Развитие исследовательской активности ребенка

Сарвиназ Пашаева
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

«Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» — писал Л. С. Выготский о познавательной потребности детей.

В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Проявляя исследовательскую активность дети познают окружающий мир.

Перед педагогами дошкольного образования, имеющими возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка, выдвигается задача развития его исследовательской и познавательной активности на этапе дошкольного детства.

Именно на этом жизненном этапе развития ребёнка определяется формирование главных познавательных особенностей личности. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности важно сформировать с детства.

Вопросам развития исследовательской активности детей дошкольного возраста отводится важное место в работах известных педагогов и психологов, которые чётко определили подход ребёнка к исследовательской деятельности, как личностному свойству. Изучением наличия у ребёнка собственной активности в познании занимались Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Князева О. Л., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и другие.

Именно в их работах говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Применительно к детям, особенно дошкольникам, как считает А. Н. Поддьяков, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнут аспект потребностно- мотивационный и энергетический, в «исследовательском поведении» — аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» — аспект целеустремленности и целенаправленности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира,он хочет его познать: сеет семена растений и наблюдает, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с различными материалами ; выращивает кристаллы, собирает коллекцию камней. Все это – объекты исследования. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская активность в поведении ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Факт существования исследовательской активности и её вклад в дело развития психики ребёнка давно никем не оспаривается. При этом степень значимости этого вклада с точки зрения образования представителями разных научных школ оценивается по-разному. Эта проблематика обычно обсуждается в связи с обучением и изучением действия механизмов познания внешнего мира ребёнком.

Интерес к проблеме исследовательской активности дошкольников вызван тем, что дети этого возраста по своей природе исследователи окружающего мира. Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует и восхищает, а также иногда раздражает и возмущает консервативных взрослых. Ребёнок задаёт вопросы, потрясающие как бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Период старшего дошкольного детства важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. Новизна и разнообразие способов исследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно — условием развития познавательных способностей старших дошкольников.

Поэтому работа по развитию исследовательской активности должна начаться, задолго до поступления в школу.

Целью методической разработки является развитие исследовательской активности старших дошкольников.

Для решения данных задач в группе была создана картотека опытов, логических задач по экологической проблематике, моделей-схем, занятий, дидактических игр для развития исследовательской активности старших дошкольников.

По развитию исследовательской активности у детей средствами экспериментально-опытнической деятельности в условиях живой практики в разные времена года составлены консультации, рекомендации, буклеты для родителей.

Любопытный ребенок позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, двигаясь им навстречу, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Он проявляет нужду или желание узнавать о себе и окружающем его мире; изучает окружающую действительность, ища новые опыты; настойчиво изучает и исследует стимулы с целью узнать больше о них.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, поэтому нами были разработаны опыты в детской мини-лаборатории для детей 5-7 лет и разработан тематический план её работы. На занятиях в лаборатории мы проводим с детьми разнообразные эксперименты, опыты, анализируем объекты и явления живой и неживой природы, учимся делать выводы. На территории нашего ДОУ создана экологическая тропа. Во время наблюдений на прогулке мы оганизовываем деятельность с проведением экспериментирования, анализируем объекты живой и неживой природы, учим детей делать выводы и умозаключения.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Актуально высказывание Л. С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В результате регулярной и систематической экспериментально-поисковой деятельности с разными объектами живой и неживой природы, дети старшего дошкольного возраста могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически, о чем говорит положительная динамика в развитии исследовательской активности по результатам двухлетнего мониторинга.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности исследовательской активности ребенка.

Как показывает практика, опыты, эксперименты, проекты, логические задачи способствуют приобретению в дошкольном возрасте поискового опыта, экспериментальной деятельности, развитию познавательной мотивации, а также стимулируют зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мышление, помогают успешно развивать самостоятельность ребенка, его творческие способности и подготавливают к успешному обучению в школе.

Источник

Елена Зайцева
«Пути эффективного развития познавательно-исследовательской активности дошкольников»

Для решения проблемы развития познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе ДОО педагогам необходимо искать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей.

2 слайд

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т. е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала.

3 слайд

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

4 слайд

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

5 слайд

“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти

знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода

проектов.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с

младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,

сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

6 слайд

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

7 слайд

При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

в организованной образовательной деятельности:

— занятия-путешествия;

— занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности:

— наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

дидактические и сюжетно-ролевые игры;

практические упражнения;

— опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

— коллекционирование (классификационная работа);

— совместное творчество детей и родителей;

— презентация.

В Самостоятельной деятельности

8 слайд

Моя группа называется «Василек» — это мой главный «проект». Для каждого воспитателя главной гордостью являются дети, а они у нас – талантливые, любознательные и просто самые лучшие.

Анализ уровня развития детей на начало года показал, что лишь 4% группы детей имели высокий уровень знаний по социально- коммуникативному развитию, а средний лишь 46%. низкий 50 % Мною было решено, что необходимо в процессе организованной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей используя метод проекта.

Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.

9слайд

Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о осени, привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, был разработан проект «Осень, осень, в гости просим»

Во время проекта дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян лук, помидоры, огурцы, узнали о пользе овощей для здоровья. Применили свой опыт для выращивания овощей в огороде детского сада. Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием творческих способностей. поисковой деятельности, связной речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения. Хочется отметить что родители приняли активное участие в проекте — в конкурсе «Дары осени» результат проекта поделки из овощей, природного материала, составление осенних букетов.

10 слайд

Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет!

Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж,конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо.

Мой рассказ вызвал интерес у детей — они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.

11 слайд

Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов». Во время реализации проекта у детей повысился запас знаний и представлений, повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, ,логического мышления. (знание о разных видах часов., умение отражать абстрактные понятия о времени, наличие материала (альбомы, художественная литература).

12 слайд

Продукт проекта «Лэпбук – «Удивительный мир часов»

13 слайд

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, беречь природу.

Повысить уровень экологической воспитанности детей и их родителей. Изменить отношение к природе родного края, к проблемам экологии страны и Земли в целом. Был реализован проект «День Земли»

Изучив актуальность проблемы, учитывая поставленную цель и задачи мы приступили к реализации проекта.

В ходе реализации проекта использовала такие методы и приемы как:

-Чтение рассказов. Разучивание стихотворений С Маршак «Весенняя песенка» М. Сырова «Подснежник» Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата» К Ушинский «Утренние лучи»

-Рассматривание иллюстраций и беседы после просмотра «Землю сгубишь – новую не купишь»!

-Выставки рисунков «Мы — друзья природы».

-Были проведены цикл познавательных занятий. «Как я могу защитить природу?»

-Просмотр презентаций и видеофильмов «Почему мы должны ценить природу и нашу планету?»

В реализацию проекта были привлечены родители. Родителям были представлены консультации такие как «Стань природе другом», «Как привить любовь к природе», так же предложены буклеты по теме. Были предложены творческие задания, на которых родители совместно с детьми рисовали рисунки о природе и составляли рассказы. Результат проекта изготовление экологических знаков.

14 слайд

Лето для детей – самое лучшее время года, время отдыха. Когда можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться,в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и тёплой нежной водой. Проект «Солнышко лучистое» был выбран не случайно. Я хотела детям дать элементарные представления о солнце и его влиянии на природу и на здоровье. А также вовлечь каждого участника, как детей, так и родителей, в активный, познавательный и творческий процесс. Во время проведения данного проекта, дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. У детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Благодаря солнцу живут люди, растения, животные. В процессе данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца, сформировались представления детей о его влиянии на природу. На прогулке ребята наблюдали за солнцем в разное время суток, за изменениями в природе, связанных с солнцем, за радугой.

Проводили комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко» способствовали активизации двигательной активности детей, поднимала настроение детей. Во время подвижных игр «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики» «Спрячемся от солнышка», «Здравствуй, солнечный лучик», «Найди свою тень», дети научились осознанно и осмысленно выполнять действия с текстом. Предлагала детям дидактические игры «Сложи солнышко», игры с мозаикой — развивала у детей любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно –печатным, дидактическим играм. В конце проекта я провела развлечение с детьми «У солнышка в гостях», дети получили эмоционально- положительный заряд, у детей было радостное настроение, желание участвовать в играх, детям доставила удовольствие.Родители принимали участие в реализации проекта: проводили наблюдения за восходом и закатом солнца с детьми, в изготовлении солнышек из различных материалом, разучивали потешки, загадки о солнышке.

Проведённая работа способствовала развитию познавательных способностей детей, речевой активности, наблюдательности и развитию творческих умений. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений поддерживала у детей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Таким образом,задачи и цели проекта были выполнены: даны элементарные представления о солнце, сформирована познавательная активность детей при проведении экспериментов, наблюдений, обогащён словарный запас.

15 слайд Проект «Мой дом в моем городе»

В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятия себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. Совместно с родителями реализовали проект «Мой дом в моем городе» .Участие родителей и детей в данном проекте позволило обогатить знания и представления детей о родном городе, своём доме, Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду. И продуктом нашего проекта стали коллажи «Мой дом»

16 слайд

Продукт проекта коллажи «Мой дом»

17 слайд Проект «Что за чудо – снеговик»

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. Поэтому, исследовательская работа становится ведущим способом познания окружающего мира.

Одним из любимых зимних развлечений детей -постройка снеговика А снеговик – главный символ зимы, новогодних праздников. Возникла идея разработать проект «Что за чудо – снеговик»

Цель : вовлечь всех участников проекта в активный познавательно-творческий процесс, приобщение к культуре зимних забав, традиций.

Задачи: 1. Обобщить знания о временах года, зимних месяцах и зимних забавах.

2. Познакомить детей с историей образа снеговика.

3. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

4. Расширить представления детей о свойствах снега.

5. Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.

6. Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма при

выполнении коллективной деятельности.

7. Поощрять проявления инициативы в организации и проведении

исследовательской и творческой деятельности.

8. Прививать навыки здорового образа жизни.

9. Приобщать родителей к совместной творческой работе с детьми.

Вывод: в результате реализации проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой и познавательной деятельности, закрепили свои знания о снеге, активизировалась речь, дети сблизились друг с другом и родителями в процессе выполнения совместных работ.

18 слайд

Результаты реализации проектной деятельности радуют, Занимаясь исследованиями,дети значительно расширили свои знания:

— о материалах;

— о природных явлениях;

— об окружающем мире.

но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем продолжать изучать и внедрять в практику работы детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

19 слайд

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Источник