Диагностика развития ребенка с овз в доу

Психолого – педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ  в ДОУ проводится в четыре этапа:

  • Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
  • Второй этап –  психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ  — педагогом –психологом и логопедом ДОУ.
  • Третий этап — Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на  ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико — педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения  для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Четвертый этап —  дифференциальная диагностика, которая проводится  психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

  • определение цели и задач диагностики;
  • подбор критериев и показателей для определения результативности;
  • выбор методик изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение диагностики;
  • формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:

  • Педагогическая, проводится воспитателями.
  • Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

  1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
  2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
  3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
  5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики  лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

 Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод — создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее — индивидуальная  карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

 Для педагога – психолога:

Психологическое исследование ребёнка — включает в себя методы диагностики:

  • изучает документы ребенка;
  • проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
  • осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
  • проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

— восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

— представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

— внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

— памяти (слуховой, зрительной), объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

Читайте также:  Курсы раннего развития ребенка для педагогов

— речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

— мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

— ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

— эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

— самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки:

Немов Р.С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

  • исследование зрительного восприятия;
  • пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
  • воспроизведения сложной формы;
  • зрительного внимания;
  • исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

  • Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Источник

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя — логопеда, педагога — психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя — логопеда, педагога — психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

ФГОС дошкольного образования от 01.01.2014

ставит задачи:

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…

В этой ситуации мы это учитель – логопед и педагог- психолог тесно взаимодействуем и сообща решаем такие задачи как:

1.Мотивировать педагогов на организацию деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.

2. Закрепить знания педагогов об основных показателях развития ребенка 3-4 лет в норме.

3. Определить основные показатели психо-речевого развития детей младшего  и среднего дошкольного возраста вызывающие опасения.

4.Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с отклоняющимся развитием.

5. Представить информацию педагогам о этапах оказания помощи детям на уровне ДОУ и района.

Цель: выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д.

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях и индивидуализации образовательного маршрута для педагогов массовых групп  младшего  возраста, чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что  воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями  со сверстниками и родителями.

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости консультации их со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом)

Воспитатели массовых групп, учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребенка и  консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики.

Диагностическая работа: обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения)

Учитель – логопед, педагог –психолог

4.

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр.

Цель: для уточнения психолого- логопедического заключени

Учитель — логопед, педагог – психолог

5.

Заседание ППк (где утверждается список детей для прохождения территориальной ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации и определения дальнейшего образовательного маршрута)

Воспитатели массовых групп, учитель —  логопед, педагог — психолог, заместитель заведующего по ВР, заведующий

6.

Направление к специалистам ТПМПК, оформление соответствующих документов.

Учитель —  логопед, педагог — психолог, заместитель заведующего по ВР

7.

Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Цель Психолого — логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого — логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка  в социуме)

Воспитатели массовых групп,  учитель — логопед, педагог – психолог, заведующий,  заместитель заведующего по ВР

8.

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

(Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) 

учитель — логопед, педагог – психолог,

9.

Отслеживание динамики развития каждого ребенка.

Воспитатели массовых групп, учитель —  логопед, педагог — психолог.

Читайте также:  Центр развития ребенка нижний тагил

             Выводы. Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ способствует оказанию ранней комплексной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (и их законным представителям), также  позволяет эффективно компенсировать отклонения в речевом и психическом развитии детей и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в том числе и в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей, что очень и очень важно. Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.

Консультативный пункт проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка и вовремя оказать квалифицированную помощь семье.

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д.

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях для педагогов массовых групп  (младшего  возраста), чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что  воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями  со сверстниками и родителями.

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (зак. Пред-ми) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители пишут согласие  на обследование).

 Учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Диагностическая работа: проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ,. Проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы.

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр.  Цель: для уточнения психолого- логопедического заключения.

4.

Представление воспитанников на заседании ППк (где утверждается примерный список детей для прохождения ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы.

Вос массовых групп, уч —  логопед, пед- психолог, зам зав по ВР, заведующий

5.

Работа с родителями (зак. Пред-ми): консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики, выявление социального запроса.

уч —  логопед, пед- психолог,

6.

Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ.

Вос массовых групп,  уч —  логопед, пе- психолог, зам зав поВР, заведующий

7.

Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов

зам зав по ВР

8.

Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программев соответствии с рекомендациями ПМПК.

 Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Цель Психолого — логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого — логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка  в социуме)

Вос массовых групп,  уч — логопед, пед – психолог, заведующий,  зам зав по ВР, муз руководитель, инстр по ФИЗО

9

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

(Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации) 

учитель — логопед, педагог – психолог,

10

Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП).

11

Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП

Читайте также:  Роль речевого окружения в развитии речи ребенка

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Содержание этапа

Ответственный

1.

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за  их развитием, особенностями адаптации, поведением и т.д. (Заполнения бланка наблюдения за ребёнком).

Воспитатели массовых групп

2.

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребёнка (родители заполняют бланк согласие  на логопедическое и психологическое обследование).

Учитель – логопед, педагог –психолог

3.

Диагностическая работа, с целью проведение комплексного обследования детей и своевременное выявление детей с ОВЗ. 

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости): невролог, лор, окулист, психиатр, для уточнения психолого- логопедического заключения);

— проанализировать контингент воспитанников и выявить детей, нуждающихся в уточнении образовательной программы.

4.

Представление воспитанников на заседании ППк.  Цель: выявить детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации. Для уточнения образовательной программы.

Учитель – логопед, педагог –психолог, зам. Заведующего по ВР

5.

Работа с родителями (законными представителями): консультирование  по результатам диагностики, выявление социального запроса.

Учитель – логопед, педагог –психолог

6.

Изучение документов по данному направлению, на уровне ППк ДОУ. 

Воспитатели массовых групп,  учитель —  логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, заведующий

7.

Направление воспитанников на ПМПК, с полным пакетом документов

Зам.  заведующего  по ВР

8.

Написание адаптированной программы и обучение воспитанников по адаптированной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Воспитатели массовых групп,  учитель —  логопед, педагог- психолог, зам. заведующего по ВР, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО

9.

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

Учитель — логопед, педагог – психолог

10.

Отслеживание динамики развития каждого ребенка (мониторинги, результаты обучения по АОП).

11.

Повторное прохождение ПМПК (с целью отследить динамику, продолжать обучение по АОП или по ООП

Источник