деятельность

младших школьников».

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

В настоящее время проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Учителю, организующему проектную деятельность детей, будет полезна нижеследующая информация о классификации проектов.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

  1. энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
  2. специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  3. консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
  4. руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»;
  5. координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1.         Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой
недостаточно знаний; отвечать на вопрос   «Чему   нужно   научиться  для
решения поставленной задачи?».

Читайте также:  Среда и генотип и влияние на развитие ребенка

2.         Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не
достающую информацию;  запрашивать   недостающую   информацию   у
эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения  проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования,   взаимодействия  с  любым партнером, взаимопомощи в группе решении общих задач, делового партнерского общения.

  1. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие),
    принимать решения и прогнозировать последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
  2. Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения — применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в…, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа);

 деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей;

защита на Ученом совете;

игра с залом;

иллюстрированное сопоставление фактов, документов,

событий, эпох, цивилизаций и т.д.;

 научная конференция;

научный доклад;

 отчет исследовательской экспедиции;

 пресс-конференция; путешествие;

реклама; ролевая игра; соревнования;

 спектакль;

спортивная игра;

телепередача; экскурсия; урок.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность успешно сочетается с проектной.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Эту технологию можно использовать не только во внеучебной работе, но и в процессе основных учебных занятий. Результативными являются как кратковременные, так и долговременные исследования детей. Рассмотрим методику кратковременных исследований, которые  назвали экспресс — исследованиями.

Экспресс — исследования

Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одаренных, и тех, кто е может быть отнесен к этой категории. Суть её сводится к тому, что дети проводят кратковременные, оперативные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники в учебно-воспитательном комплексе детский сад — начальная школ, отправляясь на прогулку после учебного дня, получают индивидуальные задания для поведения эмпирических исследований по природоведению. Им предлагалось исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, проследить, как зимуют травы, как ложится снег, как «ведут себя зимой насекомые, как и почему люди прокладывают тропинки по территории школы и т. п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но теоретические и, конечно же, фантастические экспресс — исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина будущего и др.): «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.

Теоретические экспресс — исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпирические. Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Его можно проводить в виде симпозиумов и конференций. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Чтобы обсуждение не затягивалось и не уходило в непродуктивное русло, каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада. 

Долговременные исследования

Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения каждого исследовательского проекта — несколько месяцев.

Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  1. ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
  2. предлагает возможные  варианты решения;
  3. собирает материал;
  4. делает обобщения;
  5. готовит проект (доклад, макет и др.);
  6. защищает проект.

Возникает вопрос: «Как  проектирование и исследование влияет на развитие одарённости у детей?» 

Исследовательская позиция ребёнка как фактор развития одарённости.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с одаренными детьми.

Замечательный психолог К.Г. Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том, что эти плоды «висят на тех ветвях, которые легко обламываются». С точки зрения современных представлений о развитии детской одаренности это сравнение можно рассматривать как удивительно точное, поскольку развитие детской одаренности как системного качества психики обусловлено сложным динамическим взаимодействием интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей ребенка, а также условий его окружения.

Для педагога-практика это сложное положение осознается вполне конкретно. Любой учитель, много лет проработавший в школе, не один раз мог наблюдать, что далеко не все  «подающие надежду» дети, к которым традиционно относят детей с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал

К. Юнг. Именно поэтому в последние десятилетия взоры исследователей все чаще обращаются к изучению мотивационно-личностных предпосылок развития одаренности и условий окружения, среди которых ведущая роль принадлежит обучению.

Читайте также:  Развитие ребенка учим времена года

Исследовательская активность и исследовательская позиция

как личностная характеристика одаренного школьника

Наиболее ярким и важным проявлением высокого творческого потенциала в детском возрасте многие психологи считают исследовательскую активность ребенка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на все более высокие ступени. Так, у одаренного ребенка дошкольного возраста исследовательская активность проявляется как очень широкая любознательность и выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. В подростковом же и юношеском возрастах она переходит в стадию самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач, что выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания или деятельности человека. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, «преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов.  Широта (диапазон), качественное своеобразие и степень устойчивости исследовательской активности ребенка определяют меру его индивидуального творческого освоения и постижения мира.

Наиболее полно и последовательно эта идея разработана в концепции творческой одаренности, предложенной А.М. Матюшкиным. В этой концепции исследовательская активность ребенка рассматривается в качестве важнейшей предпосылки развития как общей, так и специальной одаренности.

Исследования, выполненные в русле этой концепции, позволили изучить становление еще одной важной характеристики одаренного ребенка, имеющей большое значение в дальнейшем развитии его одаренности. Эта важнейшая личностная характеристика — исследовательская позиция — возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности ребенка. Именно эта мотивационно-личностная характеристика, активно развивающаяся на протяжении младшего школьного возраста, во многом определяет благоприятный прогноз развития одаренности в последующие возрастные периоды.

Что же представляет собой эта характеристика? Исследовательская позиция выражает определенный тип отношения ребенка, подростка или юноши к познанию окружающего мира — отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребенка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределенности, новизны, познания в широком смысле слова. На протяжении школьного детства большое значение отводится ее проявлению в обучении как частном случае познавательной деятельности. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:

— в высоком уровне и широте поисково-исследовательской   активности ребенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью;

—        в склонности к продолжительным самостоятельным умственным

усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»;

—        в предпочтении самостоятельных продуктивных способов познания.

В  противоположность  исследовательской можно выделить репродуктивную позицию в обучении. Она обнаруживает себя в более низких уровнях поисково-исследовательской   активности в ситуации неопределенности и  ее узконаправленном, «утилитарном» характере, в отсутствии у ребенка значительных самостоятельных усилий в  процессе  нахождения  неизвестного и предпочтении репродуктивных способов познания.  В свете развития одаренности становление такой позиции у ребенка равносильно потере новых внутренних источников, питающих «прекрасные плоды, висящие на тончайших ветвях».

В связи с этим становятся актуальными вопросы: каковы же особенное развития исследовательской позиции у детей и подростков? Какой возрастной период является наиболее значимым   с  точки   зрения   становления исследовательской  позиции? Какие условия способствуют или препятствуют ее становлению?

Как развивается исследовательские позиция у школьников?

Изучение исследовательской позиции у детей позволило установить, что уже в младшем школьном возрасте одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности у них этой мотивационно-личностной особенности. Наиболее же ярко это различие обнаруживается в показателе настойчивости в достижении познавательной цели, которая у одаренных детей выражена значительно сильнее. Это говорит об особом значении этой характеристики.

Важно отметить и значение индивидуальных различий по уровню развития исследовательской позиции у одаренных школьников. Так, в ходе широкомасштабного, длительного исследования, позволившего проследить развитие одаренных детей с момента их поступления в школу до ее окончания и обучения в ВУЗах, был выявлен интересный факт. Оказалось, что одаренные дети, которые к 10-11 годам превосходили своих одаренных же сверстников по уровню выраженности исследовательской позиции, обнаружили и более высокие уровни творческой активности и творческих достижений к концу обучения в школе. Кроме того, они имели и некоторое преимущество в показателях интеллектуального развития даже в тех случаях, когда в 10-11-летнем возрасте они по этим же показателям несколько уступали своим одаренным сверстникам. Таким образом,  можно говорить о том, что возникновение у ребенка устойчивой, ярко выраженной исследовательской позиции является одним из важнейших условий его дальнейшего творческого развития.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

• развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  1. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  2. умение самостоятельно конструировать свои  знания;
  3. умение интегрировать знания из различных областей наук;
  4. умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

•        наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  1. самостоятельную деятельность ученика;
  2. структурирование   содержательной   части проекта с указанием поэтапных результатов;
  3. использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов
    исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  2. уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  3. устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Источник