Развитие интонационной структуры ребенка
Тема: онтогенез интонационной стороны речи.
Интонация — важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении (высказывание), средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.
Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.
В понятие интонации включается:
- темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов),
- паузы (перерывы в произнесении речевых элементов),
- тембр речи (окраска человеческого голоса),
- тон речи (степень высоты звука),
- ритм (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания),
- мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).
Совершенные способы моделирования, характеризующие просодику взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они формируются постепенно, совершенствуются под влиянием жизненной практики, опыта и специального обучения. Овладение ритмо-интонационной стороной речи представляет собой установление связей между словом слышимым и произносимым.
Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода:
— подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи
— период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).
Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.
Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.
К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.
На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.
Лепская утверждала, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 мес. – 1 года 6 мес. И в течении полугода остается основой детской коммуникации.
Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.
Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.
Ковшиков установил, что основные типы интонации оказываются сформированными уже в довербальный период освоения языка.
Фридман показал, что развитие интонационных конструкций происходит подобно развитию компонентов языка.
По мнению А.Н. Гвоздева, Р.В. Тонковой-Ямпольской :
приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации,
после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.
- К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная), приблизительно в 2 г. 6 м. они максимально, иногда утрированно, используются в спонтанной речи.
- На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний. Коммуникативный мотив и ситуация, преломляясь через определенную личностную позицию и эмоциональное отношение, вызывают заметные индивидуальные вариации интонационной выразительности.
- Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.
- Дифференциация интонаций формируется в следующей последовательности:
- — со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых;
- — с девятого месяца жизни — «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых;
- — с двух лет — интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.
Интонационная сторона речи формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т.к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально — экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.
Совершенствование интонирования по мере функционального совершенствования коры головного мозга:
Пятин В.Ф., Сергеева М.С. Установили, что среди внутренних детерминант мозговой деятельности человека одних из ведущих является тип интонирования речи
Как фонетическое явление интонации рассматривается в различных аспектах:
- Артикуляторном;
- Акустическом;
- Перцептивном;
- Лингвистическом.
Артикуляторный аспект:
Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.
Акустический аспект:
Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.
Перцептивный аспект:
Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.
Лингвистический аспект:
В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.
Особенности голосообразования у ребенка
По мере роста и развитая ребенка растет и изменяется и его речевой аппарат, прежде всего — органы голосообразования.
При этом разные органы, входящие в состав голосового аппарата, растут неравномерно, поэтому голос ребенка с возрастом изменяется по следующим показателям: по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.
Диапазоном голоса называется разница между минимальным и максимальным значением таких акустических характеристик голоса, как сила и высота голоса.
Регистр голоса, по определению Орловой, — «это ряд последовательно идущих по шкале звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания (тембру)».
При грудном регистре активно работают грудные резонаторы (грудная клетка); Ее вибрацию можно ощутить, если положить руку на область грудины. Голосовые складки при сближении плотно смыкаются, колеблются всей своей массой. В голосе присутствует большое количество обертонов, он звучит мощно и громко, тембр у него богатый, сочный.
При головном регистре работают в основном головные (верхние) резонаторы. Голосовые складки при сближении смыкаются не полностью, колебания проходят не по всей складке, а только в области ее свободного края (голосовая складка состоит из тела голосовой мышцы и края мышечной складки, которую ещё называют «собственно голосовой связкой»).
Обертонов в голосе меньше, громкость его также меньше, но зато голос звучит звонко, обладает большой полётностью. При головном регистре голос выше, чем при грудном.
При смешанном регистре звучание грудного и головного резонаторов сочетаются. Если больше работают грудные резонаторы, голос будет ближе к грудному. Если больше работают головные резонаторы, голос будет приближаться к фальцету. Голосовые складки колеблются по свободному краю и прилегающему участку голосовой мышцы. Голос при смешанном регистре по высоте и диапазону занимает среднее место между грудным и головным. Он выше и слабее грудного, но ниже и сильнее головного. Количество обертонов в нем также среднее.
Стадии развития голоса в онтогенезе:
Голос новорождённых и грудных детей (младенческий голос). Высота голоса всех детей примерно одна и та же – один-два тона в пределах «ля» первой октавы. По тембру голоса отличаются друг от друга; новорожденных на третий-четвертый день жизни можно различать по голосам.
Голос преддошкольников (детей младшего дошкольного возраста).Диапозог несколько расширяется по высоте: два-три тона в пределах «фа» — «ля» первой октавы. Сила голоса невелика.
Голос детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается заметное расширение диапазона по силе и высоте (четыре-пять тонов).
Голос в период мутации. Мутация проходит в возрасте от 11 до 19 лет. В этот период голос становится нестабильным, он часто меняется по высоте, срывается. Диапазон голоса во время мутации: 250—680 Гц. В норме по окончании периода мутации фальцет уже исчезает, голос приобретает взрослый (мужской или женский) тембр.
Интонация в лингвистике
- В конце XIX в. исследованием интонации стали заниматься лингвисты.
- Основы научного подхода к изучению интонации в отечественном языкознании были заложены Василием Алексеевичем Богородицким, Александром Матвеевичем Пешковским, Львом Владимировичем Щербой.
- В 1960-х гг. Е. А. Брызгунова предложила описание интонации в русском языке с использованием понятия интонационной конструкции (всего было выделено 7 типов ИК).
- Учеными давно установлено, что интонация выполняет три основные функции: семантическую, синтаксическую и стилистическую.
Связь с другими ПЛС
Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения (фонационное средство). Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.
Список литературы:
- Залевская А. А., Введение в психолингвистику. – М.; 2000 г.
- Ларина Е.А., Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР в структуре коррекции нарушения письма: дис. кан. пед. наук / Е. А. Ларина. – Екатеринбург, 2007. – 250 с.
- Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367с.
- Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания. – М.: Наука, 1979
- Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.B. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222, [2] с.
- Филиппова, Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 192 с.
- Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Поварова И.А. Заикание:диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений усной речи.Монография. СПб.:Речь,2005.-275.
Источник
Семинар – практикум для воспитателей
« Формирование интонационной стороны речи»
Цели: повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребенка; оказание помощи воспитателям в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
Интонация – это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих основных средств относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; темп речи; тембр речи, ритм речи. Эти интонационные средства, как отмечают В.А. Артемов , Л.П. Блохина , Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина и др., в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Мелодика – это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
Пауза – перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.
Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания.
Темп речи – скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Кроме того, темпом называют длительность произнесения речевых отрезков.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Это последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определённые промежутки времени.
Временные компоненты интонации – темп и ритм – физиологически обусловлены организацией речевого дыхания.
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи. Оно непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом.
Тембр – это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Тембр может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего.
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичности голосовых складок.
Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами, а также нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов.
Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Многие педагоги и родители сталкиваются с монотонностью и невыразительностью речи при подготовке к выступлениям к праздникам, при чтении стихотворений. Чаще всего монотонность связана с тем, что дети не понимают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Чаще всего дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (тише, громче, выше, ниже), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.
У детей с речевой патологией речь неразборчивая, маловыразительная, недостаточно внятная, они испытывают трудности переключения с одного типа интонации на другой (застревание на одной интонации), голос глухой, сдавленный, темп высказываний замедленный, логическое ударение употребляют неправильно, интонационная речь невыразительна. Фраза у детей формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы.
Дети с речевой патологией не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами
Необходима организация целенаправленной коррекционной работы по развитию речевого дыхания и интонационно-выразительной окраски речи у дошкольников данной категории.
Задачи:
— развивать артикуляционные и мимические движения;
— развивать голос;
— развивать речевое дыхание;
— научить детей ритмично выполнять задания педагогов;
— развивать слуховое внимание;
— научить детей подбирать рифмующееся слово;
— развивать умение пользоваться интонацией, паузой;
— научить правильно пользоваться ударением.
Работа по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников должна проходить через всю деятельность детей на занятиях.
Работу по развитию выразительности речи проводят в 2 этапа. Сначала формируется навык восприятия интонации, затем формируются навыки использования ее в собственной речи.
Игры и упражнения на развитие выразительности речи.
1.Игровые упражнения по развитию мимики
«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).
«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
«Обиделись» (опускают уголки губ).
«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.
2. Игровые упражнения по развитию пантомимики
Упражнение «Котенок веселый – грустный»
Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.
номик
Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состоянием.
Гнoмик гулял по лужайке и увидел зайчика.
– Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик.
Гномик вышел из домика и встретил мальчика.
– Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!
– Вoт еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше.
Сценка
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.
3. Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход игры: взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Играть можно в группе и на улице.
4.Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Ход игры: взрослый достает приготовленные игрушки (домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
5.Игра «Эхо». Цель игры: развитие силы голоса. Ход игры: дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один ребенок произносит громко сочетание звуков (ау, ио и т.д), а другой ребенок из пары повторяет это сочетание тихо.
6. Игра « Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Ход игры: взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
7. Игра «Повтори за мной». Цель: учить ребенка подражать выразительности речи и мимике. Ход игры; Взрослый изображает мимикой веселого, грустного, сердитого, удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией восклицания «ой – ой – ой», «ах – ах – ах», «ай – ай –ай», «о-го-го», «ох – ох – ох). Ребенок должен догадаться, какое настроение передает взрослый и повторить с такой же интонацией и мимикой.
8. Игра «Подъем – спуск по лестнице». Цель: учить детей изменять силу голоса. Ход игры: Дети представляют, что они поднимаются по лестнице и считают до 10, постепенно повышая голос от шепота и выше. Затем, спускаются по лестнице считая от 10 и постепенно понижая голос.
9. Игра «Ритмический рисунок». Цель: научить ребенка запоминать и повторять ритмический рисунок. Можно отхлопывать, отстукивать пальчиками, оттопывать.
10.Кукольный театр «Три медведя», «Теремок», «Колобок». Цель: развитие тембровой окраски голоса..
11. Игра «Расскажи по – разному». Цель: научить детей владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания. Ход игры: можнo использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую дети выучили наизусть. Необходимо быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании ( весело — грустно, медленно — быстро, громко – тихо). Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (можно менять на каждую строку).
12. Медленные стихи.
Цель: развивать чувство ритма.
Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
13. Подбор рифмы.
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не … (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает.
Головой … (Трясет? Вертит? Мотает?)
Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:
Наша старшая сестра
Вяжет … (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)
У меня в кармашке
Маки … (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)
Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:
Шина, машина, прокололась, ехала.
Ехала машина.
Прокололась шина.
Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.
Надевай на ножки
Теплые сапожки.
14. «Скажи, как Я». Цель: развивать способность ребенка воспроизводить интонационную конструкцию на материале одной и той же фразы.
Инструкция: «Произнеси за мной одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
— Завтра будет дождь.
— Завтра будет дождь?
— Завтра будет дождь!
15.Упражнение «Повтори так же, как и я». Цель: сформированность умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.
Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».
— Вова рисует машину.
— Вова рисует машину.
— Вова рисует машину.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Литература
1.Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед. 2005 №1.
2.Бухвостова С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск, 1976.
3.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: 2000.
4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Детство – Пресс, 2004.
Источник